Активные формы работы на уроках
Активные формы работы на уроках icon

Активные формы работы на уроках



НазваниеАктивные формы работы на уроках
Дата конвертации22.09.2012
Размер36.14 Kb.
ТипУрок
источник

Активные формы работы на уроках.


Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые




ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.


^ Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

^ Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

^ Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм

2. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)

3. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)

4. Метод свободных ассоциаций

5. Метод инверсии

6. Метод эмпатии

7. Метод синектики

1. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

2. ^ Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. ^ Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. ^ Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. ^ Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

6. ^ Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, ра зрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

7. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.




Похожие:

Активные формы работы на уроках iconВыступление на шмо учителей начальных классов «Активные формы организации методической работы»
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые,...
Активные формы работы на уроках iconАктивные формы работы на уроках истории как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках iconАктивные формы методической работы с педагогическими кадрами
Поэтому в методической работе надо выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива...
Активные формы работы на уроках iconАктивные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры
Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и...
Активные формы работы на уроках iconСправочник по методике русского языка. М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991
Активные формы и методы внедрения передового педагогического опыта: Сб на-уч статей/Отв ред. В. Ф. Паламарчук. К., 1989
Активные формы работы на уроках iconСамообразования
«Создание педагогических условий для развития нравственных качеств личности младших школьников с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном...
Активные формы работы на уроках iconКонспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная...
Активные формы работы на уроках iconАктивные формы методической работы с педагогическими кадрами
К ним можно отнести встречи "за круглым столом", диспуты, педагогические ринги, деловые игры, "мозговой штурм", квн, решение ситуационных...
Активные формы работы на уроках iconАктивные формы обучения
Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения
Активные формы работы на уроках iconКоваль Татьяна Эдуардовна, учитель музыки
Формы и методы работы учителя по развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы