Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании icon

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании



НазваниеМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании
Дата конвертации22.09.2012
Размер54.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса РБ об образовании


С 1 сентября 2011 года вступает в действие Кодекс РБ об образовании. Внедрение в практику работы новых нормативных документов, организация образовательного процесса в соответствии с требованиями, которые определил Кодекс – приоритетная задача на новый учебный год.

Согласно данному документу «целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося» (ст. 11).

Кодексом выдвигаются основные требования к организации образовательного процесса (ст. 91):

- обеспечение качества образования;

- компетентностный подход;

- охрана здоровья обучающихся;

- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

Перечисленные выше требования адресуются всем педагогам – управленцам и учителям.

Важнейшее из сформулированных Кодексом требований – это обеспечение качества образования (ст. 20). Вопрос качества образования многоаспектный.

Основным составляющим компонентом качества обучения и показателем высоких профессиональных навыков педагога является качество урока (процесса обучения). Как управлять качеством процесса обучения на уроке и обеспечить качество знаний и умений школьников по учебным предметам? Этот важный вопрос является всегда актуальным для каждого учителя.

Практика общеобразовательной школы показывает примеры, когда конструирование учителем урока осуществляется с учётом современных дидактических требований, которые позволяют реализовать цели формирования знаний, умений и навыков, воспитания и развития учащихся. Но есть и другие примеры, когда учитель делает педагогически необоснованный выбор форм, методов и средств обучения, неверно и нечётко формулирует цели урока, организует нерациональную деятельность школьников по усвоению программного материала без учета способностей и особенностей учащихся.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей (планируемых результатов) образования. Цель урока определяет содержание, структуру, методы, формы организации познавательной деятельности учащихся, что указывает на первичность целеполагания по отношению ко всем составляющим конструкции урока. Компоненты урока должны рассматриваться с точки зрения того, каков их вклад в достижение целей, и отбираться учителем в соответствии с целями.

Известно, что на процедуру целеполагания у разных авторов (Н.И.Запрудского, Т.И.Шамовой, Д.Г.Левитеса, др.), различные точки зрения. Цели могут быть ориентированы на деятельность учителя и на деятельность учащихся. В настоящее время широкое распространение получила система целеполагания, которая позволяет диагностично формулировать цели урока, темы или раздела учебного предмета.

Учителю важно знать, какие цели и как формулировать в планах уроков.

Выделяют образовательные (когнитивные), развивающие и воспитательные цели. Когнитивные цели формулируются посредством учебной деятельности школьников, которые включаются учителем на уроке в процедуру диагностичного целеполагания. Способы постановки данного вида целей описаны у Н.И.Запрудского, В.В.Гузеева, др. Правильная постановка образовательных целей означает, что они являются конкретными (соответствуют требованиям программы), измеримы (с помощью критериев, измерителей можно определить, достигнута ли цель), достижимы (учитываются особенности и возможности класса), значимы (имеют смысл, важность, ценность для ученика).

Воспитательные и развивающие цели стали относить к блоку личностного развития учащихся. Цели личностного развития, в силу невозможности их диагностичного описания, можно записывать с помощью слов: «Способствовать», «Создать условия», «Содействовать», «Организовать деятельность» (начало формулировки), т.к., по мнению Н.И. Запрудского, «планируются не те или иные параметры развития и воспитанности учащихся, а ситуации, условия, в которых с некоторой степенью вероятности будут формироваться соответствующие качества школьников».

Эффективность урока определяется принятием учащимися целей, которые они слышат от учителя или определяют («выращивают») сами.

Кроме диагностично сформулированных целей, в плане урока рекомендуется отражать когнитивные цели деятельности учителя (в рубрике «Дидактическая цель»). Рекомендации по их формулировке предложены многими авторами.

Заданные цели обучения – это ориентир в определении учебного и деятельностного аспектов в содержании урока. Проектирование урока осуществляется с учётом организации активного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной деятельности по достижению целей. При выборе варианта урока необходимо предусмотреть возможность достижения образовательного эффекта и целей при оптимальных результатах времени и усилий учителя и учащихся.

Как следует из Кодекса, основными требованиями к организации образовательного процесса являются сохранение здоровья обучающихся и соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Эти требования предполагают реализацию в обучении принципа оптимизации. В условиях современной школы в качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения выступают его эффективность, качество решения образовательных задач, затраты времени и усилий педагога и школьников.

  • Об эффективности судят по результатам успешности обучения школьников, их развитию и воспитанности.

  • О качестве – по степени соответствия результатов обучения требованиям учебной программы, поставленным к уроку целям, максимальным возможностям каждого учащегося в определенный период развития.

  • Об оптимальности расходов времени и усилий учителя и учащихся – по степени соответствия их действующим школьно-гигиеническим нормам.

Вопрос об оптимизации не только актуальный для включения в планы работы методических формирований, но и многоаспектный. В частности, для молодых учителей и некоторых более опытных педагогов актуальной проблемой является рациональное планирование к уроку содержания обучения, которое, по представлению Ю.К.Бабанского, должно включать выделение мировоззренческих идей, главного, существенного; межпредметную координацию учебного материала; повышение роли дедуктивного подхода в сочетании с индуктивным. В содержании изучаемого материала должны быть реализованы принципы научности, связи с жизнью, системности и последовательности, доступности, соответствия учебным возможностям школьников с учетом их ближайшего развития. Учебная программа – главный ориентир обоснованного отбора содержания изучаемой темы.

Оптимизация осуществляется с целью повышения эффективности и качества процесса обучения. Повышение эффективности учебного занятия зависит от многих факторов. Одним из основных выступает процедура педагогического проектирования (конструирования) урока на принципах достаточной полноты, человеческих приоритетов, саморазвития педагогического процесса, взаимосвязи его компонентов (целевого, стимулирующе-мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулирующего, рефлексивного).

При конструировании учебного занятия учитель делает осознанный, методически обоснованный выбор его структуры (типа, вида), средств, методов и технологий обучения в соответствии с целями образования, на основе системного анализа предстоящей деятельности учащихся с учетом их уровня подготовки, индивидуальных особенностей. Процесс конструирования, т.е. создания технологии обучения, или специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей, может быть реализован в различных формах: плана, конспекта, сценария, методической разработки.

Учитель должен уметь создавать наилучший (оптимальный) проект урока как целостную систему, успешно (максимально полно) его реализовывать с учётом особенностей класса и проводить качественный самоанализ учебного занятия.

Необходимо направить усилия на повышение ответственности каждого учителя-предметника за качество своей работы с учетом методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь по совершенствованию качества образования (Настаўніцкая газета ад 26 ліпеня 2011 года) на основе грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий.


УМУ «Сморгонский районный учебно-методический кабинет»




Похожие:

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconРекомендации
Проект городского бюджета подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением «О бюджетном...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconРекомендации
Проект городского бюджета подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением «О бюджетном...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54
Охватывают все направления организации образовательного процесса
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации по их выполнению М.: / Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению для специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060800 составлены в соответствии с учебными планами
Методические рекомендации предназначены руководителям курсовых работ и студентам всех специальностей. В них даны конкретные требования...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта
Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации по приведению нормативной базы общеобразовательного учреждения в соответствие с требованиями фгос начального общего образования 2009 года
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений и включают круг вопросов, касающихся приведения...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса рб об образовании iconМетодические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы