Готовимся к олимпиаде по обществоведению icon

Готовимся к олимпиаде по обществоведению



НазваниеГотовимся к олимпиаде по обществоведению
Дата конвертации22.09.2012
Размер156.12 Kb.
ТипТесты
источник

Готовимся к олимпиаде по обществоведению

Теоретические задания и тесты


І. Задания теоретического тура

1. Для характеристики развития экономики используются различные показатели эффективности.

Например, официальная статистика может сообщать о высоких темпах роста ВВП в текущем году, а в семье Ивановых (например, зарплата учителя и государственного служащего плюс пенсия и стипендия) замечают, что их покупательская способность снизилась.

В другой ситуации официальная статистика может свидетельствовать о снижении ВВП, объема выпуска отдельных видов продукции и т.д. А в семье Ивановых отмечают улучшение своего финансового положения.

В чем проявляется ограниченность показателей эффективности в данных ситуациях? Ответ обоснуйте.


2. Проанализируйте фрагменты философских текстов о моральных ценностях, а именно - затрагивающих тему человеческого эгоизма.

Сопоставив предложенные версии, сделайте выводы об этическом осмыслении и интерпретации исследователями проблемы эгоизма. Выскажите собственную точку зрения.


  1. «Человек чувствителен к физическому удовольствию и страданию; вследствие этого он избегает последнего и ищет первого, и это постоянное стремление избежать страданий и поиски удовольствия называют себялюбием.

Себялюбие делает нас целиком тем, чем мы являемся. Почему люди так жадно стремятся к почестям и должностям? Потому что люди любят себя , потому что они желают счастья и, следовательно, власти для того, чтобы его себе доставить. Всякий желает повелевать, ибо всякий желал бы увеличить свое счастье и с этой целью желал бы, чтобы этим занимались все его сограждане. Но из всех средств принудить их к этому самое верное – это сила и насилие.

Человек всегда повинуется своему хорошо или плохо понятому интересу. Это факт, и, будут ли замалчивать эту истину или высказывать её, поведение человека всегда будет таково. Законодатель, убедившись, что человек всегда поступает в соответствии со своими интересами, станет назначать такие наказания за преступления и такие награды за добродетель, что всякий отдельный человек будет заинтересован в том, чтобы быть добродетельным.

Издайте хорошие законы; они естественным образом приведут граждан к общему благу, позволяя им следовать непреодолимой склонности, влекущей их к частному благу».

( Гельвеций К.А. «О человеке»)


  1. «Процесс искажения и вырождения смысла понятия личного интереса имеет тесную связь с изменением концепции личного Я. В ХVIII и ХIХ вв. понятие Я все более и более сужалось, до тех пор, пока оно не стало восприниматься как нечто определяемое собственностью, которой владеешь. Формула понятия Я – «я – то, что я думаю» была заменена другой, а именно «я- то, что я имею», «я – то, чем владею».

Наверное, самым существенным фактором, который может содействовать изменению смысла личного интереса, является внутренняя неудовлетворенность современного человека результатами погони за «личными интересами». Все больше и больше людей осознают тщетность того, чем они занимаются.

…наступила стадия развития, когда проблема производства фактически разрешена, и самой важной задачей человечества стала проблема организации социальной жизни. Человек смог отдавать значительную часть энергии проблеме самой жизни. Когда человек постигает, в чём его истинный интерес, он делает первый шаг на пути удовлетворения этого интереса».

(Фромм Э. «Человек для себя»)


3. Прочитайте отрывок из эссе А.Камю «Миф о Сизифе».


Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и тоже понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы не свободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ.

^ 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека?

2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? Возможны ли иные взгляды на соотношение всемогущества Бога и свободной воли человека или это действительно взаимоисключающие явления?


^ 4. Политические партии и общественные движения играют важную роль в политической жизни современного демократического общества. Каковы их общие и отличительные черты?


^ 5. Перед Вами высказывание ученого:

«Культура – это душа человечества, цивилизация – его тело» (Г.Матюшов).

Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать его с помощью аргументов, представляющихся Вам наиболее существенными.


^ 6. Прочитайте высказывание:


«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

Сформулируйте свое собственное отношение к данному утверждению и обоснуйте его с помощью аргументов, представляющихся Вам наиболее существенными.


^ 7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином:

а) Условия жизни и принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образов действий в закрытых культурах таковы, что если индивид отступит от норм, то попадет в сложную ситуацию.

б) Согласно Марксу, интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов механизма, сводящего вместе предъявителей спроса и поставщиков конкретного товара или услуг, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их ассоциаций.


ІІ. Тестовые задания


Выберите правильный (-ые) ответ (-ы):


1. Английский социолог, утверждавший, что локомотивом хозяйственной жизни является потребление:

а) Д.Белл;

в) У.Ростоу;

б) Д.М.Кейнс;

г) М.Вебер.


2. Цивилизационный подход к истории разрабатывали такие мыслители как:

а) Н.Данилевский;

г) К.Маркс;

б) О.Шпенглер;

д) А.Тойнби;

в) М.Вебер;

е) П.Сорокин.


3. В Республике Беларусь применяется:

а) мажоритарная избирательная система относительного большинства;

б) мажоритарная избирательная система абсолютного большинства;

в) смешанная избирательная система;

г) пропорциональная избирательная система.


4. Основными механизмами социальных перемещений в обществе, по мнению социолога П.Сорокина, являются:

а) революции, войны, перевороты;

б) армия, церковь, школа;

в) семья, государство, идеология;

г) традиции, ценности, нормы.


5. В современной экономике различают следующие виды кредитов:

а) банковский;

в) государственный;

б) коммерческий;

г) торговый.


6. Идея технократии как власти инженеров была развита:

а) в 20-ые годы ХХ в., Т.Вебленом;

б) в конце XIX в., О.Контом;

в) в 50-60-ые годы ХХ в., Дж.Гэлбрэйтом;

г) в современное время.


7. Кому принадлежит труд «Исследование о причинах и природе богатства народов»:

а) Д.Рикардо;

в) У.Ростоу;

б) Ф.Энгельсу;

г) А.Смиту.


8. Раздел философии, который исследует всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности:

а) онтология;

в) праксеология;

б) гносеология;

г) футурология.


9. Назовите мыслителя, который выделял 23 развившиеся цивилизации:

а) А.Тойнби;

в) Н.Я.Данилевский;

б) П.Сорокин;

г) К.Ясперс.


10. Назовите изменения, которые были внесены в Конституцию Республики Беларусь 1996 г.:

а) Правительство получило новое название – Совет Министров;

б) Республика Беларусь впервые в истории провозглашалась унитарным, правовым, демократическим, социальным государством;

в) расширялась компетенция Президента как главы государства;

г) учрежден новый законодательный орган.


11. Кто считал, что цивилизация – заключительная стадия любой культуры?

А) П.Сорокин;

в) О.Шпенглер;

Б) Н.Я.Данилевский;

г) Жак Ле Гофф.


12. Конституционный суд Республики Беларусь не имеет права:

а) давать заключения по предложениям Президента РБ;

б) возбуждать дела по собственному усмотрению и ходатайству граждан;

в) вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и дополнений.


13. Ошибки, связанные с нарушением правильности мышления, называются логическими. Они могут быть разделены на:

а) софизмы;

в) паралогизмы;

б) силлогизмы;

г) все перечисленные варианты.


14. Государство возникло в результате:

а) естественного развития общества;

б) ухудшения условий обитания человека;

в) сосредоточения управленческих функций у отдельных лиц;

г) необходимости закрепления прав человека;

д) возникновения частной собственности.


15. Выделите основные характеристики науки как социокультурного феномена:

а) наука – это знания;

б) наука – это сложная развивающаяся система, включающая особые типы знания;

в) наука – это специфический вид познавательной деятельности человека;

г) наука – это один из социальных институтов;

д) наука – это совокупность фактов.


16. Способ производства включает в себя:

а) предметы труда и средства производства;

б) производительные силы и производительные отношения;

в) базис и надстройку;

г) средства производства и людей, с их умениями и навыками труда.


17. Какие из нижеперечисленных правонарушений принято относить к гражданским:

А) причинение вреда личности;

в) нарушение правил дорожного движения;

Б) прогул;

г) причинение вреда имуществу гражданина.



18. Кто является автором классической концепции истины:

А) Демокрит;

в) Аристотель;

Б) Г.Гегель;

г) И.Кант.


19. Верно ли, что к научным теориям антропосоциогенеза относится:

а) концепция создания человека;

б) трудовая теория происхождения человека.

1) Верно (а);

2) Верно (б);

3) Верны оба суждения;

4) Оба суждения неверны.


20. Определите основные измерения стратификации:

А) доход;

в) образование;

Б) власть;

г) престиж.



21. К ведению Совета Республики отнесено:

а) участие в назначении судей высших судов Республики Беларусь: Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного;

б) назначение выборов Президента;

в) рассмотрение выдвинутых нижней палатой обвинений против Президента;

г) одобрение или отклонение законов.


^ Допишите правильный ответ:


22. Хинаяна, махаяна – это направления ____________________________


23. Совокупность принципов, методов, средств управления производством и персоналом называется ______________________________.


24. Какие элементы включает структура общественно-экономической формации по К.Марксу ________________________________


25. Вид психологической защиты, который характеризуется:

а) возвращением человека к более простым формам поведения;

б) капризным поведением;

в) отсутствием чувства ответственности за свои поступки,

называется _______________________________________________


26. В основу утопического социализма была положена идея ___________


27. Афинскую форму демократии называют _______________________

демократией.


28. Мораль, религия, искусство, наука, философия относятся к формам ________________________________ сознания.


29. Назовите век, который М.Богданович назвал временем «летаргии национальной жизни» (летаргия от греч. lēthē забвение + argia бездействие) _______________________.


Соотнесите:

30. Высказывание и его автора

1. «Людям необходимо установить законы и жить по законам»

а. Мао Цзэдун

б. Монтескье

в. Аристотель

г. Конфуций

д. Пифагор

е. Платон

2. «Для управления государством нужны хлеб, вооружение и доверие народа к правительству»

3. «Самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости»

4. «Человек по природе своей есть существо политическое»

5. «Винтовка рождает власть»

6. «Одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному власть»

1- ; 2- ; 3- ; 5- ; 6- .


31. Термины и определения:

1. Аристократия


2. Бюрократия


3. Демократия


4. Меритократия


5. Охлократия


6. Плутократия


7. Теократия


8. Технократия


9. Тимократия


10. Этнократия


11. Анархия


12. Олигархия

а. «Власть немногих», согласно Аристотелю, - выродившаяся форма, при которой власть принадлежит не лучшим, а наиболее могущественным, богатым

б. «Власть толпы». Власть тех политических сил, которые сознательно используют настроения самых примитивных и грубых слоев общества

в. «Власть лучших». Чаще всего это власть людей, особое положение которых в обществе определяется происхождением и закрепленными за ними привилегиями

г. «Власть достойных», власть, основанная на заслугах

д. «Власть народа». Определенная форма политической, социальной, экономической организации общества, основанная на принципиальном признании народа источником всякой власти

е. Политическое течение, отвергающее государство и политическую власть, как необходимые условия нормальной жизни общества

ж. «Власть богатых», при которой самые состоятельные слои общества стремятся к бесконтрольной власти

з. Власть знающих, компетентных менеджеров

и. Господство национальных элит

к. Форма государства, при которой глава государства обладает всей полнотой как светской, так и духовно-религиозной власти

л. Для этой формы власти характерно: строгое разделение труда управленцев; подчинение низших звеньев аппарата высшим: «деперсонализация управления», при которой важен не человек, а функция, которую он исполняет.

м. Строй, при котором политические права граждан находятся в прямой зависимости от размера их имущества

1- ; 2- ; 3- ; 5- ; 6- ; 7- ; 8- ; 9- ; 10- ; 11- ; 12- .


32. Понятия, категории, идеи и их авторов:

1. «Об общественном договоре»

а. Н.Макиавелли

2. Законы диалектики

б. О.Конт

3. «Мыслю, следовательно, существую»

в. Ф.Вольтер

4. Становление социологии как науки

г. К.Маркс

5. «Государь»

д. Р.Декарт

6. «Из них всех живых существ человек наиболее совершенен»

е. М.Вебер

7. Материалистическое понимание истории

ж. Ж.-Ж.Руссо

8. Теория социальной стратификации

з. Г.Гегель


1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ; 7- ; 8- .


33. Определение и термин

Определение

Термин

1. Способ проявления индивидуальной или совместной деятельности

а. Анализ

б. Социальное действие

в. Авантюра

г. Актор

д. Стереотип

е. Психологическая совместимость

ж. Свобода

з. Толпа

и. Свобода позитивная

к. Свобода негативная

л. Страсть

м. Иррациональность

н. Дискуссия

о. Партнер

п. Деятельность

р. Виртуальная реальность

с. Интеракция

т. Риск

2. Носитель межличностного взаимодействия, тот, кто участвует в интеракции

3. Состояние человека, позволяющее ему действовать в соответствии с собственной волей, интересами, целью

4. Свобода человека устранять все, что препятствует проявлению его воли и разума

5. Свобода человека (индивидуума или общества) творить свою жизнь по собственным потребностям и желаниям

6. Человеческие действия в состоянии неопределенности

7. Рискованное социальное действие, рассчитанное на случайный успех

8. Порыв, сильное чувство, целиком захватывающее человека

9. Неустойчивое скопление людей

10. Привычное психологическое действие или отношение человека к чему-либо

11. Взаимное соответствие личностных свойств индивидуумов в группе

12. Выделение и обдумывание различных сторон дела.


1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ; 7- ; 8- ; 9- ; 10- ; 11- ; 12- .




Похожие:

Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconГотовимся к олимпиаде по истории
Дакажыце, што Вялікае княства Літоўскае з’яўлялася формай беларускай дзяржаўнасці
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconГотовимся к олимпиаде (1)
Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову погибнуть)
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconМатериал по лексике и фразеологии. Готовимся к олимпиаде. В газете сообщалось о спасении танкера «Дружба народов»
Найдите в тексте специальные слова и выражения, относящиеся к морской терминологии
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconГотовимся к олимпиаде по русскому языку фонетика. Графика. Орфоэпия
Скучно, фонетика, термин, молоко, бежать, переделать, мороз, берег, после, язык, Бог
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconЛицей в моём сердце!
Поздравляю всех участников и особенно победителей! Так держать! Теперь готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сначала пройдут три...
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconПоложение о школьной олимпиаде Общие положения
Настоящее Положение о предметной школьной олимпиаде учащихся разработано на основе Положения о районной олимпиаде школьников, определяет...
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconСилу уму придают упражнения, а не покой А. Поп Готовимся к самостоятельной работе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Готовимся к самостоятельной работе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconПроценты Научиться
В школе 800 учеников. Из них 46% участвовали в школьной математической олимпиаде. Сколько учащихся участвовали в олимпиаде?
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconКак принять участие в Олимпиаде/Викторине?
Ознакомиться с Положением об Олимпиаде/Викторине и Инструкцией организатору в оу на сайте
Готовимся к олимпиаде по обществоведению iconМониторинг результатов участия школьников в Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие» и Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры Учебный год 2009-2010
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы