Различают несколько видов интеграции icon

Различают несколько видов интеграции



НазваниеРазличают несколько видов интеграции
Дата конвертации22.09.2012
Размер50.97 Kb.
ТипДокументы
источник

Что такое интегративный подход в образовании? Как осуществлять интегративный подход к организации образовательного процесса?


Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы. Цель интегративного обучения – формирование целостного видения мира.

Интегративное (синтезирующее, полипарадигмальное) образование реализует органическую целостность образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы обучения, все компоненты целостной деятельности: целеполагание, планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция), системность в комбинировании элементов различных концепций.

Системообразующими приоритетными идеями интегративного образования являются личностная направленность обучения, обобщенные предметные структуры и способы деятельности, смыслообразующие мотивы в обучении, системность в обучении, проблемность обучения, диалогичность, рефлексия деятельности.

Различают несколько видов интеграции:

1. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур.

2. Интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения.

3. Интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимосвязей учебных дисциплин.

4. Использование общенаучных методов познания, обучение этим методам.

Целенаправленно осуществляемые предметные связи способствуют интенсификации образовательного процесса, повышению мотивации учения, развитию речи, познавательного интереса, формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

Цель интегрированных занятий заключается в целостном представлении об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы. Их место в начале темы, раздела как вводное (обзорное) или в конце изучения темы как обобщение. Вводно-обзорное занятие создает целостную картину изучаемого. На последующих занятиях учебный материал детально рассматривается и анализируется. На заключительном занятии по теме (разделу) делаются обобщения и выводы.

Рассмотрим этапы таких уроков и методику их подготовки и проведения.


^ Этапы урока

Деятельность на каждом этапе

Организация творческой группы

Формирование команды педагогов для проведения интегрированных уроков. При формировании такой команды необходимо учесть факторы взаимной совместимости и слаженности, доброжелательности и партнерства – это залог успеха.

Анализ и планирование

Сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Определение степени конкретизации фактов, глубины их обобщения, предполагаемого уровня умений, а также метода познания, применяемого в данном предмете. Составление календарно-тематического планирования с педагогами-партнерами (определение близких тем отдельных учебных предметов, количества и тематику интегрированных занятий).

Конструирование содержания занятия

Определение цели, задач урока. Работа над содержанием: каждый педагог, привлекая учащихся, подбирает материал по своему направлению (дополнительную литературу, интересные факты, иллюстрации, музыкальные произведения, аудио-видеоматериалы). Творческая группа всё рассматривает и отбирает лишь самое необходимое для занятия в определенных временных рамках, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями.

Репетиции

На данном этапе оттачивается сценарий: отрабатываются все мизансцены, осуществляется хронометраж. При наличии опыта можно от репетиций отказаться. Привлекать учеников к репетициям не надо, их участие целесообразно отработать отдельно.

Исполнительский

Проведение интегрированного урока. Начало урока должно оказать на учащихся сильное воздействие. Способы воздействия могут быть разные: проблема, интересный случай, музыкальное или видео вступление. В основной части структурированы этапы урока; используются различные формы обучения ( ролевые и деловые игры, практикумы, уроки –диалоги, путешествия, экспедиции, защиты проектов, уроки с мультимедийным сопровождением; деятельность ученика направлена на достижение целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме урока, на осмысление знаний, выработку умений и навыков. Концовка должна быть запоминающей, эмоциональной. В процессе подведения итогов урока целесообразно наметить вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме, организовать обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Рефлексивный

Системно-интегративный анализ и самоанализ урока



^ Системно-интегративный анализ урока


Критерии педагогической деятельности:

1. Объект интеграции:

- культура;

- наука;

- краеведение;

- человек;

- технология;

- другие виды.

2. Содержание и компоненты интеграции:

- учебные дисциплины;

- сочетание классических и новых основных и дополнительных дисциплин в процессе интеграции.

3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается:

- в создании нового учебного предмета;

- в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков;

- в создании единичных интегрированных уроков.

4. Ситуация (уровень) интеграции содержания в курсе или уроке:

- органически единая;

- целостная новая структура;

- параллельное существование в одном уроке и программах различных пластов материала;

- стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегрированного урока, проблема, цель:

- уровень новизны;

- достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет.

6. Деятельность учителей и учеников по подготовке к интегрированному уроку:

- спонтанная подготовка к уроку или результат тщательной подготовки учителей и учеников;

- самостоятельная работа ученика, выполненная до урока, ее цель, объем, характер;

- облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или затрудняют;

7. Форма проведения интегрированного урока, виды деятельности учеников и учителя:

- разумно ли они сочетаются;

- ведут ли к поставленной цели.

8. Сотрудничество учителей на интегрированном уроке:

- насколько органично;

- действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков;

- нет ли противоречий в используемых ими материалах.

9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке:

- создалось ли у них единое (интегрированное) представление о предмете;

- широта их кругозора;

- культура суждений, их аргументация;

- степень убежденности в итогах обсуждения проблемы;

- культура речи;

- эмоциональная вовлеченность в проблему.

10. Общие результаты урока (выводы и предложения).




Похожие:

Различают несколько видов интеграции iconДанная программа рассматривает несколько видов вязания крючком
Данная программа рассматривает несколько видов вязания крючком. Это филейное вязание, ажурное вязание, тамбурное вязание, из которых...
Различают несколько видов интеграции iconКарточка №1 в процессе фотосинтеза различают несколько фаз. Заполните схему, запишите название фаз фотосинтеза, а под стрелками вещества, образующиеся на конечном этапе каждой фазы фотосинтез 2 1 фазы ↙ вещества 3 4 5 6 Карточка №2
В процессе фотосинтеза различают несколько фаз. Заполните схему, запишите название фаз фотосинтеза, а под стрелками вещества, образующиеся...
Различают несколько видов интеграции iconОб интеграции различных видов деятельности на уроках немецкого языка
Хочу поделиться опытом, как на уроках иностранного языка можно использовать музыкальную и изобразительную деятельность
Различают несколько видов интеграции iconДля родителей и педагогов
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком
Различают несколько видов интеграции iconМинистерство здравоохранения рсфср приказ 2 августа 1991 г
Созданы и функционируют 20 медицинских диагностических центров, организуются новые диагностические подразделения в больницах и поликлиниках....
Различают несколько видов интеграции iconПрактическая работа Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Химические стаканы, предметное стекло, пипетка (или стеклянная трубочка); мыло (2-х видов), шампунь (2-х видов), зубная паста (2-х...
Различают несколько видов интеграции icon4. Роговой покров препятствует росту тела пресмыкающихся. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год. Ли́нька
Однако ряд видов обитает в водной среде. Так, в морях живут морские змеи и черепахи, в реках и озёрах – крокодилы, некоторые змеи...
Различают несколько видов интеграции iconКаковы же ошибки, которые нас должны насторожить?
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки
Различают несколько видов интеграции iconОсновные режимы работы
Таким образом, пароконвектомаn заменяtт несколько видов теплового оборудования, такие как: пароварка, жарочный шкаф, конвекционная...
Различают несколько видов интеграции iconИгрушки для своевременного развития Игры со шнурками: готовим руку к письму
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы