Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка icon

Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка



НазваниеОбластная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка
Дата конвертации14.12.2013
Размер126.69 Kb.
ТипДокументы
источник


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»


Областная конференция «День инноватики»


Технология обучения в сотрудничестве

как условие для активной совместной

учебной деятельности обучающихся

на уроках английского языка


Подготовила:

Чикулаева Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка МОУ «Ближнеигуменская СОШ»


2012


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» находится в селе Ближняя Игуменка Белгородского района Белгородской области. Основная часть населения – рабочие и служащие, немало безработных. Уровень благосостояния большинства семей недостаточный. Многие родители работают в городе или его окрестностях, часть детей воспитывается бабушками или дедушками. Поэтому взрослые редко посещают школу и мало интересуются успехами своих детей.

У учащихся наблюдается низкая мотивация к обучению, отсутствие ответственности, самоорганизации (опаздывают, забывают о своих поручениях, не выполняют домашние задания) из-за слабого контроля со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Поэтому особое внимание педагога уделяется развитию самостоятельной активности детей.

За свою практическую деятельность в школе я заметила снижение познавательной активности учащихся на уроках английского языка. Некоторые учащиеся не выполняют задания в нужном объеме, другие списывают у товарищей. В чем же причина? С помощью тест-опросника определения силы познавательной потребности В.С.Юркевича выяснилось, что у учащихся низкая мотивация познавательной активности.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в школе, не убавилось. По-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Цель обучения иностранному языку в школе - овладение коммуникативной компетенцией, то есть предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическое овладение иностранным языком. Компенсировать этот недостаток можно за счет используемых методов, приемов и технологий обучения. Поэтому из всего богатства разработанных в методике подходов, методов я отбираю и технологически прорабатываю такие, которые могли бы предоставить возможность устной практики на уроке каждому ученику.

Для повышения мотивации обучения английскому языку использую личностно-ориентированную технологию обучения в сотрудничестве. Внедрение в работу данной технологии призвано разрешить следующие проблемы в обучении:

- создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях;

- интенсифицировать взаимный обмен учащихся интеллектуальными, нравственными и эстетическими ценностями, способствуя тем самым организации и сплочению детского коллектива;

- расширять рамки социального опыта, обеспечивать каждому ученику позиции субъекта деятельности.

Таким образом, актуальность опыта определяется противоречиями между осознанием необходимости владения английским языком и недостаточной сформированностью коммуникативных навыков у учащихся. Поэтому возникает проблема: какие технологии в образовательном процессе способствуют развитию навыков общения учащихся? По моему мнению, именно обучение в сотрудничестве является условием для активной совместной учебной деятельности учащихся на уроках английского языка.

Применение технологии обучения в сотрудничестве обусловливается тематикой уроков, а также уровнем подготовки и заинтересованности учителя и учеников. Данная технология может быть применена к любому школьному предмету, но обязательно с учетом особенностей каждого. Она интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на ее мотивационную сферу. Поэтому технологию обучения в сотрудничестве можно широко использовать в практике любого учителя-предметника или педагога дополнительного образования как на уроке, так и во внеклассной работе.

Значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и ученика в учебной деятельности определили Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, И.Л.Волков, А.С.Высотский, Е.Н.Ильин, Я.Л.Коломинский, Л.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, В.Ф.Шаталов.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Успех нашего взаимодействия с людьми часто зависит от того, насколько мы уверены в себе. [3; 31]. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе или просто не осознают, что конкретно им непонятно, не могут правильно сформулировать вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все вопросы, непонятые ими, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале, а также и сильный ученик может проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. [6; 5-6] Например, знакомство с новым грамматическим материалом. Времени на объяснение отводится не так уж много. При этом важно, чтобы новое грамматическое явление было осмыслено правильно, так как от этого во многом зависит дальнейшее овладение навыком. Следовательно, нужно организовать практику по формированию ориентировочной основы действий. Такая практика, письменная или устная, требуется каждому ученику группы. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся изначально в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу. Это не обязательно балльная отметка. Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы. Кроме того, метод обучения в группах и парах способствует работе по всестороннему развитию личности ребенка, его умению ладить с коллективом. [8; 8]

Практика показывает, что учиться вместе не столько легко и интересно, сколько эффективно. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как петь, смеяться, радоваться жизни.

Актуальность применения технологии обучения в сотрудничестве может быть аргументирована важностью проблемы и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях сельской школы. Так как данная технология развивает мотивационную сферу учащихся, она изучается и применяется с учетом контингента школьников и условиями, в которых используется.

Я работаю по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и М.З.Биболетовой, которые построены на принципах коммуникативной направленности процесса обучения английскому языку по всем видам речевой деятельности. Данные УМК способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и позволяют усилить воспитательно-развивающую функцию предмета. Контекст диалога культур развивает умение ориентироваться в потоке лингвострановедческих понятий и реалий, что приводит школьников к осознанию себя как субъектов поликультурного коммуникативного пространства.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Всем хорошо известен один из вариантов организации обучения в сотрудничестве, который называется “Пила”. В конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся на уроке учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме.

В современном образовании акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на английском языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках английского языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности.

Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. [1]

Проработав учителем английского языка более двенадцати лет, считаю, что одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики преподавания является обучение устному общению.

Научить школьников общаться на английском языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать групповую работу (обучать в сотрудничестве) учащихся, так как в процессе обучения они обмениваются мнениями, идеями, информацией, учатся друг у друга. Значительное место в учебном процессе отводится работе в парах и группах. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Стремясь создать атмосферу общения на занятии, я начинаю его с непринуждённой беседы, которая перерастает в задания урока; учащиеся вовлекаются в беседу, учитель не становится контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна.

Сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией промежуточных целей: от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного занятия) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия).

У.М.Риверс утверждает, что учитель «должен обеспечить плавный и естественный переход от формирования навыков и умений к их функционированию», и что деятельность общения «должна служить не дополнением, а естественным продолжением тех типов деятельности, на которых базируется формирование навыков и умений». [7; 7]

Коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося.

Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность, если он понимает его социальную и личную значимость.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики метод проектов и обучение в сотрудничестве – наиболее благоприятные. Это методические системы, позволяющие, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами; обеспечивающие не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу.

Одним из примеров внедрения в образовательный процесс информационных технологий может служить медиа-урок.

Например, одна из наиболее часто используемых технологий – урок-презентация. Используя программу составления презентаций Power Point, открываются большие возможности для творчества, и, прежде всего, для организации творчества учащихся. Легкая в обращении, эта программа позволяет создать анимационный опорный конспект урока, включить видео– и аудио-фрагменты, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал. Уже вошло в традицию каждый цикл уроков по английскому языку завершать проектом, оформленным в виде презентации. Учащиеся с огромным удовольствием делают это.

Изучая тему «Защита окружающей среды», например, в 7 классе по УМК под редакцией В.П.Кузовлева на уроках английского языка, учащиеся опираются на хорошо известные факты из жизни и уроков экологии. Поэтому прослеживается взаимосвязь уроков, что позволяет провести интегрированный урок английского языка и экологии в конце изучения данной темы.

Учащиеся школы принимали участие в социально-экологическом проекте «Живи, родник, живи …». Изучение темы «Защита окружающей среды» в 7 классе согласно календарно-тематическому плану приходится на начало второй четверти. Таким образом, учащиеся, опираясь на результаты своего исследования в социально-экологическом проекте, с увлечением работали над созданием презентаций по данной теме на английском языке в тесном сотрудничестве с учителями английского языка и экологии. Оценки за урок распределялись следующим образом: проектная деятельность оценивается учителем экологии; защита проектов оценивается учителем английского языка.

Применение технологии обучения в сотрудничестве позволило:

  • повысить мотивацию познавательной активности учащихся (диаграмма № 1 «Определение силы познавательной потребности»)

Диаграмма № 1



Данные показывают, что сила познавательной активности изменилась за три года: повышение «ярко выраженной» силы активности с 15% до 45%; «выраженной умеренно» с 35% до 45% и снижение «выраженной слабо» с 50% до 10%.

  • повысить качество знаний учащихся (диаграмма № 2)

Диаграмма № 2



Качество знаний учащихся повысилось с 60,4% до 75% при 100% успеваемости.

  • выявить одаренных детей для участия в различных олимпиадах и конкурсах (таблица № 1)

Таблица № 1

2009-2010 учебный год

  1. Чикулаев Вадим, 1 кл – 2 место во Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество (английский язык, 1 тур).

  2. Чикулаев Вадим, 1 кл – лауреат Всероссийского заочного конкурса Познание и творчество (английский язык, 2 тур).

  3. Чикулаев Вадим, 1 кл – 1 место во Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество «Интеллект-экспресс» в номинации «Тайны английского языка (1 класс)».

  4. Чикулаев Вадим, 1 кл – лауреат Всероссийского заочного конкурса Познание и творчество, 2 тур номинация “Island of Riddles”.

  5. Чикулаев Вадим, 1 кл – 2 место во Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество. Номинация “Incredible Britannia – 2 блок (1-4 классы)”.

  6. Чикулаев Вадим, 1 кл – лауреат Всероссийского заочного конкурса Познание и творчество. Номинация “Incredible Britannia – 2 блок (1-4 классы)”

2010-2011 учебный год

  1. Бацуев Семен, 9 кл - 9 место в районной олимпиаде по английскому языку

  2. Борисова Валерия, 9 кл – лауреат Всероссийского заочного конкурса Познание и творчество, номинация “Island of Riddles”

  3. Чикулаев Вадим, 2 кл - лауреат Всероссийского заочного конкурса Познание и творчество, номинация “Island of Riddles”

  4. Сырцова Анастасия, 6 кл - 1 место во Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество, номинация “Island of Riddles”

  5. Сырцова Анастасия, 6 кл - лауреат Всероссийского заочного конкурса Познание и творчество, номинация “Island of Riddles”


Работа и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.


^ Библиографический список


    1. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm

    2. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. – М., Просвещение, 1991 г.

    3. Журнал «Коммуникативная методика». Гл. ред. Е.И.Пассов. – 2002 г. - №1

    4. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранного языка. - М., Academa, 2001 г.

    5. Кукушин В.С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков. Москва – Ростов-на-Дону, 2005 г.

    6. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. №1, 2000 г.

    7. Риверс В.Т. От лингвистической к коммуникативной компетенции. // Иностранный язык в школе. 1973 г.

    8. Рубинштейн С.А. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы психологии. – 1986 г.






Похожие:

Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconИгры на уроках английского языка в начальной школе как способ
В результате освоения игровой деятельности у ребёнка, как отмечает Д. Б. Эльконин, формируется стремление к общественно-значимой...
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconИнформационно-коммуникативные технологии средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconТехнология критического мышления при обучении английскому языку
Во всем мире знания английского языка воспринимается сегодня, как необходимое условие общения. Все большую важность имеет не только...
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconОбучение в сотрудничестве на уроках английского языка
Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и...
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconМетод проектов как средство подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация научно-исследовательской...
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconУправление образования и молодежной политики администрации Арзамасского муниципального района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов...
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconУсловия возникновения, становления опыта
Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Проектно-исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
Рязанцева Л. П. с докладом «Исследовательская технология как средство формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся...
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconОб интеграции различных видов деятельности на уроках немецкого языка
Хочу поделиться опытом, как на уроках иностранного языка можно использовать музыкальную и изобразительную деятельность
Областная конференция «День инноватики» Технология обучения в сотрудничестве как условие для активной совместной учебной деятельности обучающихся на уроках английского языка iconУчебник английского языка «English 3» И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина. Методическая справка
Данный урок может быть использован на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы «Времена года»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы