Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся icon

Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся



НазваниеМетодические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся
Дата конвертации22.09.2012
Размер356.46 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Методические рекомендации по написанию и оформлению

учебного исследования


Исследовательская деятельность обучающихся деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы,

  • изучение теории, посвященной данной проблематике,

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

  • научный комментарий,

  • собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.


Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

– овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.


^ Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся

(по Н.И.Запрудскому)


^ Учебно-исследовательская деятельность

Признаки для сравнения

Научно-исследовательская деятельность

Предполагает открытие, как правило, лишь субъективно новых знаний

^ Новизна темы исследования

Предполагает открытие новых знаний

Как правило, субъективны

Особенность решаемых проблем

Преимущественно объективны

Получение субъективно нового знания

^ Характер цели

Получение объективно нового знания

Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой

^ Методы разрешения проблемы

Эмпирические (наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование, проектирование, обобщение и др.).

Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов. На каждом из этапов ему может быть оказана помощь

^ Степень самостоятель -

ности

Как правило, самостоятельная деятельность.

Как правило, субъективны

^ Полученные результаты

Объективны, доказательны

Реферативная работа, статья, тезисы, выступление на ученической конференции

^ Формы представления результатов

Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление

Происходит развитие личности

^ Личная значимость исследователь -ской

деятельности

Происходит развитие личности

Иногда способствует развитию науки

^ Научное значение

Способствует развитию науки


Особенность исследования в сфере образования состоит в том, что оно является учебным.

Учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата.

Если в науке приоритетом, как правило, является производство новых знаний, то цель организации исследовательской деятельности школьников – формирование у них навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им субъективно новых знаний (т.е. знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного учащегося новыми и личностно значимыми).


Типология учебных исследований учащихся


По целям

Инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные.

По содержанию

Эмпирические и теоретические.

Естествознание и гуманитарная сфера.

Монопредметные, межпредметные, надпредметные.

По методам

Экспериментальные и др.

По времени и месту

Урочные (на уроках и факультативах) и внеклассные.

По продолжительности

Краткосрочные (урок или его часть), среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).

По составу участников

Индивидуальные, коллективные.


^ Виды учебных исследований

(автор идеи А.П.Тряпицына):

монопредметные – исследование, которое проводится по какому-то одному предмету и предполагает привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету;

межпредметные – исследование, которое требует привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов. Мотивом такого исследования чаще всего становится глубокий интерес ученика к проблеме, которая рассматривается в различных образовательных областях по-разному;

надпредметные – исследование, которое направлено на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы.

^ Преимущества надпредметных исследований:

– помогают преодолеть фрагментарность знаний учащихся, формируют общеучебные умения и навыки;

– помогают преодолеть узость мыслительной деятельности ученика;

– процесс исследования объединяет не только учеников, но и педагогов;

– изменяет отношение ученика к отдельным учебным предметам.


^ Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

(по Н.И.Дереклеевой)


  1. Четко сформулирована цель исследования.

  2. Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.

  3. Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.

  4. Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.

  5. Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

  6. Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.

  7. Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.

  8. Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.

  9. Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.

  10. Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (или должно быть оригинальным её решение).

  11. Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


^ Этапы деятельности при выполнении учебного исследования

(по Н.И.Запрудскому)




^ Исследовательская деятельность учащихся

Управляющая деятельность учителя

1




Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций

2

Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрение проблемы

Предъявление учащимся фактов, противоречий, привлекательной информации, создание проблемной ситуации

3

«Инкубационный период». Определение сферы исследования (формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы)

Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования

4

Определение темы исследования

Помощь в определении предмета и темы исследования

5

Определение цели и задач исследования

Оказание помощи в формулировке цели и задач исследования

6

Выработка гипотезы (гипотез). Построение модели

Рекомендации выдвинуть предположения в отношении характера тех зависимостей, которые предстоит изучить, установить с помощью эксперимента или работы с литературой.

Предложение найти объяснение выдвинутой гипотезе

7

Планирование и разработка методики проведения исследования

Предложение учащимся различных методов решения задач исследования

8

Сбор и систематизация полученной информации

Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования

9

Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов

Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации

10

Подготовка отчета

Консультирование по подготовке отчета и публичной защите исследования

11

Презентация и защита результатов исследования

Помощь и поддержка непосредственно перед защитой

12

Обсуждение хода работы и полученных результатов

Организация рефлексии

13




Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности


^ Этапы исследовательской деятельности в школе

Этап 1. Подготовка к проведению учебного исследования:

А) определение объектной области, объекта, предмета исследования;

Б) выбор, формулировка и обоснование темы исследования;

В) определение цели и задач исследования;

Г) определение гипотезы;

Д) составление плана исследовательской работы;

Е) определение методов исследования.

Работа над исследованием начинается с обозначения сферы исследовательской деятельности, которую составляют три элемента: объектная область, объект и предмет исследования.

^ Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В нашем случае объектной областью исследования является история или обществоведение.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Предметом исследования могут быть исторические события, явления, процессы в целом, отдельные его стороны, а также отношения между отдельными сторонами и целым.

Предмет исследования определяет его тему, цели и задачи.

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы.

^ Выбор темы учебного исследования определяется интересами самого исследователя – учащегося. При этом должны быть учтены реальные возможности выполнения им исследовательской работы.

Для большинства учащихся выбор темы является весьма трудным этапом. Часто они выбирают слишком масштабные или сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Другая крайность, когда учащийся выбирает «избитую» тему, которая неизвестна лишь для начинающего исследователя. Поэтому при выборе темы нужна помощь научного руководителя.

При выборе тем учебных исследований полезно учитывать сформулированные А.И.Савенковым следующие рекомендации:

– тема должна быть актуальной (затрагивать наиболее дискуссионные аспекты рассматриваемой проблемы);

– тема должна быть интересной ученику, она должна его увлечь;

– тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;

– тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;

– тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;

– тема должна быть доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать);

– тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя;

– работа над темой должна быть обеспечена ресурсами, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.

Важно помнить о традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности темы исследования – обязательное требование к любой работе. Показателем актуальности является наличие в данной области исследования какой-либо проблемы, т.е. некой противоречивой ситуации, требующей разрешения. Появление проблемы может быть связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые исторические явления, объяснять ранее неизвестные факты, или наоборот, изменившаяся историческая ситуация заставляет по-новому взглянуть на ранее известные исторические факты и события. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, переосмысления исторических фактов, процессов, явлений, определения их значения.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, должно быть точным и лаконичным.

^ Определение цели и задач исследования. Под целью принято понимать планируемый результат деятельности. В контексте исследовательской деятельности такое понимание цели не вполне удобно, поскольку в ситуации неопределенности зачастую невозможно заранее указать, каким будет результат исследования, поэтому в формулировке цели указываются лишь намерения исследователя.

Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «сформулировать», «установить», «обосновать», «провести», «выявить» и т.д.

В исследовательской работе по истории целью может быть определение характеристик исторических явлений, событий, изучение развития явлений, событий, описание новых явлений, событий, выявление общих закономерностей, создание классификации признаков и т.д.

Цель конкретизируется в задачах. Задача – это то, что надо сделать, чтобы достичь цели, разрешить проблему исследования. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится от наименее сложных к наиболее сложным, а количество их определяется глубиной исследования.

Названия глав рождаются именно из формулировок задач.

Совокупность вопросов-задач, по сути, задает программу исследования.


^ Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Выдвижение гипотезы (научного предположения) – важная часть исследования. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет – она оказывается ложным предположением.

Наличие гипотезы придает исследовательской работе проблемный характер, превращает её из простой компиляции в исследование.

Виды гипотез:

1) описательные (предположение о структуре объекта или процесса; о форме связей между элементами изучаемого объекта);

2) объяснительные (предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, которое требуется экспериментально проверить).

Гипотеза записывается с помощью следующих клише: можно предположить …; если …, то; предполагается, что …; допустим …; возможно …; при условии что… и т.д.

^ Составление плана исследовательской работы. После того как определены объект, предмет исследования, уточнена тема, сформулированы цель и задачи, составляется план исследования. Названия глав тесно связаны с задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем рассматриваемых в главах вопросов должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут быть подглавы.

^ Определение методов исследования. Выбор конкретных методов и методик исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата. Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Овладеть методами исследования учащимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и др.


^ Этап 2. Проведение исследования

Применительно к историческим исследованиям, этот этап начинается на стадии изучения литературы и письменных источников.

Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Поэтому формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач. Всегда надо задавать вопрос: зачем анализировать литературу, что надо понять, узнать, увидеть в результате этого анализа?

В составлении списка литературы обязательно участие самого исследователя. Ошибкой научного руководителя является то, что он дает учащимся готовый перечень дежурных изданий и, тем самым, лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных, каталогов, правильного оформления.

^ Общие рекомендации для работы с литературой:

1.Изучение научных публикаций по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.

2. При работе с уже готовым библиографическим списком, а также при его составлении учащийся должен ориентироваться в структуре издания, т.к. отдельные её элементы обладают определенными функциями и являются носителями информации.

3. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающую разную степень глубины проникновения в материал:

А) просмотровое чтение – знакомство с общим содержанием книги;

Б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;

В) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.

4. Учащихся необходимо знакомить со способами фиксирования необходимой информации и способами её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), учить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.

5. Необходимо объяснить учащимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.

6. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Правильнее будет сопоставить, проанализировать найденную информацию, сделать выводы и составить собственное мнение по изучаемой проблеме.

После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).

На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.

Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.


^ Этап 3. Оформление результатов исследования

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования). После того, как главы сформированы (написаны), следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.). По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе. Вывод по главе обычно содержит краткое изложение сущности вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы.

Практические рекомендации учащимся и их руководителям по написанию и оформлению текста учебного исследования приведены в статье Е.В.Зачёсовой [7].

^ Рекомендуется следующая структура отчета

об учебном исследовании

(по Н.И.Запрудскому)


1. Титульный лист (учреждение образования, название конкурса, название работы, жанр, Ф.И.О. автора, класс, Ф.И.О. научного руководителя, учёная степень и учёное звание, должность, место работы, место и год написания работы).

2.Тезисы.

3. Рецензии руководителя или нескольких руководителей.

4. Оглавление (список содержания работы).

5. Введение (указание проблемы и обоснование темы исследования, запись его цели, задач и гипотезы).

6. Основная часть (деление на главы или параграфы, желательно обеспечить соответствие глав (параграфов) сформулированным задачам, т.е. в каждой главе (параграфе) прописывается решение соответствующей задачи).

7. Заключение (описание результатов работы; анализ того, решены ли поставленные задачи; указание на трудности и проблемы, с которыми автор столкнулся в процессе исследования; определение направлений дальнейших поисков).

8. Список использованных источников.

9. Приложения (если необходимо).


^ Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы. Объем тезисов не должен превышать более 4000 знаков – 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:

- объем учебного исследования,

- количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы,

- объект исследования,

- цель и задачи учебного исследования,

- описание полученных результатов и их актуальности,

- краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.


^ Общие требования к исследовательской работе учащихся


Содержание включает названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала каждой структурной части.

Введение содержит:

– отношение автора к изучаемой проблеме,

– оценку современного состояния изучаемой проблемы,

– обоснованность и необходимость проводимых им исследований,

– обоснование актуальности темы исследования,

– определение целей и задач исследования,

– формулирование гипотезы (если необходимо),

– определение методов исследования,

– значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.

^ Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:

– выбора направления исследования и объекта исследования,

– описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов,

– описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов,

-– обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования.

^ Этапы исследования должны отражать:

– обоснованность выбора направлений исследования.

– методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика,

– обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели.

Заключение содержит:

– краткие выводы по результатам исследования,

– предложения по их практическому использованию,

– указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д.

^ Список использованных источников составляется в конце исследования.

Приложения являются дополнительным иллюстративным материалом учебного исследования. Приложения оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте.

^ Отчет может быть представлен в форме доклада, научной статьи, реферата и др.


Критерии оценки конкурсных исследовательских работ

1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:

– степень знакомства с современным состоянием проблемы,

– использование известных результатов и научных фактов в работе,

– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.

2. Оценка собственных достижений автора:

– использование дополнительных знаний,

– степень новизны полученных результатов,

– научно-практическая значимость работы.

3. Характеристика работы:

– грамотность и логичность изложения материала,

– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).

^ Основные требования к оформлению школьных

исследовательских и реферативных работ


Работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Текстовый редактор Wicrosoft Word. Текст печатается шрифтом 14 через полтора интервала с выравниванием по ширине.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

Структурные части конкурсной работы, каждая из которых начинается с нового листа:

– Титульный лист

– Содержание

– Введение

– Основная часть

– Заключение

– Список использованных источников

– Приложения

Заголовки структурных частей работы "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ГЛАВА", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ" печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт.

Новая глава начинается с нового листа.

Заголовки подглав печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер ставится в правом верхнем углу без точки. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, сквозная.

Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:

– название конкурса, на который подаётся работа;

– название учреждения образования;

– название работы, жанр: заголовок располагают в середине строки; печатают прописными буквами, не подчеркивают;

– сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;

– сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание, должность, место работы;

– место и год написания работы (без запятой). Слово «год», даже буква «г» не пишутся.

Содержание обычно оформляется на втором листе работы.

Главы (подглавы) нумеруются арабскими цифрами.

Нумерация подглав двойная: сначала ставится номер главы, затем точка, после неё – номер подглавы.

Приложения имеют свою нумерацию.

Введение и заключение не нумеруются!

Например:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........……….... 3

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ…..........………………..…….…………..……6

1.1 Название подглавы …………………………………………………………..7

1.2 Название подглавы ………………………………………………………….11

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………...…….................……………….16

2.1 Название подглавы ……………………….......…………………………...17 2.2 Название подглавы ……………………......……………………..................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….........……………..……………………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………............25

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….……………………………………………….. 27


Начинается работа с «ВВЕДЕНИЯ» – с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется).

Введение представляет собой ответственную часть научной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать: формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект и предмет, цели и задачи, гипотезы, методы исследования, этапы и структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.

Объем введения небольшой и обычно составляет 2 – 3 страницы (но не более 5) к объему в 25 листов.

Основная часть работы (содержательная) может содержать 2 – 3 главы. Главы должны быть соразмерными по отношению друг к другу. Каждая глава должна завершаться выводами.

Не следует использовать в работе сокращения, кроме общепринятых (например, ООН). Если использование аббревиатур необходимо, то вначале даётся полное название, а в скобках приводится сокращённое.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы могут размещаться как в тексте, так и вынесены в Приложения. На все рисунки и таблицы должны быть ссылки в тексте исследования.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы позволяют более полно раскрыть содержание текста, придают изложению ясность и наглядность. Количество иллюстративного материала и его состав определяются особенностями работы, но обязательно должны быть грамотно выполнены, правильно оформлены и органически связаны с текстом. Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте, обозначаются соответственно словами «Рисунок» и «Таблица» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделённых точкой. Например, «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом. Например, «Рисунок 1», «Таблица 3».

Рисунки, как правило, имеют название и пояснительные данные. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки – слово «Рисунок», номер и название иллюстрации, отделяя знаком тире номер от названия. Точку в конце нумерации и названия иллюстрации не ставят.

Цифровой материал исследования оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», её порядкового номера и названия, отделённого от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Точку в конце нумерации и названия таблицы не ставят.

При переносе части таблицы на следующий лист её заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Например, «Продолжение таблицы 1.2»

^ Цитаты всегда заключаются в кавычки. В скобках после цитаты обязательно делается ссылка на источник.

Сноски на источники оформляются в квадратных скобках прямо в основном тексте работы, например: [4, с.56]. Здесь указывается номер источника в списке литературы, страница, на которой расположена цитата либо материал, подвергнутый переработке.

Заключение обычно составляет не менее 1 – 2 страниц (но не более 3) к объему в 25 листов. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследований, предложения по их практическому использованию.

Список использованных источников – это список изученной по теме литературы, представленный особым образом. В список литературы включаются все использованные в работе источники.

Список использованных источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, соблюдая требования оформления библиографического описания изданий [11].

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимее для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. Приложения содержат копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте исследования.

Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.

Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 5».


^ Этап 4. Рецензирование исследовательской работы

Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы и исторических источников.

Рецензию можно условно разделить на две части. Первая часть – описательная. В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем.

Вторая часть – оценивающая. Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов.

В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы.

Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.


^ Этап 5. Защита результатов исследования

Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования.

К основным ошибкам, которые допускаются при защите результатов исследования, можно отнести: 1) чрезмерный, сложный для восприятия аудитории, жюри объём информации; 2) пересказ своей работы; 3) попытки выстроить логику изложения на ходу; 4) неспособность заинтересовать аудиторию. Чтобы избежать подобного рода ошибок, необходимо порекомендовать учащимся заранее подготовить выступление – доклад.


^ Методика обучения учащихся публично представлять

результаты своего исследования

(по Е.В.Тягловой)

1.О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:

– утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения ля более полного раскрытия;

– быть краткой, ясной и не содержать противоречий;

– иметь опорное, главное в исследование понятие.

2. ^ Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.

3. ^ Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 8 – 10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.

4. ^ Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории.

5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.

6.Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

7. ^ Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы.


^ Примерная структура выступления учащегося

  1. Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.

  2. Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.

  3. Объявление цели, задач исследования и плана доклада.

  4. Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.

  5. Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).

  6. Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.

  7. Формулировка выводов.

В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик [14].


^ Как подготовить доклад для защиты

исследовательской работы


Для того, чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).

1.Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели и задачам работы, её актуальности.

2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.

3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.

Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопросов не нужно бояться. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.

Обратите внимание на форму ответа на вопросы:

  1. Спасибо за вопрос:

а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.

б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.

2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .

3. ^ Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.

4. ^ Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?

5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение мимикой, жестами, рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.


^ Рекомендации по составлению презентации:


– не должна повторять текст выступления,

– на слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования,

– графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана,

– цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз,

– категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их,

-– на слайде не должно быть больше 20 – 25 слов.

^ Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции не предусматриваются.


Структура презентации на 7 – 8 минут:


1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.

^ 2 - 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).

5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).

7 – 8-й слайды. Содержание работы.

^ 9- 11-й слайды. Итоги по разделам.

12-й слайд. Практическая значимость работы.

13 - 14-й слайды. Итоги исследования.

15-й слайд. Спасибо за внимание!

На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].


^ Обратите внимание на недостатки, которые могут быть

в готовой работе:

– отсутствие объяснения используемых научных терминов,

– несоответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении,

– тема исследования сформулирована достаточно широко,

– не представлен обзор используемой литературы по теме исследования,

– цель должна быть только одна,

– среди методов ошибочно называют исследование, систематизацию,

– несоответствие оснований и задач исследования,

– нарушение логичности,

– неполнота доказательств: отсутствие точности обоснований,

– реферативно-компилятивный характер работы,

– отсутствие ссылок на цитирование первоисточников,

– отступление от научного стиля,

– неправильное оформление списка использованных источников,

– неправильное оформление содержания, приложений.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В.Гузеев, И.Б.Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

2. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

3. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И.Дереклеева, А.И.Добриневская. // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 9. – С.27 – 40.

4. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И.Г.Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

5. Запрудский, Н.И.Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

6. Драбеня, Ф.В. Апрабацыя вынікаў вучнёўскага даследавання / Ф.В.Драбеня // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С. 16 – 18.

7. Зачёсова, Е.В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

8. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

9. Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми / Е.А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2. – С. 33–47.

10. Маслова, Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. / Е.В.Маслова. – М.:АРКТИ, 2006.– 64 с.

11. Образцы оформления библиографического описания в списке источников // Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации: утв. постановлением аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2. // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 5. – С.77–82.

12. Организация работы научно-исследовательской деятельности по истории в средней школе / сост. Л.Л.Калина, Т.Б.Карасёва. – Мозырь, 2008.

13. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

14.Тяглова, Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. / Е.В.Тяглова // Школьные технологии. – 2007. –

№ 1. С.103-118.

15. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д.Чечель. – М., 1998.




Похожие:

Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы представила: Засухина Е. А., к п. н., зав кабинетом нач образования аф гоу краснодарского края ккидппо
«Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы»
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации по их выполнению М.: / Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению для специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060800 составлены в соответствии с учебными планами
Методические рекомендации предназначены руководителям курсовых работ и студентам всех специальностей. В них даны конкретные требования...
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconПамятка №1 проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать
Рекомендации для учащихся по написанию и оформлению научно – исследовательской работы
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации по разработке, написанию и защите
Московского института права (мип). Они позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, оформлению и качеству...
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации по проведению учебного исследования Барьер и трамплин исследования
Соответствовать имеющимся условиям (достаточно источников информации, оборудование и условия для эксперимента и т д.)
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации составители: д ю. н., профессор Косякова Н. И. к н., доцент Селюкова В. В. к ю. н., доцент Калина В. Ф. к и. н., доцент Курскова Г. Ю. к и. н., доцент Белоновский В. Н
Методические рекомендации предназначены для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция". Рекомендации...
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации к написанию самоанализа
Написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления личного опыта и перспектив развития
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconI. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут...
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании умс от 2011г., протокол №
Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования Исследовательская деятельность обучающихся iconМетодические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации предназначены преподавателям, осуществляющим научное руководство, и студентам выпускных курсов всех форм...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы