Популярный Интернет-ресурс icon

Популярный Интернет-ресурс



НазваниеПопулярный Интернет-ресурс
Дата конвертации22.09.2012
Размер375.89 Kb.
ТипДокументы
источник

В последние годы технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся становятся всё более популярной. Как организовать деятельность школьников при выполнении учебных исследований и проектов?

Основоположник прагматической педагогики Дж. Дьюи описал пять этапов исследовательской деятельности:

  • ощущение затруднения,

  • определение этого затруднения (в чем конкретно оно состоит),

  • выдвижение возможного варианта его разрешения (формулировка гипотезы),

  • формулировка выводов, следующих из предложенного решения (логическая проверка гипотезы),

  • последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу либо перейти к выводу, следующему из исследования (он может быть как положительным, так и отрицательным).

Популярный Интернет-ресурс www.glossary.ru предлагает такую последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; сбор данных; анализ и обобщение полученных результатов; проверка гипотез; формулирование утверждений.

Один из крупнейших специалистов в области психологии исследовательского обучения А. И. Савенков в своей книге приводит представления о последовательности процедур научного поиска известного математика А. Пуанкаре, психолога Э. де Боно, математика Б. Больцано и др. На этой основе, а также на основе своего экспериментального опыта он излагает свою последовательность действий при выполнении учащимися учебных исследований. Предлагаем ее в несколько преобразованном виде с дополнительной характеристикой управляющей деятельности учителя на каждом из этапов исследования

^ Таблица «Этапы деятельности при выполнении учебных исследований»



Исследовательская деятельность учащихся

Управляющая деятельность учителя

1.




Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций

2.

Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрение проблемы

Предъявление учащимся фактов, противоречивой, привлекательной информации, создание проблемной ситуации

3.

«Инкубационный период». Определение сферы исследования (формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы)

Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования

4.

Определение темы исследования

Помощь в определении предмета и темы исследования

5.

Определение цели и задач исследования

Оказание помощи в формулировке цели и определении задач исследования

6.

Выработка гипотезы (гипотез) Построение модели

Рекомендация выдвинуть предположения в отношении характера тех зависимостей, которые предстоит изучить, установить с помощью эксперимента или работы с литературой. Предложение найти объяснение выдвинутой гипотезе




7.

Планирование и разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки

Предложение учащимся различных методов решения задач исследования

8.

Сбор и систематизация полученной информации

Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования

9.

Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов

Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации

10.

Подготовка отчета

Консультирование по подготовке отчета и публичной защиты исследования

11.

Презентация и защита результатов исследования

Помощь и поддержка непосредственно перед защитой

12.

Обсуждение хода работы и полученных результатов

Организация рефлексии

13.




Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности

Важно отметить, что помощь учителя не должна состоять в подсказке вариантов, способов, источников получения информации и т.п. Педагог, скорее, должен играть роль коуча, который понимает, что решение проблемы должно быть за исполнителем. Коуч ставит ученику такие вопросы, которые наводят его на решение проблемы. Приведем вопросы, которые можно ставить юному исследователю:

Какие еще возможности ты можешь использовать для получения информации?

В какой последовательности, на твой взгляд, это лучше сделать?

На чем строится твое убеждение, что это лучший вариант?

Каких знаний у тебя не хватает для принятия решения?

Где эти знания ты можешь получить? и т.п.

Теперь подробнее поясним перечисленные в таблице этапы.

На первом из них (подготовительном) учитель, понимая ценность включения учащихся в исследовательскую работу, ощущая потребность в ее организации, продумывает и готовит проблемную ситуацию, которая потенциально может стать импульсом для принятия учащимся или учащимися решения о проведении исследования. Для этого он использует противоречивые факты, опыты, ситуации неполноты знаний, парадоксальности, внешней привлекательности и необычности. Это важно, поскольку любое исследование начинается со способности увидеть в той или иной ситуации что-то необычное, неоднозначное, позволяющее заинтересовать и увлечь в интеллектуальном поиске.

Учитель может пойти по другому пути: подготовить перечень областей знания и деятельности человека или список тем, из которых учащиеся выбирают объект или тему исследования. Затем ученики по избранному направлению собирают информацию, читают статьи в периодической печати; для них организуются экскурсии, что может стать предпосылкой для обнаружения и формулирования проблемы исследования.

На этапе проблематизации учащиеся обнаруживают неполноту имеющихся знаний, видят несоответствия в имеющихся данных, противоречия в деятельности, подходах, фактах. У них возникает ощущение проблемы (затруднения, неопределенности), появляется потребность разобраться, понять объект или явление, пробуждается поисковая активность и стимулируется исследовательское поведение.

Для того чтобы проблема стала для ребенка личностно значимой, важно ее эмоциональное восприятие, которое возникает в случае замешательства, непонимания, недоумения или удивления. Поэтому на занятиях с детьми так важны соответствующие ситуации, в которых новая информация сталкивается с прежним опытом ребенка, или проявляется парадоксальность в демонстрируемых фактах и явлениях. Очень важно создание доверительной среды, в которой поощряются любознательность, вопросы учеников, свободное высказывание точек зрения. Этому же способствует обучение с помощью текстов, предлагающих альтернативные трактовки явлений и событий. Полезны и вопросы, которые способствуют пробуждению у учащихся любопытства, например: «Есть ли в том, что ты видишь, противоречие?», «Как ты это понимаешь?», «Достаточно ли у тебя знаний, чтобы это объяснить?», «Как ты думаешь, это можно выяснить?» и др.

На «инкубационном» этапе у самого ученика возникают вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Таким образом, очерчивается сфера исследования: учебный предмет, его раздел или область знаний, а также уточняется проблема. Проблема — это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования.

Выбор темы учебного исследования, в первую очередь, определяется интересами самого исследователя — учащегося. При этом должны быть учтены реальные возможности выполнения им исследовательской работы.

От самой формулировки темы во многом зависит успех исследования.

По ходу работы ее название может уточняться и корректироваться, поскольку будет меняться понимание учащимся особенностей изучаемого объекта.

^ Определение цели и задач исследования. Под целью принято понимать планируемый, предвосхищаемый результат деятельности. В контексте исследовательской деятельности такое понимание цели не вполне удобно, поскольку в ситуации неопределенности зачастую невозможно заранее указать, каким будет результат исследования. Поэтому в формулировке цели указываются лишь намерения исследователя. Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, явлений, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой.

Желательно, чтобы цель исследования имела не только субъективную, но и объективную новизну. Это будет способствовать высокой мотивации деятельности учащегося.

Цель конкретизируется в задачах. Задача — это то, что надо сде­лать, чтобы достичь цели. Формулировке задач способствует поиск ответов на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели, разре­шить проблему исследования?» Совокупность вопросов-задач, по сути, задает программу исследования. Задачи могут быть как теоретическими, так и практическими.

Например, если стрит цель: установление зависимости количества близоруких детей от пола и продолжительности обучения в школе, то задачи могут быть сформулированы так:

  • изучить литературу и выявить причины возникновения близорукости;

  • выявить факторы в школе, которые обуславливают возникновение и усиление близорукости;

  • установить, какие домашние факторы отрицательно влияют на зрение учащихся;

  • определить число близоруких детей обоего пола во всех классах школы;

  • проанализировать медицинские карты учащихся и установить динамику развития близорукости в школе;

  • выработать рекомендации для учеников, их родителей и учителей по профилактике близорукости учащихся.

^ Выдвижение гипотезы (научного предположения) — это важнейшая часть исследования, которое, по сути, направлено на ее проверку. Гипотеза (лат. hypothesis) — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. В гипотезе потенциально содержится новое знание, это — знание предположительное, вероятностное. История науки свидетельствует, что в деятельности иссле­дователя гипотеза занимает ведущее место. Если в результате эксперимента гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет — она оказывается ложным предположением. Выработка гипотез — это основа и характеристика творческого, исследовательского мышления.

Существуют различные виды гипотез: 1) описательные (предположение о структуре объекта или процесса; о форме связей между элементами изучаемого объекта); 2) объяснительные (предположе­ние о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, которое требуется экспериментально проверить). Гипотезы подразделяют также по степени общности: 1) общие (для всего класса объектов исследования); 2) частные (для подмножества); 3) единичные.

Гипотеза записывается с помощью следующих клише: можно предположить ...; если то ...; предполагается, что ...; допустим ...; возможно ... и т.п.

Помогает учащимся выдвинуть гипотезу поиск ответа на вопрос: «Что произойдет, если ...?». Для обучения учащихся выдвигать гипотезы можно предложить несколько способов, например: популярный в ТРИЗ-педагогике метод «Да-нетки»; упражнения в поиске ответов на вопросы (Почему плавает металлическая лодка? Почему дует ветер? Что бы произошло, если бы скорость света уменьшилась в тысячу раз? и т.п.); дискуссии по поводу известных гипотез (происхождение жизни, вред от мобильных телефонов); тренинги по постановке вопросов (источником и причиной всех проблем непонимания является незаданный своевременно вопрос) и др. После выдвижения гипотезы учащимся предлагается построить модель явления или процесса, то есть найти объяснение высказанному предположению. Данный этап исследовательской работы ярко показал К. Д. Сечко, под руководством которого учащиеся исследовали проводимость замерзшего электролита.

Разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки. На этом этапе продумываются и принимаются решения, какие методы для сбора информации и получения экспериментальных данных будут использованы исследователем. Могут применяться следующие методы: опросить других людей, найти информацию в книгах, справочниках, CD-энциклопедиях, поискать в Интернете, посмотреть телефильм, понаблюдать, изучить условия, провести интервью, выполнить эксперименты, сделать математические расчеты и др.

Здесь полезно поставить учащимся вопросы: «На чем строится твое убеждение, что именно данный метод наилучшим образом подходит для проверки гипотезы?», «Как изменить метод, установку, чтобы исключить побочные эффекты?» и др. Осуществляется планирование работы и распределение обязанностей (если в исследовании участвуют несколько школьников).

^ Сбор и систематизация полученной информации. В процессе проведения теоретических исследований осуществляется анализ литературы, в ходе которого учащийся находит факты и аргументы, подтверждающие или опровергающие гипотезу. При проведении эмпирического исследования организуются наблюдения за объектами, процессами или явлениями, ставятся опыты на специально соз­данных для этого экспериментальных установках. Полученные данные фиксируются в картотеке, папках в компьютере, в лабораторном журнале. Исследователь при этом создает словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования. Словарь может носить структурный характер: в нем выделяется ключевое понятие и строится иерархия применяемых в исследовании терминов.

^ Анализ и обобщение полученных данных и материалов. Проводится статистический анализ, на основе которого констатируются явления, характерные черты, признаки, производится их разделение и классификация (факторный анализ); устанавливаются взаимосвязи и зависимости между выделенными параметрами (корреляционный анализ). Далее осуществляется вербальное описание полученного после статистической обработки материала; интерпретация (объяснение) результатов (отмечается, как они соотносятся с гипотезой, с результатами других исследований). На этой основе формулируются выводы:

  1. в какой степени достигнута цель и решены задачи исследования;

  2. как полученные результаты соотносятся с гипотезой;

3) в чем состоит теоретическая и практическая значимость исследования;

4) какие можно дать практические рекомендации.

^ Подготовка отчета. Рекомендуется следующая структура отчета об учебном исследовании.

1. Титульный лист (указываются образовательное учреждение, название работы, жанр, фамилия и имя автора, класс, фамилия, имя и отчество научного руководителя, год).

2. Оглавление.

  1. Введение (указывается проблема и обосновывается тема исследования, записываются его цель, задачи и гипотеза).

  2. Основная часть (делится на главы или параграфы; желательно обеспечить соответствие глав (параграфов) сформулированным задачам, то есть в параграфе прописывается решение соответствующей задачи).

  3. Заключение (описание результатов работы; анализ того, решены ли поставленные задачи; указание на трудности и проблемы, с которыми автор столкнулся в процессе исследования; определение направлений дальнейших поисков).

  1. Список использованных источников.

  2. Приложения (если необходимы).

Конкретные практические советы по оформлению текста отчета приведены в журнале «Школьные технологии».

^ Презентация и защита результатов исследования. Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования. Поэтому важно помочь учащимся быть убедительными и в этой части работы.

Е. В. Тяглова в своей статье предложила методику обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования. Эта методика, по сути, представляет собой схему подготовки устного выступления. Учащийся получает помощь в поиске ответов на семь известных из риторики вопросов.

1. ^ О чем говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна: утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения для более полного раскрытия; быть краткой, ясной и не содержать противоречий; иметь опорное, главное в исследовании понятие.

2. ^ Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.

3. ^ Сколько говорить? Время выступления обычно ограничено регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Скорее всего вы не получите больше 8-10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.

  1. ^ Кому говорить? Стиль речи и ее терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории. Если доклад делается для учащихся, не стоит перегружать речь специальной терминологией. Лучше изложить материал на доступном уровне.

  2. ^ Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале. Меняется характер речи в зависимости от средств, наглядных материалов, которыми пользуется докладчик.

  3. ^ Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Если аудитория однородная, то цели достичь легче, чем в разнородной массе людей. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством.

  4. ^ Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательные тезисы. Тезис без аргументов, что дерево без корней. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис — не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы. Рекомендуется помнить, что утверждения, формулируемые в отношении явлений мира, должны формулироваться так, чтобы в принципе была возможность их проверить.

Учащимся можно предложить следующую структуру выступления:

  1. Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.

  2. Постановка проблемы, демонстрация ее актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.

  1. Объявление цели, задач исследования и плана доклада.

  2. Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.

  3. Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).

  4. Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.

  5. Формулировка выводов.

Обсуждение хода работы и полученных результатов. На этом этапе учащемуся, завершившему и защитившему исследование, учитель может предложить ряд рефлексивных вопросов:

  • Каковы твои впечатления, чувства после завершенной работы и ее защиты?

  • Как ты оцениваешь свое выступление в сравнении с другими, в сравнении с твоим предыдущим подобным опытом? Что у тебя не получалось прежде, а на этот раз хорошо получилось?

  • Что, по твоему мнению, было наиболее удачно в докладе и ответах на вопросы оппонентов? Чем это было предопределено?

• Что и как можно было сделать лучше?

• Что бы ты изменил, если бы пришлось подобную работу выполнять и защищать снова?

• Каковы твои планы на будущее?

^ Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности предполагает поиск и фиксацию причин, условий ее неудач и успехов.

Таким образом, процесс исследования предполагает прохождение учащимся ряда последовательных этапов. Успешность их деятельности на этих этапах во многом зависит от того, в какой степей ученики владеют соответствующими умениями. Исследовательская деятельность опирается на исследовательские умения. Умения формируются в деятельности. Поэтому необходима поэлементная исследовательская практика учащихся, в процессе которой происходит становление и развитие их исследовательской компетентное. Для пояснения этой мысли приведем аналогию с решением задач для успешного решения, скажем, физической задачи учащийся дол жен уметь записать условие; схематически изобразить ситуацию, о которой идет речь в задаче; увидеть, каких данных не хватает для решения и т.п. Этим умениям целесообразно обучать поэлементно А. И. Савенков предлагает методики, использование которых позволит успешно развивать исследовательские умения школьников.

Совокупность исследовательских умений учащихся нами представлена в виде таблицы. В ней же приведены возможные средства формирования и развития этих умений.

Таблица «Исследовательские умения учащихся, средства их формирования и развития»

Этапы исследования

Виды и показатели исследовательских умений

Средства формирования и развития

Проблематизация и «инкубационный период»

Умение усматривать проблему:

анализировать факты, явления;

обнаруживать неполноту имеющихся знаний; видеть несоответствия в имеющихся данных; видеть противоречия в деятельности, подходах, фактах;

ставить вопросы по существу проблемы;

видеть противоречия и фор­мулировать проблему

Методы эвристического обучения: эмпатии, смыслового и образного видения, эвристических вопросов, наблюдения, сравнения, ошибок. Экскурсии. Задания на:

- рассмотрение объекта с разных точек зрения;

- поиск значений и признаком предмета;

- поиск противоречий;

- выделение проблем;

- развитие умений задавать вопросы и др.

Определение целей и задач исследования

Умение сформулировать тему, цели и задачи исследования: выбирать тему в контексте проблемы;

определять объект исследования; определять, что будет в данном объекте исследоваться; решать, какая зависимость в исследовании будет устанавливаться; определять, какие задачи нужно решить, чтобы цель была достигнута

Методы эвристики: целеполагания, мозговой атаки, анализа, конст­руирования понятий, открытых вопросов.

Задания на:

- формулировку темы;

- определение цели и задач

Выработка гипотезы (гипотез)

Разработка модели явления

Умение выдвигать гипотезу: размышлять;

выводить предположения из общих принципов, теорий; рассматривать аналогии; выводить предположения на основе известных фактов, явлений, собственных наблюдений; описывать модель явления

Технология развития критического мышления. Методы эвристики: «да-нетки», прогнозирования, выдвижения гипотез, «если бы», моделирования, конструирования теорий. Открытые задания и вопросы

Разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки

Умение планировать исследование: выдвигать возможные варианты решения проблемы; выбирать оптимальные варианты; анализировать имеющиеся ресурсы; анализировать риски; выяснять условия, в которых может проводиться эксперимент; сотрудничать;

отстаивать свою точку зрения по поводу предложенного пути решения проблемы;

слушать и слышать оппонентов; принимать решение по поводу метода решения проблемы и проверки гипотезы;

планировать последовательность действий при проведении опытов; отбирать необходимые приборы и материалы;

собирать экспериментальную установку;

готовить анкеты и опросники

Технология педагогических мастерских. Технология кооперативного обучения.

Методы планирования, анализа, сравнения, конструирования правил.

Школьный лабораторный эксперимент.

Образцы и примеры выполненных учащимися исследований.

Задания на:

- развитие творческого воображения;

- придумывание опытов

Сбор и сис­тематизация полученной информации

Умение работать с информацией: обеспечивать необходимые условия работы; проводить наблюдения и измерения; осуществлять поиск информации в печатных изданиях, Интернете, путем социологических опросов; фиксировать результаты поиска информации и опытов; вести индивидуальный архив; работать в сетях (локальных и глобальной), пользоваться браузерами, находить и сохранять информацию из Интернета, знание этикета работы в сети Интернет;

работать с литературой;

планировать и осуществлять проверку

гипотезы;

обращаться с приборами, вести журнал лабораторных наблюдений; сопоставлять и описывать результаты опытов, выполненных в разных условиях; измерять и сводить результаты измерений в таблицы, строить графики

Лабораторные работы по физике, химии и др. Методы анализа, сравнения, обобщения и систематизации, агглютинации. Задания на:

- выделение главной идеи в тексте;

- придумывание опытов;

- развитие умений наблюдать;

- ведение лабораторных журналов;

- систематизацию и классификацию;

- поиск информации в Интернете

Анализ и обобщение полученных данных и ма­териалов

Умение работать с информацией: осуществлять математическую обработку результатов;

анализировать данные, полученные из наблюдений, опросов и опытов; оценивать достоверность и погрешности полученных результатов; интерпретировать полученные результаты, делать выводы; давать определения понятиям; соотносить полученные выводы с гипотезой; анализировать результаты исследования; оценивать значение результатов; вычислять с применением правил приближенных вычислений и калькулятора, оценивать достоверность полученных результатов;

систематизировать полученные данные, интерпретировать результаты исследования

Лабораторные работы.

Задания на:

- описание характеристик и процессов;

- сравнение;

- обобщение;

- классификацию;

- структурирование текстов;

- категоризацию;

- формулировку умозаключений и выводов;

- построение графиков;

- схематизацию;

- расчет погрешностей измерений

Подготовка отчета

Умение оформлять результаты исследования:

готовить компьютерные презентации; пользоваться текстовым и графическим редакторами для оформления результатов эксперимента; готовить собственные отчеты и статьи; выводить текст и рисунки на печать; владеть элементами компьютерной графики (векторной и растровой)

Уроки информатики.

Выполнение и оформление проектов.

Выполнение домашних заданий с помощью компьютера.

Изучение образцов отчетов

Презентация и защита результатов исследования

Умение публичной защиты исследовательской работы:

логично и последовательно излагать информацию;

подчеркивать смысловые акценты; наглядно иллюстрировать свое высту­пление;

слушать и слышать оппонентов; улавливать суть поставленных вопросов; лаконично и аргументированно отвечать оппонентам

Технологии дебатов, критического мышления, проектного обучения.

Методы эвристических вопросов, смы­слового, образного и символического видения, публичных выступлений.

Открытые задания и вопросы

Обсуждение хода и полученных ре­зультатов работы

Рефлексивные умения: восстановить свою исследовательскую деятельность;

критически ее оценивать: выявлять в ней удачные и неудачные действия; определять пути, средства совершенствования своей деятельности

Методы рефлексии, анализа, самооценки, сравнения.

Задания на самоанализ и самооценку

Часть умений, перечисленных в таблице, являются общеучебными. Они формируются в образовательном процессе, начиная с начальной школы, например, целеполагание, планирование, самоанализ, самопредставление и др. Для формирования других важных умений могут применяться формы, методы и средства, обозначенные в правой колонке таблицы. Обобщая сказанное, отметим: чтобы иметь исследовательскую компетентность, нужно исследо­вать.


Как организовать проектную деятельность учащихся?

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. В таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся (по В.В. Гузееву).

Таблица «Этапы работы учителя и учащихся над проектом»

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Обсуждают предмет с учи­телем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом про­ектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование

Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предложения.

Исследование

Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Анализ и обобщение

Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

Анализируют информацию, обобщают результаты.

Наблюдает, соответствует.

Представление проекта

Возможные формы представления ре­зультатов: устный, письменный отчеты.

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка резуль­татов и про­цесса




Коллективное обсуждение и самооценка.

Оценивает усилия учащихся, качество использованных ис­точников, делает предложения по качеству отчета.

Представление проекта

Возможные формы представления ре­зультатов: устный, письменный отчеты.

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка резуль­татов и про­цесса




Коллективное обсуждение и самооценка.

Оценивает усилия учащихся, качество использованных ис­точников, делает предложения по качеству отчета.

Рассмотрим подробнее перечисленные в таблице этапы.

Подготовка

Учитель выбирает тему проекта; определяет его тип, количество участников; продумывает возможные проблемы, которые он предложит исследовать учащимся в рамках выбранной темы. Здесь особое значение имеет презентация учителем на установочном занятии предстоящей проектной деятельности. Педагог представляет общую информацию о проекте. Особенно это важно, если учащиеся в первый раз будут работать над проектом.

Учитель организует обсуждение темы и цели исследования. Наводящими вопросами помогает учащимся выдвинуть частные проблемы для исследования. Это дает возможность определить тематику подпроектов, формы представления готового проекта, критерии оценки результатов и хода работы. Здесь же уточняются этапы и контрольные сроки окончания работы. Сроки могут регламентироваться датой проведения научной конференции учащихся (общешкольной, районной, городской, республиканской или международной интернет-конференции).

Планирование

Важнейшая задача на данном этапе — создание проектных групп, которые будут выполнять части проекта. Например, по теме «Наш парк» могут быть созданы такие группы: историческая, социологическая, экологическая, экономическая, компьютерной графики и др. Группы могут создаваться различными способами: а) случайным образом; б) по проявленному интересу учащихся к работе по той или иной части проекта; в) путем предварительного опроса (каждый пишет на листочке бумаги свою фамилию и фамилии еще трех своих одноклассников). Так можно укомплектовать психологически совместимую группу.

Для успешной работы группы важны ее соорганизация и сплочение участников. С этой целью учащимся может быть предложено, например, составить для своей группы «кодекс разработчика проекта». Возможна также спортивная эстафета, участие в которой поможет формированию в группе командного духа.

Ученики в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему, формулируют задачи, выбирают и обосновывают свои критерии успеха, определяют способы взаимодействия, график работы, Прогнозируют конечный результат.

На этом этапе распределяются роли и функции в группах.

Исследование

Самостоятельная работа участников по своим индивидуальным или групповым частям проекта и планам. В зависимости от темы проекта характер работы будет существенно различаться. Например, в исследовательских проектах деятельность учащихся может включать: изучение литературы, формулировку гипотез, выдвижение основных идей и определение направлений работы, проведение теоретических оценок, построение математической модели явления, планирование и проведение эксперимента, обработку его результатов. В информационных проектах для поиска информации ребята проводят анкетирование, устные опросы, изучают литературные источники, широко используют возможности Интернета; собирают и систематизируют данные. Учитель осуществляет координацию деятельности групп, организует промежуточные обсуждения полученных данных в группах, проводит индивидуальные и групповые консультации. Могут использоваться консультации других специалистов.

^ Анализ и обобщение

На этом этапе учащиеся готовят индивидуальные, групповые отчеты и, если весь класс работает над одним общим проектом - общеклассный отчет. Примерная структура отчета может быть такой:

1. Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).

2. Оглавление.

  1. Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, по которой выполнялся проект, и изложение основных положений проекта).

  2. Основная часть (она в исследовательских работах состоит из двух разделов — теоретического и экспериментального). Здесь представляются теория, действия, методы, промежуточные результаты.

  1. Заключение (выводы по всей работе).

  2. Список использованной литературы.

7. Приложения: фотографии, схемы, карты, таблицы, графики и др.

8. Сведения об авторах и роли каждого из них.
Представление проекта

Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей, что потребует значительных усилий по его подготовке. В этом случае целесообразно для всех разработчиков проекта (проектов) и гостей подготовить и растиражировать программы защиты с краткими аннотациями к проектам. Возможно предварительное рецензирование работ учащихся и ознакомление с отчетами специально приглашенных на защиту оппонентов. Авторы проекта могут позаботится о подготовке раздаточных материалов, которые помогут присутствующим глубже понять основные положения доклада.

В докладе разработчики проекта раскрывают:

  1. Актуальность темы проекта.

  2. Цели работы и задачи, которые решались в процессе работы над проектом.

3. Теоретическую и прикладную части проекта.

4. Методы исследования. 5. Выводы по работе.

По содержанию докладов весьма полезны рекомендации Л.Г. Марковича и А.И. Слободянюка, которые ими сделаны для участников турниров юных физиков.

Теоретико-экспериментальный

проект

Экспериментальный проект

Информационный проект

1. Постановка задачи (0,5 мин)

1. Постановка задачи (0,5 мин)

1. Постановка задачи (0,5 мин)

2. Обзор литературных данных (1-2 мин)

2. Обзор литературных данных (1-2 мин)

2. Обсуждение возможных гипотез (2-3 мин)

3. Описание модели явления (1-2 мин)

3. Описание качественных экспериментов (3-4 мин)

3. Анализ следствий, допускающих проверку (1—2 мин)

4. Теоретическое описание (2-3 мин)

4. Построение качественной модели (2-3 мин)

4. Выбор критерия правильности гипотез (0,5 мин)

5. Возможность экспериментальной проверки (0,5 мин)

5. Возможность экспериментальной проверки (0,5 мин)

5. Анализ гипотез, теоретические оценки (3-4 мин)

6. Экспериментальная

установка (0,5 мин)

6. Экспериментальная установка (0,5 мин)

6. Выводы (1 мин)

7. Результаты эксперимента (1 мин)

7. Результаты эксперимента (1 мин)




8. Сравнение теоретических и экспериментальных

данных (1-3 мин)

8. Сравнение теоретических и экспериментальных данных (2-3 мин)




9. Выводы (0,5 мин)

9. Выводы (0,5 мин)





Авторы также дают рекомендации докладчикам и оппонентам, которые в несколько измененном виде мы приводим далее.

Советы докладчикам, как отвечать на вопросы оппонентов и других участников защиты проектов:

  1. Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

  2. Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

  3. На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  4. Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  5. Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе»

После выступления оппонентов авторы проекта в своем ответном слове благодарят за оценку работы, за высказанные замечания. Выделяют наиболее существенные из них и дают по ним аргументированные ответы, соглашаются с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте, и, по возможности, показать, что они не слишком повлияли на основное содержание работы.

Во время представления учащимися своих проектов возможно выступление оппонентов, которые заранее знакомятся с их выступлением.

Можно выделить общие рекомендации по докладу оппонентов.

1. Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику на уточнение: «Уточните, пожалуйста» (далее, следует просьба, что требуется уточнить); на понимание: «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада). С помощью вопросов выясняются: основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов, а также как эти факторы учитывались или устранялись; допущения и приближения, сделанные авторами при построении теоретической модели; обоснованность применения тех иных методов и др.

2. Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.

  1. Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.

  2. Оппонент выделяет сильные стороны проекта, возможно, по таким аспектам: актуальность, теоретическое обоснование, методика эксперимента, достоверность количественных параметров, соответствие экспериментальных и теоретических данных, база информационного поиска, полнота представленных результатов, выводы и др.

  1. Запрещаются слова «нельзя», «вы не правы», •слабая работа» и т.п.

  2. Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках. Желательно критические замечания высказывать на положительном фоне, например, так: •Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако...».

7. Делаются предложения по улучшению работы.

Во время защиты проекта могут быть приняты во внимание следующие критерии оценки доклада.

1. Значимость и актуальность проблемы, по которой выполнен проект.

2. Полнота и глубина изложения материала, аргументированность основных положений и выводов.

3. Последовательность изложения.

4. Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов.

5. Мультимедиа или визуальная поддержка доклада.

6. Умение отвечать на вопросы оппонентов

В зависимости от предметной области и типа проекта могут учитываться дополнительные критерии:

  1. Музыкальное оформление.

  2. Наглядность и убедительность демонстрируемых опытов.

  3. Наличие и качество раздаточных материалов.

  4. Эмоциональность речи и др.

Важно, чтобы совокупность критериев была уча­щимся известна заранее.

^ Оценка результатов и процесса

На этом этапе оцениваются как результаты, так и ход выполнения проекта.

Этап осуществляется после публичной презентации проекта. Учащиеся и учитель анализируют свою проектную деятельность, например по таким вопросам:

1) насколько удачно была выбрана тема проекта?

  1. оптимально ли были определены цель деятельности и ее задачи?

  2. глубоко ли мы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?

  3. соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?

  4. рационально ли мы использовали имеющиеся средства?

  5. в чем состояла новизна основной идеи, возможно, методов проектной деятельности?

7) какие виды работ были наиболее интересны?

  1. все ли участники были достаточно активны? Все ли смогли проявить свои способности?

  2. эффективной ли была координация деятельности групп?

10) был ли должный психологический комфорт в группах, каков был характер общения между участниками проекта, хотели бы вы поменять состав своей группы?

11) достаточно ли было времени на разработку проекта?

  1. какие знания и умения учащиеся приобрели в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали?

  2. на сколько хороша выбранная нами форма представления результата?

14) достаточно ли содержателен и эстетичен письменный отчет?

15) на сколько был хорош доклад о нашем проекте на его публичной презентации?

16) удачно ли мы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?

  1. удовлетворены ли вы своей работой в группе?

  2. что из нашего опыта проектной деятельности нам следует сохранить и использовать в будущем?

17) от каких факторов, средств нам следовало бы и казаться?

На данном этапе может применяться анкетирование. Балльное выражение оценки педагог может применить в соответствии с рейтинговой шкалой.

Ограничения в использовании проектного обучения

Как и любая другая технологии, метод проектов имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению:

1. Низкая мотивация учителей и неподготовленность многих из них к применению данной технологии.

2. Недостаточный уровень сформированное исследовательских умений у учащихся.

  1. Недостаточный уровень коммуникативных способностей учащихся.

  2. Слабая информационная и лабораторная база многих учебных заведений. Отсутствие выхода в Интернет.

5. Перегрузка учебных программ, которая не позволяет педагогу найти время для применения проектного обучения.

6. Слабая методическая поддержка: в настоящее время опубликовано мало разработок учебных занятий в рамках технологии проектного обучения.

Большинство из этих ограничений не являются непреодолимыми. В процессе освоения педагогом метода проектов, накопления учителем и учащимися опыта.


Использованы материалы пособия для учителей Н.И.Запрудского «Современные школьные технологии».




Похожие:

Популярный Интернет-ресурс iconИнтернет-ресурс

Популярный Интернет-ресурс iconСайт – информационный web-ресурс, имеющий четко определенную законченную смысловую нагрузку и являющийся электронным общедоступным информационным ресурсом, размещенным в глобальной сети Интернет. Web -ресурс
Положение определяет цели, задачи, требования к официальному сайту маоу дод «Детская эколого – биологическая станция» (далее – Учреждение,...
Популярный Интернет-ресурс iconСа й т – информационный web-ресурс, имеющий четко определенную законченную смысловую нагрузку и являющийся электронным общедоступным информационным ресурсом, размещенным в глобальной сети Интернет. Web-ресурс
Положение определяет цели, задачи, требования к официальному сайту (далее – сайт) муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Популярный Интернет-ресурс iconМетодические рекомендации по библиографическому описанию электронных ресурсов Электронный ресурс
Арктика мой дом. Полярная энциклопедия школьника [электронный ресурс] / Худ. Оформ-ление Е. Г. Клодт
Популярный Интернет-ресурс iconОсобенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности
Интернет-ориентация), классификация Интернет-ресурсов учебно-методических назначения по истории А. Б. Драхлера ("Вопросы Интернет-образования",...
Популярный Интернет-ресурс iconЧто такое интернет-трейдинг?
Интернет-трейдинг это покупка и продажа ценных бумаг через всемирную сеть Интернет. Появление интернет-трейдинга стало возможным...
Популярный Интернет-ресурс iconБилет 13 Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права. Ответ: Информационные ресурсы Ресурс
Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, энергетические,...
Популярный Интернет-ресурс iconПоложение об Интернет-проекте по информатике
Положение о проведении Интернет-проекта «Покорители виртуальных просторов» (далее – Интернет-проект) определяет цели, задачи, сроки,...
Популярный Интернет-ресурс iconПоложение об интеллектуальной Интернет-игре по информатике
Положение о проведении интеллектуальной Интернет-игры «Знатоки информатики» (далее – Интернет-игры) определяет цели, задачи, сроки,...
Популярный Интернет-ресурс iconПостановление От 07. 05. 2013 №211 станица Анастасиевская о внесении изменений в постановление администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района от 6 февраля 2013 года №50
«Об утверждении регламента подготовки ответов на информацию граждан, поступившую через интернет-ресурс «Геоинформационная система...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы