Фгос в вопросах и icon

Фгос в вопросах и



НазваниеФгос в вопросах и
Дата конвертации09.10.2012
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


  • ФГОС

  • в вопросах и

  • ответах




Вопросы журнала «Вестник образования»

  • Ответы

  • 1.Заместителя  директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Елены  Низиенко. 

  • 2. Руководителя рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования доктора педагогических наук Александра Кондакова.



Зачем понадобилось менять стандарт образования?



Стандарт по каждому предмету разрабатывается отдельно?

  • Мы не говорим сейчас о стандартах по отдельным предметам. В обществе почему-то прочно укоренилось представление, что стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но если заглянуть в седьмую статью Закона "Об образовании", прочитаем, что

  • Стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых.



Когда стандарт вступит в силу?

  • Кондаков: В соответствии с приказом минобрнауки он должен вступить в силу с 1 января 2010 года. Это не значит, что все школы страны с нового года начнут работать по новым программам. Подчеркиваю: новый стандарт - это не набор программ, а сложный, многоплановый документ, который регулирует взаимоотношения основных участников образовательного процесса и все стороны деятельности системы общего образования.



Чем новый стандарт отличается от старого?



В стандарте описываются требования :

  • - к информационному пространству

  • (что является новым),

  • -к материально-техническому обеспечению,

  • -к учебному оборудованию,

  • - к кадровым,

  • -финансовым условиям



Существенные отличия



Что нового и хорошего даст это школе, ученику, учителю?

  • Кондаков: На мой взгляд, важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. К сожалению, в 1991-1992 годах был провозглашен лозунг: "Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское". А ведь воспитание гражданина - один из главных результатов любой системы образования.

  • Также в стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове - вот к чему мы стремимся. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.



Примеры проектов

  • Кондаков: Допустим, в начальной школе ребенок может следить, как у него в горшочке на окне вырастает цветочек. Говоря взрослыми словами, он должен для себя поставить цель: ухаживать за растением, следить за этапами его развития, роста, оценить результаты своих действий. В старших классах, конечно, это уже другие проекты. Мы планируем, что это будет, допустим, выпускная работа, которая позволит молодому человеку показать, насколько он умеет интегрировать знания, полученные в разных науках, для достижения результата. Тут старшеклассник может, к примеру, изучать влияние местного завода на состояние реки, которая протекает неподалеку от школы. Самостоятельный подход формирует основу будущей успешности человека.



Сегодня много говорится о так называемом общественном договоре между школой и семьей. Этот момент прописан в стандарте?

  • Кондаков: Действительно, мы предложили и уже даже апробировали договор между семьей, школой и муниципалитетом. Ведь что такое общее образование? Это, по сути, выполнение государством конституционной нормы о предоставлении каждому гражданину возможности получить бесплатное общее образование. Это достаточно серьезная сумма денег и шанс, который получает семья - на воспитание и обучение своего ребенка. Насколько эффективно семья пользуется этим шансом, конечно, весьма серьезный момент.

  • К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне "публичного права". То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя. Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Потому мы предложили заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования.



  • Несколько лет назад в Педагогическом музее в Москве я увидел под стеклом документ начала XX века - обязательство родителей перед гимназией. Звучало оно примерно так: поскольку мой сын, Пудовкин Всеволод, был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуюсь, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, всегда приходить в гимназической форме, что у него всегда будут карандаши, тетрадки и т.д. Потрясла последняя фраза: "Ежели он из гимназии будет изгнан, я обязуюсь, что он более не оденет формы гимназической, дабы не позорить оную". Честь мундира!

  • Этические, нравственные нормы этого раритетного договора между гимназией и семьей произвели на меня огромное впечатление. Вот и появился такой договор, который сейчас, кстати, позитивно воспринят школами как некий регулятор взаимоотношений и с властями, и с семьей.



^ Кроме общественного договора, проектной деятельности школьников, что еще интересного и полезного в новых стандартах?



Портрет выпускника начальной школы, после 4-го класса (по ФГОС начального общего образования):

  • любознательный, любит свой край, Родину

  • уважает и принимает ценности семьи

  • умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию

  • выполняет правила здорового и безопасного образа жизни

  • владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность



Какова будет роль внеклассной работы?

  • Мы всегда много говорили о важности внеклассной работы, при этом она находилась за пределами всяких нормативных документов, в стандарте 2004 года о ней вообще речи не было.

  • Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.





  • Школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть.



Каковы будут требования к кадрам?

  • Низиенко:

  • Какой учитель должен учить нашего ребенка? Только тот, который имеет высшее профессиональное образование (среднее профессиональное как исключение). Учитель, который раз в пять лет повышает квалификацию и проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. Эти три ключевые позиции руководитель школы и учитель обязаны соблюдать.

  • Учитель должен понимать и другое: что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.



^ В новых стандартах обязательно будет учитываться уровень и аттестация педагогов. Как она будет проходить?

  • Низиенко: Сейчас введен новый порядок аттестации. Раньше у нас учителя делали это добровольно. Случалось, что и не делали. Была довольно большая группа учителей, которые говорили: "Зачем нам это? Мы проработали 20 лет, получим сразу 12-й разряд, который равнозначен второй квалификационной категории и никакие аттестационные процедуры проходить не будем".

  • ВО: Учителя будут сдавать экзамены?

  • Низиенко: Можно сказать и так. Есть квалификационные требования к педагогу. И он в каждый момент своей работы в школе должен этим требованиям соответствовать. Это и будет проверяться региональными аттестационными комиссиями. Это может быть письменный экзамен, собеседование, что-то еще. Но отмечу - такая процедура будет обязательна для всех учителей. После такого экзамена педагогу выдадут аттестационный лист, в котором будет написано: "прошел аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности", или "присвоена такая-то квалификационная категория". Считаю, что с этими документами можно и важно знакомить учеников и родителей. Хорошо, если каждый родитель будет знать, что учитель, у которого учится его ребенок, не только соответствует своей должности, но и имеет высокую квалификационную категорию.



^ Переход на стандарт подразумевает еще и добавление своеобразных экзаменов при переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й класс. Это будет подобие ЕГЭ?

  • Низиенко: На этапе 9-го и 11-го классов проводится государственная итоговая аттестация, которая сейчас в 11-м классе проходит в форме ЕГЭ, а в 9-м классе - в форме независимой аттестации. Но мы сейчас говорим о том, как отслеживать результат обучения ребенка внутри ступени или по завершении ступени начального образования. Все, что связано с этим - в ведении школы, она сама решает, как будет контролировать освоение стандарта учениками. Промежуточная аттестация, годовые контрольные работы, зачеты - это все система оценки достижения результатов, которые формирует школа. Как записано в образовательной программе образовательного учреждения - так будет. Мы не планируем появление на федеральном уровне дополнительных государственных экзаменов ни для ступени начальной школы, ни для 6-го и 7-го классов. Но то, что мы на федеральном уровне, допустим, в 4-м классе не вводим никакой государственной итоговой аттестации, не означает, что мы никак не будем отслеживать ситуацию по достижению результатов школьников на этом уровне. Как и прежде, будем участвовать в системе сопоставительных международных исследований, осуществлять текущий мониторинг.



  • Система оценивания в рамках нового стандарта - серьезный вопрос. ЕГЭ фиксирует, насколько выпускник овладел обязательным минимумом содержания образования. Но если мы говорим, что задача нового стандарта - прежде всего формирование личности гражданина России, значит, и оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые не подлежат таким "замерам" по системе Единого госэкзамена.

  • Когда мы говорим о требованиях к результату образования, то с ученика спрашиваем в последнюю очередь. Ответственность за результат - в первую очередь ответственность государства, учредителей образовательного учреждения. Достаточно ли финансирование образования, насколько школы обеспечены учебниками, техникой и т.д.? Второй уровень - ответственность школы, потом - ответственность педагога, семьи и только после этого - спрос с самого ученика. Он последний, к кому предъявляются претензии за неуспех.



Переход на новый стандарт – это переход на новые учебники?



  • С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. На мой взгляд, и в ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.

  • При этом необходимо понимать, что учебник – это всего лишь средство реализации стандарта. В то время, когда стандарта не было, учебник фактически заменял собой и стандарт, и примерные программы. Учителя так и говорили: «работаем по учебнику». Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником.



Когда министерство планирует представить на обсуждение и утвердить стандарты для средней и старшей школы?

  • В настоящее время идет доработка стандарта для основной школы, и в этом документе, конечно, предусмотрены преемственные, но качественно иные требования к результатам и условиям, потому что подростковая школа работает иначе, нежели начальная. В начальной школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, в подростковой школе ребенок должен иметь возможность попробовать как можно больше различных видов деятельности. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, будет иным. Очевидно, стандарт для средней школы будет вынесен на обсуждение до конца этого учебного года и затем утвержден.

  • Следующий этап - работа над стандартом для старшей школы: уже проводятся обсуждения концепции учебного плана.



  • Полный  текст Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно найти  в приложении № 3 (2009 года) к журналу «Вестник образования» или на сайте:

  • http://www.vestnik.edu.ru/nizienko.html.






Похожие:

Фгос в вопросах и iconПоложение о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения – учебного центра
Азовского ннмр №204 от 05. 07. 2011 г. «О создании учебных центров» в целях оказания информационно-методической помощи образовательным...
Фгос в вопросах и iconПсихолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-3-х классов мбоу «Красногвардейская гимназия» на 2011-2012 учебный год Цель
Цель: методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения...
Фгос в вопросах и iconПриказ №85 от 26. 11. 2011г. Об утверждении графика по повышению уровня профессионального мастерства педработников в соответствии с фгос в соответствии с требованиями фгос и по мере введения фгос ноо
Утвердить план-график прохождения курсов по введению фгос учителей начальных классов
Фгос в вопросах и iconОтчет о работе по подготовке к переходу на новый стандарт
Фгос ноо с 09. 2011 г. Согласно «Дорожной карты введения фгос» был издан приказ от 02. 11 «О создании совета по сопровождению фгос...
Фгос в вопросах и iconФедеральные государственные образовательные стандарты (фгос)
Фгос ноо. Анализ условий на соответствие требованиям фгос ноо. Включение в Программу развития школы раздела "Апробация и внедрение...
Фгос в вопросах и iconУправления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисцолкома 17 ноября 2005 г. №21-12/346 Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних,
Направляем информационно-методическое письмо «О некото­рых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершенно­летних, находящихся...
Фгос в вопросах и iconДокументи
1. /ФГОС/Положение о рабочей группе.docx
2. /ФГОС/Положение...

Фгос в вопросах и iconН. А. Бурлацкая
Приказа оу «О переходе на обучение по фгос ноо» и целях обеспечения эффективного введения фгос на начальной ступени обучения. В соответствии...
Фгос в вопросах и iconСеминар для классных руководителей, учителей-предметников «Адаптационный период в вопросах и ответах»
Теоретический семинар для классных руководителей, учителей-предметников «Адаптационный период в вопросах и ответах»
Фгос в вопросах и iconДокументи
1. /Приказы по ФГОС/МОУ ь 95.docx
2. /Приказы...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы