Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon

Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»



НазваниеРазработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
В.Я.Коровиной
Дата конвертации09.10.2012
Размер59.78 Kb.
ТипРазработка урока
источник



Разработка урока литературы в 5 классе

по программе под редакцией В.Я.Коровиной.

Составила учитель Чекмизова Н.М.

Тема:
Изображение войны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».


Цель урока:
1. Показать особенности изображения войны 1812 г. в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
2. Развивать умения работать с поэтическим текстом.
3. Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:слайды,учебник,иллюстрации учебника.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было напечатано в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения.
Отечественная война 1812 года – война России против армии французского императора Наполеона Бонапарта, вторгшегося в ее пределы.
Война началась в ночь на 12 июня 1812 года. Французская армия перешла через Неман (вдоль нее тогда проходила западная граница России)
Слайд.
Первые месяцы по приказу командования наши войска отступали. Враги захватывали города, грабили, убивали мирное население. В то время главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов решил дать генеральное сражение. (Историческая справка)
Слайд .
М.И.Кутузов (1745-1813) –русский полководец, генерал-фельдмаршал. Родился он в Санкт-Петербурге. Получил хорошее образование. Кутузов начал свой боевой путь в 19 лет. В русско-турецкой войне, подхватив знамя у смертельно раненного знаменосца, повел в бой батальон с такой неустрашимостью, что неприятель бросил свои укрепления, спасаясь бегством. Кутузов пользовался огромной любовью и уважением в армии, которой отдал 50 лет своей жизни. В боях Кутузов получал немало ранений. За мужество, стойкость, героизм имел многочисленные награды. Главнокомандующим русскими войсками Кутузов был назначен за 10 дней до Бородинского сражения. Благодаря его мудрости, искусству воевать армия Наполеона , считавшаяся непобедимой, была разгромлена. Сразу же родилась поговорка: «Приехал Кутузов бить французов».
В 150 км от Москвы находилось знаменитое бородинское поле, где в 1812 году 26 августа произошла великая битва между французами и русскими. Выбор места для сражения выпал на поле около деревни Бородино. Это была выгодная для русских войск позиция. Слева - непроходимые леса, справа - обрывистый берег реки.
Слайд.
М.Ю. Лермонтов родился через 2 года после Бородинского сражения в 1814 году. С детства слушал он воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах наших воинов глубоко волновали юного поэта. Героизм, решительность, бесстрашие, любовь к Родине - все это вложил он в создание стихотворения «Бородино».
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как М.Ю. Лермонтов изобразил военные события 1812 года в стихотворении «Бородино».
Проследим ход военных событий, соприкоснемся с историей.
^ Работа над текстом.
- Как построено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино?»( в форме диалога) Слайд.
Диалог- (греческое,разговор двух или нескольких лиц)
Монолог-(греч. Monos-один) - рассказ одного лица .
В стихотворении «Бородино» присутствует и диалог, и монолог - сообщение без перерыва.
- Где происходит разговор?
- Кто задает вопросы?(мальчик, молодое поколение.)
- Как он выглядит? Что о нем можно сказать, раз его так волнует вопрос, почему Москва отдана французам?
- Кто тот, к кому обращен вопрос? Почему рассказывать о войне Лермонтов даёт право именно этому герою?
Слайд.
Он участник битвы, артиллерист. Об этом говорят многие детали. Он говорит: «Прилег вздремнуть я у лафета», «забил заряд я в пушку туго». Он был на одном из главных редутов. « И все на наш редут». Оттуда видел битву,сражался. Воспоминание о бородинском бое неугасимо живет в его душе. Когда солдат рассказывает о пережитом, перед ним проносятся картины прошлого. Он снова исполнен тех чувств, которые им владели тогда, тех дум, которые он передумал. Он гордится своими товарищами, ведь, рассказывая о битве, он почти всегда говорит «мы».

- В чем хочет убедить своих слушателей старый солдат, рассказывая о Бородине?
Убедить в том, каким могучим, лихим племенем, какими богатырями были защитники Бородина, они держали данную ими клятву, и не по их вине была отдана , а не сдана Москва французам.
Проверяем домашнее задание (план стихотворения, выразительное чтение и отрывок наизусть).
1.«Мы долго молча отступали».
2.«И вот нашли большое поле».
3.«Мы ждали третий день» .
4. Ночь перед Бородинской битвой.
5. Клятва верности.
6. «Ну ж был денек!»
7. Окончание битвы.
8. «Могучее, лихое племя».

Переходим к анализу частей стихотворения.

1.«Мы долго молча отступали».
Выразительное чтение отрывка стихотворения.
- Каким настроением проникнуты эти строки?
( не страх и не ужас перед врагом переживали они, а чувство досады, что нет приказа о решительном сражении).
- А как вы понимаете выражение:« Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
2. « И вот нашли большое поле». Чтение.
Слайд .
- Что показывает автор в этом фрагменте? (желание русских сразиться с врагом, нетерпеливое ожидание боя).
- Почему к полю под Бородином не подошли, а его «нашли»? ( Оно было выгодным для русских солдат).
- Что значит : «Есть разгуляться где на воле?» ( Это поле по душе русским солдатам, чувствуется чувство удовлетворения).
- Что такое редут?
- В какой строке звучит шутливая интонация? («У наших ушки на макушке») .
- А чем собрались угощать французов?
- В каких строках звучит патриотизм русских солдат?
3. « Мы ждали третий день». Чтение.
- Как меняется настроение солдат?
- Почему они ждали третий день? ( нетерпеливое ожидание решительного боя).

4. Ночь перед Бородинской битвой. Чтение.
- Ребята, закройте глаза и представьте себе эту августовскую темную ночь. Историческая справка.
В русском лагере было тихо, но эта тишина была обманчивой, все готовились к бою. Тайно от французов строились укрепления. В эту ночь было построено одно из главных укреплений в центре поля, которое по имени его командира назвали редут «Раевского». Работали быстро, без отдыха. Когда рассвело, французы увидели, что вместо несколько пушек, которые они видели вчера, перед ними вырос мощный редут - настоящая земляная крепость. Русские воины понимали, что сражение будет тяжелым и многие погибнут. Но настроение было торжественным: надевали чистые рубахи, чистили мундиры, до блеска начищали кивера. Никто не страшился умереть.
- А что было в лагере французов?
В эту ночь в лагере французов ярко светились костры, слышалось пение и крики. Солдаты приветствовали Наполеона , который обещал своим воинам желанную легкую победу и отдых в Москве. Француз ликовал.
5. Клятва верности. Чтение.
Наступает день Бородинского сражения .
- Почему именно теперь вспоминает своего командира старый солдат?(« рожден был хватом» –удалой).
- С какой интонацией следует прочитать слова: «Ребята, не Москва ль за нами, умремте ж под Москвой!»?
Солдаты поклялись, что они одержат победу в Бородинском сражении.

6 «Ну ж был денек!» Чтение наизусть.
Слайд.
- Рассказчик помнит этот день. Быстро, стремительно меняются картины боя.
- Найдите в отрывке сравнение. ( французы, как тучи)
- При помощи какой части речи стремительно меняются картины боя?
- Какой момент рассказчик считает главным? (рукопашный бой)
- Какие краски использовал художник на этом кадре?
Один солдат, принимавший участие в Бородинском сражении, сказал: «Француз храбр, но на штыки он не горазд и колет он зря, не по-нашему».

7. Окончание битвы. Чтение.
Бой утих. Наступила тишина.
- Какую картину вы себе сейчас представляете?
- Что испытывает рассказчик?
(Испытывает боль от гибели друзей . Русская армия потеряла убитыми и ранеными 45 тысяч человек).
Наполеон, оценивая битву, впоследствии писал : «Из 50 сражений, мною данных, выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Когда бой закончился и Наполеон хотел увидеть пленных, ему доложили: «Ни один пленный не был взят - русские в плен не сдаются».
Слайд .
8. « Могучее, лихое племя». Чтение.
- Кого вспоминает старый солдат?
(Старый солдат вспоминает то лихое время и солдат-патриотов, которые отдали жизнь за родину).
После Бородинского сражения Кутузов приказал отступать.
Слайд.
В деревне Фили, где обсуждался вопрос, сдать ли Москву без боя с тем, чтобы сохранить армию, или дать еще одно сражение, Кутузов заявил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна. Приказываю отступать».
Слайд.
Французская армия вступила в опустевший, покинутый жителями и русскими войсками город Москва. Древняя русская столица была отдана врагу. Вечером этого же дня начались пожары.
Слайд.
Они продолжались всю ночь, расширяясь и охватывая все новые и новые районы. Ветер разносил пламя. Горела деревянная Москва.
- На картине , написанной 15-летним художником, очевидцем событий, мы видим пожар в Замоскворечье. Языки пламени лижут стены Кремля, головни и пепел сыплются на крышу Кремлевского дворца. В смятении и тревоге Наполеон со свитой наблюдают за пожаром.
Грабежи, мародерство, пьянство - вот что было характерно для армии Наполеона. Армия разлагалась, становилась все менее боеспособной.
Слайд.
Наполеону оставалось одно - уходить из Москвы. Французы оставили Москву.
Слайд.
Вот он, жалкий финал похода на Россию. Бесконечной вереницей тянется французская армия. На переднем плане – Наполеон.
- Благодаря каким качествам русского народа победа была за нами? (смелость, патриотизм ,чувство долга, неустрашимость, героизм).
История жива. В Москве открыта Бородинская панорама Отечественной войны 1812 года к 100-летнему юбилею. Поставлен памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову- великому полководцу.
Слайд .
Выводы по теме урока, комментирование оценок.

Литература: http://depositfiles.com/files/7kmf6rmyg

Приложение к газете «1 сентября». 1997 г. № 28,с.1. «Умники и умницы» по теме 1812 г.















Похожие:

Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconТематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКтп по литературе – 5 класс
В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной (см. "Программы общеобразовательных...
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКтп по литературе – 6 класс
В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной (см. "Программы общеобразовательных...
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУрок по литературе для 5 класса учителя по русскому языку и литературе гбоу сош с. Узюково Фроловой Татьяны Вячеславовны. Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.» ( Суждения и оценки юных читателей )
Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.» ( Суждения и оценки юных читателей )
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы моу сош №1 Вакалова С. А. Цель
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУрок в 11 классе по алгебре и началам анализа к учебнику под редакцией А. Н. Колмогорова учитель Алексашина Г. М. Тема урока «Решение иррациональных уравнений». Цели урока
На столах учащихся карта с планом урока, карточки (различных цветов) для организации самостоятельной работы
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconМетодическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А
...
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconЛитература по истории sgu ru›files/nodes/9851/1812. pdf Ю. Г. Степанов дневник п. В. Победоносцева малоизвестный источник по истории войны 1812 г. Известный отечественный исследователь мемуарной литературы эпохи Отечественной войны 1812 г
План-конспект бинарного урока по истории и литературе Тема: Отечественная война 1812 г. Изображение войны 1812 г в литературе. …
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconЗаявки на Пятый межрегиональный филологический мегапроект
В каком году и где впервые было опубликовано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? В каком еще стихотворении поэт обращается...
Разработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconТехнологическая карта урока по литературе. Учитель русского языка и литературы мбоу пролетарская сош №5 Разделишина А. Д. Тема урока : «Картины природы и их роль в поэме М. Ю лермонтова «Мцыри»
Словарь : поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, анафора
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы