Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах icon

Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах



НазваниеКонспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах
Дата конвертации09.10.2012
Размер56.96 Kb.
ТипКонспект
источник


Конспект урока в 5 классе

Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. .Орфография. Правописание слов с ъ и ь

Употребление Ь и Ъ знаков в словах


Писать безграмотно- значит посягать на время людей,

к которым мы адресуемся.

Л.В.Щерба


Цели урока:

1.Учебные:

а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;

б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.


2.Развивающие:

а) развивать умение отличать употребления Ъ и Ь знаков в словах;

б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.


3.Воспитательные:

а) воспитывать стремление к грамотной речи;

б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

Задачи:

а) продолжить работу по отработке умения работать в группах, формировать навыки сотрудничества;

б) создать условия комфортности и успешности обучения на данном уроке.


Оборудование:

1. Компьютерная презентация

2. Проектор

3. Тексты для индивидуальной и парной работы

4. Рисунки учащихся с изображением Ъ и Ь


Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа

2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)

3. Представление компьютерной презентации

4. Работа учащихся у доски.

5. Индивидуальная и парная работа на местах

6. Дифференцированное домашнее задание

7. «Творческая мастерская» (стихотворения ребят о Ъ и Ь)

8. Работа с учебником


Ход урока



  1. Орг.момент. Эмоционально-положительный настрой на работу (У нас всё получится, а если будут ошибки, то мы их обязательно постараемся исправить).

  2. ^ Работа с эпиграфом


Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы

(Учитель читает эпиграф, помещённый на втором слайде презентации).

Как вы понимаете смысл сказанного?

(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого).


А что значит грамотно писать?

Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке?

(Орфография)


А что изучает графика?

(Оформление звуков речи буквами)


Эти разделы тесно связаны между собой. Почему?

(Письменную речь мы оформляем буквами, соблюдая при этом орфографические нормы).

Сегодняшний урок в очередной раз послужит подтверждением этому.


^ 2. Учитель говорит тему урока (открывается первый слайд). В рабочих тетрадях записывается дата, тема урока.


Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(О правописании Ъ и Ь знаков, условиях выбора употребления их в словах).


Какие цели стоят перед нами?

(Открывается слайд №3, учитель читает и комментирует цели урока).

Для достижения этих целей нам необходимо решить несколько задач.

(Открывается слайд №4).


^ 3. Работа с компьютерной презентацией .

Русский язык- это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…

(Ученик озвучивает результаты своей небольшой исследовательской работы: знакомит ребят с историей создания русского алфавита и ролью Ъ и Ь знаков в славянской азбуке, делает выводы об употреблении этих букв в старославянских словах).

(Открываются поочерёдно слайды с 5 по 8).


^ 4. Практическая работа (индивидуальная работа на местах и у доски)

Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль (Слайд №9)

На слайде помещено несколько слов. Что объединяет эти слова с точки зрения написания?

(Во всех есть Ъ)

Запишите эти слова в тетрадь и выполните морфемный разбор.

(Один учащийся выполняет работу на интерактивной доске).

Внимательно посмотрите на морфемный разбор этих слов.

Сделайте вывод о том, какую роль выполняет Ъ и когда он употребляется.

(Выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).


На закрепление вывода даётся небольшое задание (Слайд №10 «Лишнее слово»)

Из трёх слов с пропущенной орфограммой найдите лишнее.

(Слово «сэкономить», перед гласной Э не пишется Ъ)

Вспомните, кроме функции разделения есть ещё какая-нибудь у Ъ?

(Нет)


^ 5. Работа с учебником


У мягкого знака работы больше. Почему?

Поможет вам ответить на этот вопрос материал учебника на странице 86 параграфа 16.

Внимательно прочитайте текст параграфа и сделайте вывод о том, какую роль в словах может выполнять Ь. Подтверждайте свои выводы примерами.

(Обобщая материал учебника, ребята делают вывод, что Ь выполняет в словах 3-и функции: показывает мягкость согласного, указывает на грамматические признаки и формы, разделяет гласный и согласный)


^ 6. Практическая работа


Чтобы проверить усвоение материала учебника, я предлагаю вам сделать следующее задание.

(Открывается слайд №11, раздаточный материал с предложениями и сводной таблицей лежит на парте у каждого ученика. Эта работа проводится в парах с взаимопроверкой. Варианты правильных ответов отображаются на слайде №12).


В представленных предложениях необходимо найти слова с Ь и распределить их в таблице по трём колонкам (в зависимости от выполняемой функции).


Сформулируйте правило употребления разделительного Ь, пользуясь словами-примерами из третьей колонки таблицы.

Что объединяет разделительные Ъ и Ь в разделе «Фонетика»?

(Они не обозначают звуков и указывают на спрятавшийся звук Й перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И).


^ 7. Динамическая пауза


Закройте глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»


^ 8. Слуховой диктант (Заранее дети приготовили карточки с Ъ и Ь)


Давайте проверим вашу память и умение определять условия выбора разделительных Ъ и Ь.

(Учитель диктует слова: въехал, съёжился, келья, объяснить, барьер, морж, скучно.

Ребята поднимают необходимую карточку. Ошибившийся комментирует свой выбор).


^ 9. Подведение итогов урока


Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь.

От чего зависит условие их выбора? Что необходимо видеть в слове?

(Морфему!)

Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и ещё раз сделаем выводы об употреблении Ъ и Ь знаков в словах.

(Ребята делают выводы, открываются слайды №13,14)


^ 10. Дифференцированное домашнее задание


I.Подобрать 12 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь,

записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы.

II.Написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться- всегда пригодится».

III.Выполнить упражнение №250 с.94 из учебника.


^ 11. «Творческая мастерская»

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением о Ъ и Ь знаке.


В стране Русский Язык,

В городе Алфавите

^ Живут два брата-двойняшки,

Носят одинаковые рубашки.

У одного хохолок на голове,

А другой лысый вообще.

Хоть они друг на друга похожи,

Их характеры совершенно не схожи.

Младший брат весельчак и добряк.

И зовётся он Мягкий Знак.

Он ласков и добродушен.

И всегда во всём послушен!

Старший брат строг и суров,

Не говорит много слов.

И во всех он делах упёртый!

И зовётся он Знаком Твёрдым.

Но живут вместе братья дружно,

Не встают в те слова, где ненужно!

Чётко правила соблюдают

И друг другу в делах не мешают.

Если ты эти правила будешь знать,

То учёба пойдёт на «пять»!


Примечания к уроку

Для контроля знаний я предложила ребятам выполнить тесты (дифференцированные с учетом подготовленности обучающихся) по повторенному и обобщённому материалу по теме «Употребление Ъ и Ь знаков в словах».

Эта работа выполнялась с использованием презентации и раздаточным материалом.

Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. (Открывая слайд №17, ученику предлагаем проверить свою работу. Слайд №18 помогает ребятам объективно оценить свои знания).




Похожие:

Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconКонспект урока русского языка в 1 классе «Перенос слов» учителя начальных классов моу зато северск «сош №76» Мешковой Светланы Сергеевны Цели урока
Сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы продолжим знакомство с орфографическими правилами русского языка и будем учиться применять...
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconКонспект открытого урока Аслгареевой Зульфим Назахутдиновны, учителя родного языка и литературы Тема: Г. Бәшировның "Туган ягым- яшел бишек" әсәрен өйрәнүне йомгаклау
План-конспект открытого урока Аслгареевой Зульфим Назахутдиновны, учителя родного языка и литературы
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существитель-ных в творительном падеже»
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconУрок : литература Класс: 11 Тема урока : Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Конспект урока учителя русского языка и литературы моу «сош №29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconКонспект урока русского языка в 11 классе с использованием электронного учебника Учитель: Клименкова Е. И. Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
Цель урока: 1 повторить классификацию сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; 2 совершенствовать навыки расстановки...
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление
Развивать умение распознавать в словах безударные гласные, требующие проверки, и подбирать проверочные слова
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconОтчёт о проведённой Неделе русского языка и литературы в декабре 2011/2012 у г
Учителя представляли учащимся россыпь интересных фактов из истории языка. 1-ая страница повествовала о словарях, 2-ая страница рассказала...
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconУрок русского языка 7 класс тема урока: «в каждом слове бездна пространства »
Систематизировать и обобщить знания по разным разделам учебного курса русского языка (лексикология, орфография, пунктуация, синтаксис,...
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconУрок русского языка в 5 классе.( По учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской) Тема урока: Правописание приставок на з-с
Цель урока: повторение звонких и глухих согласных, усвоение правила правописания приставок на з-с
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б орфография. Правописание словсъиь УпотреблениеЬиЪ знаков в словах iconПриказ №1, рмо учителей русского языка и литературы
Кузнецову Н. А., учителя русского языка и литературы моу сош №1, рмо учителей русского языка и литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы