Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка icon

Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка



НазваниеОбразовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Дата конвертации14.12.2013
Размер250.63 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

МОУ СОШ с. Большое Попово

Лебедянского муниципального района

Липецкой области


Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол №

от­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ «____»____________ 2011 г.





Утверждаю

Директор школы: Сёмина О. А.


Образовательная программа

по геометрии


7 класс


Учитель: Наумова Ирина Николаевна


2011-2012 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа учебного курса по геометрии для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Данная рабочая программа рассчитана на ^ 68 часов (2 часа в неделю). В ней предусмотрено 6 контрольных работ и итоговый тест за курс 7 класса.

Реализация программы осуществляется по учебнику «Геометрия 7-9» авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Практический опыт показывает, что учебник выгодно отличается от других, главное преимущество учебника состоит в том, что он написан настолько просто, ясно, наглядно, доступно, что ученик без учителя может освоить основные понятия геометрии. Благодаря удачному подходу к понятию, площади доказательства многих теорем упрощаются, многие задачи решаются короче, экономится время для изучения следующих тем. Для каждого параграфа составлены контрольные вопросы, с помощью которых можно проверить знания. В учебнике много оригинальных приемов изложения, которые делают учебник доступным учащимся и одновременно строгим.

При изучении курса геометрии 7 класса решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. На решение задач следует отводить в среднем не менее половины каждого урока. Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике. Основными являются задачи к каждому параграфу. Среди них значительную роль играют практические задания (начертить ту или иную фигуру, измерить те или иные отрезки или углы и т. д.). В конце каждой главы есть 20-30 дополнительных заданий, которые можно использовать как для основной работы (если задач к какому-то параграфу главы окажется недостаточно), так и для повторения материала данной главы. Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике. Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи.

Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводится по готовым чертежам.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.

В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены уроки на пришкольном участке и изготовление моделей геометрических фигур в школьной мастерской на уроке труда.


^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


В результате изучения курса геометрии в 7 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

  • существо понятия алгоритма;

  • определения смежных и вертикальных углов, определение перпендикулярных прямых, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах;

  • что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировки признаков равенства треугольников;

  • определение перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника;

  • определение окружности, радиуса, хорды, диаметра; алгоритм построения угла, равному данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка;

  • определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки свойств и признаков параллельности прямых, аксиомы параллельных прямых;

  • формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике, свойство внешнего угла, виды треугольников;

  • формулировки теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, признака равнобедренного треугольника, теоремы о неравенстве треугольника;

  • формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников;

  • определения расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, свойство перпендикуляра.


уметь:

  • изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч и угол; сравнивать отрезки и углы, различать острый, прямой и тупой углы, находить длину отрезка и величину угла, используя инструменты, пользоваться геометрическим языком для описания окружающих предметов;

  • изображать смежные и вертикальные углы, находить их на рисунке, строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника; строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника;

  • объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности;

  • по условию задачи выполнять чертеж; решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки, используя известные алгоритмы;

  • решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);

  • для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых



^ Критерии оценивания достижений учащихся


Характерной особенностью данных контрольных работ является то, что они содержат задания, относящиеся ко всем 5 уровням обученности учащихся.

Первая часть работы содержит задания, проверяющие уровень узнавания изученных геометрических фигур; умение изображать эти фигуры.

Вторая часть работы содержит задания, проверяющие усвоенность изученных теорем, свойств, аксиом, определений. Эти задания представляют собой задачи на прямое применение изученного свойства, теоремы, аксиомы, определения.

Третья часть работы содержит задания практического характера и задачи на применение изученных теорем, свойств, аксиом, определений на уровне стандартов.

Четвертая часть работы содержит задание на понимание рассмотренного материала. Чаще всего это упражнение на анализ.

Пятая часть работы представляет собой более трудную задачу, но на материал, изучаемый на уроках. Как правило, подобного рода заданий в учебнике нет, ученик должен сам найти способ решения предложенной задачи. Также в этих заданиях используются и факты, изучавшиеся ранее в других темах.

Части 1-3 предназначены для проверки усвоенности учащимися необходимого минимума знаний, умений и навыков.

Как показывает собственный опыт работы и опыт работы многих учителей математики, учащиеся 7 классов испытывают большие трудности в выполнении традиционных контрольных работ по геометрии. Правильное выполнение первых заданий создает психологический настрой на выполнение более сложных заданий.

Данные контрольные работы позволяют диагностировать достижение (или не достижение) учащимися обязательных результатов обучения по геометрии.

Содержание контрольных работ соответствует программе.

Если задания первых трех уровней выполнены верно или с одной ошибкой, но дополнительно частично решены или верно произведен ход решения задачи 4 или задачи 5 – отметка «3». Если кроме правильного выполнения заданий 1-3 уровней дополнительно выполнено задание четвертого уровня и большая часть последней задачи – такую работу можно оценить уже отметкой «4», если выполнены все задания – отметка «5». Если выполнено верно меньше трех заданий, независимо от ошибок, то работа оценивается отметкой «2».

С учащимися, не справившимися с контрольной работой, то есть показавшими, что они не достигли обязательного уровня обученности по данной теме, проводится специальная работа: им предлагаются задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки, но по 2 на каждое задание с ошибкой. Для корректной работы можно применять и аналогичные задания из других вариантов. Только в случае верного выполнения обоих заданий на один уровень ученику можно поставить отметку «3».


^ Содержание программы учебного предмета


1. Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

2. Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во

часов

Из них

Информаци-онно-методичес-кое обеспечение


дата



Самостоя-тельные, провероч-

ные работы

Контроль-ные работы

^ Гл.I. Начальные геометрические сведения

10




1

Прямая и отрезок

1







Слайд-лекция «Откуда возникла геометрия»




2

Луч и угол

1







Таблица «Луч и угол»




3

Сравнение отрезков и углов

1

Самостоятель-ная работа №1 (10 мин)




Таблица «Сравнение отрезков и углов», ДМ, набор геомет-рических фи-гур разного раз

мера




4

Измерение отрезков

2







Таблица «Измерение отрезков»




5

Измерение отрезков







Слайды «Меры длины»




6

Измерение углов

1

Самостоятель-ная работа №4 (15 мин)




Таблица «Виды углов», ДМ, слайды 2-х задач на готовых чертежах «Измерение углов»




7

Смежные и вертикальные углы

1







Презентация «Построение прямых углов на местности», таблица «Смежные и вертикальные углы», слайды 4-х задач на готовых чертежах «Смежные и вертикальные углы»




8

Перпендикулярные прямые

1

Самостоятель-ная работа №5 (10 мин)




Таблица «Перпендику-лярные прямые», ДМ




9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1







Раздаточный дифференцированный материал




10

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

1







Контрольно-измеритель-ный материал




^ Гл. II. Треугольники

17




11

Первый признак равенства треугольников. Анализ контрольной работы.

3







Таблица «Признаки равенства тре-

угольников»




12

Первый признак равенства треугольников







Слайды 6-ти задач на готовых чертежах «Первый признак равенства треугольни-ков»




13

Первый признак равенства треугольников

Самостоятель-ная работа №7 (15 мин)




ДМ, таблица «Признаки равенсва треугольни-ков»




14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1







Таблица «Медианы, биссектрисы, высоты треуго-

льника», слайд-лекция




15

Свойства равнобедренного треугольника

2







Таблица «Рав-нобедренный

треугольник», слайд-лекция «Свойства равнобедрен-ного треугольника»




16

Свойства равнобедренного треугольника

Самостоятель-ная работа №8 (10 мин)




Слайды 6-ти задач на гото-вых чертежах

«Равнобедрен-ный треуголь-ник», ДМ




17

Второй признак равенства треугольников

2







Таблица «Признаки равенства тре-

угольников»,




18

Второй признак равенства треугольников







слайды 12-ти задач на готовых чертежах «Первый и второй признаки равенства треугольни-ков»




19

Третий признак равенства треугольников

2







Таблица «Признаки равенства тре-

угольников»




20

Третий признак равенства треугольников

Самостоятель-ная работа №9 (15 мин)




Слайды с задачами на готовых чертежах «Признаки ра-венства треуго

льников», ДМ




21

Задачи на построение

3







Таблица «Пос-троение цирку-лем и линейкой», слайд-лекция «Три классических задачи на построение»




22

Задачи на построение







Карточки-инструкции по выполнению практической работы




23

Задачи на построение

Самостоятель-ная работа №12 (10 мин)




ДМ, таблица




24

Решение задач по теме: «Треугольники»

3







Слайды 10-ти задач на готовых чертежах «Треугольни-ки»




25

Решение задач по теме: «Треугольники»







Раздаточный дифференцированный материал




26

Решение задач по теме: «Треугольники». Подготовка к контрольной работе.







Обобщающий урок-презентация по решению задач «Треугольни-ки»




27

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»

1







Контрольно-измеритель-ный материал




^ Гл.III. Параллельные прямые

13




28

Признаки параллельности двух прямых. Анализ контрольной работы.

4







Таблица «Приз

наки паралле

льности двух

прямых», слайд-лекция




29

Признаки параллельности двух прямых

Тест




Тексты тестов




30

Признаки параллельности двух прямых







Разрезные карточки (дифференци-рованно)




31

Признаки параллельности двух прямых

Самостоятель-ная работа №13 (15 мин)




ДМ, презента-ция «Практи-ческие спосо-бы построения

прямых на местности»




32

Аксиома параллельности прямых

1







Таблица «Аксиома параллельно-сти прямых», слайд-лекция «Понятие об аксиоматике. Пятый посту-лат Евклида и история его открытия»




33

Свойства параллельности прямых

4







Таблица «Теоремы об углах, образованных параллельны-ми прямыми»




34

Свойства параллельности прямых







Слайды 6-ти задач на готовых чертежах «Свойства параллельных прямых»




35

Свойства параллельности прямых

Математичес-кий диктант №3 (20 мин)




Копировальная бумага, двойные листы




36

Свойства параллельности прямых







Разрезные карточки (дифференцированно)




37

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

3













38

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

Самостоятель-ная работа №15 (15 мин)




ДМ, таблица




39

Решение задач по теме: «Параллельные прямые». Подготовка к контрольной работе.







Обобщающий урок-презентация по решению задач «Параллель-ные прямые»




40

Контрольная работа №3 по теме: «параллельные прямые»

1







Контрольно-измеритель-ный материал




^ Гл. IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

18




41

Сумма углов треугольника. Анализ контрольной работы.

2







Таблица «Сумма углов треугольника», слайд-лекция «Сумма углов треугольника»




42

Сумма углов треугольника

Самостоятель-ная работа №17 (10 мин)




ДМ, таблица




43

Соотношение между сторонами и углами треугольника

1







Таблица «Соотношение между сторонами и углами треугольника»




44

Неравенство треугольника

1

Самостоятель-ная работа №19 (10 мин)




ДМ, таблица «Соотношение между сторонами и углами треугольника»




45

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1







Раздаточный материал




46

Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1







Контрольно-измеритель-ный материал




47

Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Анализ контрольной работы.

1







Таблица «Прямоуголь-ные треугольники»




48

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1













49

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники»

2







Слайды (решение 8-ми задач по готовым чертежам)




50

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники»

Самостоятель-ная работа №21 (15 мин)




ДМ, таблица

«Прямоуголь-ные треугольники»




51

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

1













52

Построение треугольника по трем элементам

3







Таблица «Построение треугольника по трем элементам»




53

Построение треугольника по трем элементам







Урок-презентация «Построение треугольника по трем элементам»




54

Построение треугольника по трем элементам

Самостоятель-ная работа №24 (20мин)




ДМ, таблица




55

Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

3







Иллюстрации на доске




56

Решение задач













57

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.







Разрезные карточки




58

Контрольная работа №5 по теме: «Признаки равенства прямоугольных треугольников»

1







Контрольно-измеритель-ный материал




^ Повторение. Решение задач

10




59

Анализ контрольной работы по предыдущему разделу. Урок коррекции знаний

1







Презентация «Провешива-ние прямой. Построение прямых углов»




60

Практическая работа на местности (урок на пришкольном участке)

1













61

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

1







Раздаточный материал




62

Решение задач по теме: «Перпендикулярные прямые»

1







Раздаточный материал




63

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1







Раздаточный материал




64

Решение задач по теме: «Треугольники»

1







Раздаточный материал




65

Решение задач по теме: «Задачи на построение». Подготовка к контрольной работе.

1







Раздаточный материал




66

Итоговая контрольная работа №6

1







Раздаточный материал




67

Анализ контрольной работы

1







Контрольно-измеритель-ный материал




68

Итоговый тест за курс 7 класса

1







Контрольно-измеритель-ный материал






^ Учебно-методическое обеспечение программы


  • Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2007

  • Атанасян Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008.

  • Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.

  • Жохов В.И. Карточки для проведения контрольных работ. Геометрия 7 класс. [Текст] / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2007.

  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007.

  • Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 кл. [Текст] / Б.Г. Зив. – СПб.: НПО «Мир и семья – 95», 1998.

  • Саврасова С.М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах [Текст] / С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий. – М.: Просвещение, 1987.


Список литературы


  • Арутюнян Е.Б., Волович М.Б. и др. Математические диктанты для 5-9 классов /М.: Просвещение, 1991./

  • Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся / Я.И. Депман, В.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 2005./

  • Ершова А.П., Голобородько В.В. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса /М.: ООО «Илекса», 2008./

  • Иченская М.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна (разрезные карточки) / Волгоград, «Учитель», 2006./

  • Мищенко Т.М. Дидактические карточки-задания для 7 класса (разрезные карточки к учебнику Л.С. Атанасяна и др.) /М.: «Экзамен», 2007./

  • Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

  • Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.

  • Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.:ООО, «Издательство АСТ», 2003.

  • Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. – М., 1998.






Похожие:

Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconОбразовательная программа по геометрии 9 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconОбразовательная программа по алгебре 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconОбразовательная программа по алгебре 9 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка
России от 07. 07. 2005г. №03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ мо РФ от 19....
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по геометрии 9 класс Учитель Морозова Ирина Евгеньевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по геометрии 8 класс Учитель Морозова Ирина Евгеньевна 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцева,...
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по геометрии 7 класс Учитель Морозова Ирина Евгеньевна 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Программа по геометрии 7 – 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconПрограмма по геометрии 7 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки...
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по геометрии на 2012-2013 учебный год 9 класс (базовый уровень) пояснительная записка
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов...
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconПрограмма по математике для 5 класса на 2011-2012 учебный год учитель: Ревенко Е. Г. 2011 год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программе основного образования по математике
Образовательная программа по геометрии 7 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по окружающему миру 3 класс Учитель: Шаматонова Т. А. 2011 2012 учебный год Пояснительная записка
Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы