Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка icon

Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по географии в 5 классе. Пояснительная записка
Дата конвертации14.12.2013
Размер153.86 Kb.
ТипПрограмма
источник

Рабочая программа по географии в 5 классе.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) рассчитана на 34ч. (по 1ч. в неделю) и составлено на основе:

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение» 2011г.

- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

- Особенностей компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса, апробируемой в ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево, Самарской области в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды» (Договор б\н от 10.10.2012 года с ЦРО г.Самара, научный руководитель Рыбакина Н.А., руководитель центра образовательных проектов, к.п.н., доцент).


^ Базовый учебник:

«География. Землеведение» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким Москва, «Дрофа» 2012г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

Целями изучения географии в основной школе являются:

1) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

2) познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

3) Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространства России и мира;

4) понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей срды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

5) Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

6) Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

7) Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

8) Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

9) Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Результаты обучения:

^ I. В направлении личностного развития:

1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, населения, хозяйства Земли и её крупных регионов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости глобальных проблем человечества;

1.5. Формирование уважительного уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

1.6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

1.7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

1.8. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

1.9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

1.10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1.11. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

1.12. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;


II. В метапредметном направлении:

2.1. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

2.2. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. использование различных источников для получения географической информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

2.8. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.11. Формирование ИКТ-компетенции.


III. В познавательной сфере

3.1.Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком. О географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

3.2. Формирование первичных навыков формирования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3.3. Формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

3.4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

3.5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

3.6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

3.8. Формированин представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Компетентностно-оринтированная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:

1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.

3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.

4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.

Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).

Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:

1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);

2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);

3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;

4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.


Учебно-методическое и матариально-техническое обеспечение.

1. Электронное приложение к учебнику на WWW. drofa.ru

2. Рабочая тетрадь для учащихся.

3. Методическое пособие для учителя.


Тематическое планирование

Тема

К-во часов

Содержание

Материал учебника

1.Как устроен наш мир.


12ч.

Представление об устройстве мира. Звёзды и галактика. Солнечная система. Луна-спутник земли. Земля-планета солнечной системы. Облик земного шара. Форма и размеры Земли. Глобус-модель земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть.

§1-9

2.Развитие географических знаний о земной поверхности.

7ч.

Способы изображения земной поверхности. История географической карты. История открытия и освоения Земли: географические открытия древности; географические открытия средневековья; великие географические открытия; исследования океана и внутренних частей материка.

§10-17

3.Как устроена наша планета.

13ч.

Литосфера: внутреннее строение земли; горные породы и их значение для человека; основные формы рельефа Земли. Гидросфера: мировой круговорот воды; мировой океан и его части. Атмосфера Земли, её значение. Погода. Биосфера-живая оболочка Земли. Воздействие человека на природу.

§18-31


4.Конференцм

2ч.

Защита проектных и творческих работ учащихся






1. Как устроен наш мир 12ч.





К-во часов

дата

тема

результат

универсальные учебные (познавательные) действия

1-2.

2ч.




Представление об устройстве мира. Звёзды и галактика. Солнечная система. Луна-спутник земли. Земля-планета солнечной системы. Облик земного шара. Форма и размеры Земли. Глобус-модель земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть.


Уметь:

-определять понятие «география»;

-показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы;

-наблюдать действующую модель (теллурий) движения Земли и описывать особенности движения Земли по орбите;

-находить на глобусе, карте и показывать материки и океаны, части света, крупные острова и полуострова;

-определять по глобусу расстояния и направления;

Анализировать иллюстративно-информационный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам;

Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года;

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси;

3.

1ч.




Семинар по теме: «Как устроен наш мир»


4-9.

6ч.




Практикум по теме «Как устроен наш мир»


10.

1 ч.




Проверочная работа по теме: «Как устроен наш мир».


11.

1 ч.




Обобщение по теме: «Как устроен наш мир».


12.

1 ч.




Контрольная работа по теме: «Как устроен наш мир».



2.Развитие географических знаний о земной поверхности 7ч.



13-14.

2 ч.




Способы изображения земной поверхности. История географической карты. История открытия и освоения Земли: географические открытия древности; географические открытия средневековья; великие географические открытия; исследования океана и внутренних частей материка.


Уметь:

-называть различные виды изображения земной поверхности;

- наносить маршруты путешествий на контурную карту;

-использовать карты, таблицы, диаграммы, графики для получения географической информации.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок;

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками;

Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики)

15-18.

4 ч.




Практикум по теме: «Развитие географических знаний о земной поверхности»


19.

1 ч.




Проверочная работа по теме «Развитие географических знаний о земной поверхности»


3. Как устроена наша планета 13ч.


20-21.

2 ч.




Литосфера: внутреннее строение земли; горные породы и их значение для человека; основные формы рельефа Земли. Гидросфера: мировой круговорот воды; мировой океан и его части. Атмосфера Земли, её значение. Погода. Биосфера-живая оболочка Земли. Воздействие человека на природу.

Уметь

-описывать модель строения Земли; оболочки земли, их состав и особенности;

-называть основные формы рельефа и его значение для человека; части мирового океана;

- характеризовать погоду разных сезонов года;



Выявлять особенности оболочек Земли (на основе анализа иллюстраций, текста и др.), сравнивать оболочки между собой;

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения;

Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики)

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»;

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме;

Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды;

Обосновывать проведение границ биосферы и сопоставлять с границами других оболочек;

22.

1ч.




Семинар по теме «Как устроена наша планета»

23-29.

7ч.




Практикум по теме: «Как устроена наша планета»

30.

1 ч.




Самостоятельная работа по теме: «Как устроена наша планета»

31.







Обобщение по теме «Как устроена наша планета»

32.







Контрольная работа по теме «Как устроена наша планета»



Конференция 2ч.



33-34.

2 ч.




защита творческих работ

Уметь

-подбирать, интерпретировать и представлять информации по выбранной теме;

Обобщать и структурировать географическую информацию, полученную из различных источников;

делать выводы и умозаключения




Похожие:

Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconПрограмма пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 7 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 9 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 6 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (базовый уровень) 2004 г., (под редакцией...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по географии пояснительная записка Статус документа
Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconПрограмма по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Автор: Домогацких Евгений Михайлович
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент...
Программа по географии в 5 классе. Пояснительная записка iconДокументи
1. /geography/Календарное планирование .7 класс..docx
2. /geography/Пояснительная...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы