Статья отнесена к разделу icon

Статья отнесена к разделу



НазваниеСтатья отнесена к разделу
Дата конвертации15.12.2013
Размер211.05 Kb.
ТипСтатья
источник

Педагогический проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"


Цвецих Андрей Викторович, учитель математики

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии



Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую науку непереносимо скучной, лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и пойдет речь в данной работе.

Учебный процесс в сельской школе необходимо перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим в этой связи критическое отношение С.Т.Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: “...Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя” (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности мы сравнили олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров, что выявило необходимость перестройки учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим основные факторы ведущие к таким выводам.

Одним из таких параметров нами был выбран образовательный результат (“итоговые” качества личности школьника). Для олимпиад – это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и другое. Для участников конференций помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя. Школьники – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные задачи, они выполняют реальное научное исследование в той или иной области науки, техники, искусства.

Сравнительный анализ олимпиад и конференций показал, что принципиально отличается характер предшествующей до олимпиады или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае. Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде, необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

Исследование показало, что различен и уровень усвоения опыта. Для олимпиад характерен эвристический уровень: учащийся может применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, при этом он получает субъективно новую информацию. Для конференций – креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

Конечный результат, продукт деятельности учащегося на олимпиаде – выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для жюри. Он обладает субъективной новизной. В исследовательской деятельности – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, этот продукт (научная, творческая работа) обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый, “решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к конференции – научный руководитель.

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки. Этим обусловлен выбор темы эксперимента: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе”.

Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.

^ Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.

Основной результат эффективной самореализации –достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.

Целью данного проекта было определено создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.

В соответствии с целью, были поставлены задачи проекта:

  • Подведение итогов творческой работы учащихся, выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества.

  • Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры.

  • Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.

Для решения задач нужна слаженная работа педагогов, социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Методы исследования:

  • изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;

  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;

  • опросы (анкетирование);

  • педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;

  • сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2005 – май 2010 гг. (5 лет)

^ Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки исполнения

^ Задачи этапа

Ожидаемый результат

Ответственные

1. Подготовительный

2005-2006

1. Организационные:

Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

 

2. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

 

3.Кадровые

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

 

4. Содержательные:

Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

 

5.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

 

2. Практический

2006-2009

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

 

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

 

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

 

4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта

Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта

 

3. Контрольно-оценочный

2009-2010

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней.

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта.

 

^ Организация исследовательской деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества, в школе из разовых участий в районных и городских конференциях необходимо создать общество, основанное на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью НОУ должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. В ходе работы необходимо сформировать некоторые направления деятельности:

  • организация исследовательской работы учащихся;

  • участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;

  • осуществление контактов с представителями академической науки и общественных движений;

  • распространение и пропаганда данной деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  1. Элементы исследования в рамках учебных предметов

  2. Предметы в рамках базисного компонента

  3. Элективные курсы – школьный компонент

  4. Группы дополнительного образования

  5. Экскурсия

  6. Поход или экспедиция

  7. Конференция или конкурс

  8. Клуб или молодежное объединение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Как правило, критерием, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все частные критерии сводятся, в конечном счете, к одному общему: разворачиванию единого пространства исследовательской деятельности, учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики. При своем различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. Существенно понимать, как место использования этого критерия в школьной практике, так и его отличие от ранее описанного критерия. Занятия исследовательской деятельностью в данном случае связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.

Третий тип. Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Думается, что любой руководитель образовательного учреждения или его педагог, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности учащихся, должен принимать во внимание и относиться ко всем трем типам критериев, только в этом случае его деятельность может быть успешной.

Декабрь

5  декабря – 150 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина  (1861-1939), русского художника

5  декабря – 110 лет со дня рождения Уолта Диснея (Дисни, 1901-1966), американского кинорежиссёра, художника

10  декабря – 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), русского поэта

11 декабря – 80 лет со дня рождения Ю́рия Вита́льевича Мамле́ева (1931), русского писателя, драматурга, поэта, философа

12  декабря – 190 лет со дня рождения Гюстава Флобера  (1821-1880), французского писателя

12 декабря – 60 лет со дня рождения Фёдора   Филипповича Конюхова (1951), российского профессионального путешественника

23 декабря – 75 лет со дня рождения Юлия Чирсановича Кима (Ю. Михайлов, 1936), поэта, драматурга

27   декабря – 440 лет со дня рождения Иоганна Кеплера  (1571-1630), немецкого астронома

 



Процедура и содержание квалификационных испытаний, проводимых в рамках аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности










Процедура и содержание квалификационных испытаний, проводимых в рамках аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности

№ п/п

^ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Ключевые слова

Аттестация на соответствие занимаемой должности, квалификационные испытания, пункты проведения квалификационных испытаний, формы тестирования, проект урока (занятия).

2.

Краткая аннотация контента консультации

Консультация направлена на разъяснение процедуры и содержания квалификационных испытаний для педагогических работников, аттестующихся на соответствие занимаемой должности.

3.

Запрос на консультирование

В связи с новым порядком аттестации все педагогические работники, не имеющие квалификационной категории (первой или высшей), подлежат аттестации на соответствие занимаемой должности. В ходе аттестации педагогическим работникам необходимо пройти письменное квалификационное испытание.

Педагоги обращаются за разъяснениями по поводу содержания и порядка прохождения квалификационного испытания.

Какие документы помогут разобраться в данном вопросе?

4.

Консультационный текст

Проведение аттестации на соответствие занимаемой должности – это один из механизмов управления качеством образования. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности предполагает прохождение квалификационного испытания. На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника и при необходимости вырабатываются рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию.

Порядок аттестации педагогичкских работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определен Приказом № 209 Минобрнауки. В частности, документ дает ответы на следующие вопросы:

^ Кто подлежит аттестации на соответствие занимаемой должности?

В соответствии с новым порядком аттестации, все педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющие квалификационной категории, должны в обязательном порядке 1 раз в 5 лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

^ Не подлежат аттестации на соответствие занимаемой должности:

– педработники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

– беременные женщины;

– женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

– находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

^ Основанием для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности является представление работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации.

Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. (п.22 раздела III Приказа № 209)

^ Квалификационные испытания включают в себя:

– тестирование (компьютерное или настольное (письменное), по выбору педагогического работника);

– разработку проекта учебного занятия.

^ Проведение письменного квалификационного испытания для педагогов Алтайского края осуществляется:

1. На базе АКИПКРО:

– по графику аттестации для краевых государственных ОУ;

– в ходе курсов повышения квалификации (на договорной основе).

2. На базе муниципальных пунктов проведения квалификационных испытаний (перечень пунктов определен Приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 716 от 21.03.2011г.)

Порядок проведения квалификационных испытаний (полный текст приведен в Инструкции по организации и проведению квалификационных испытаний, утвержденной Приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 716 от 21.03.2011г.) состоит в следующем:

1. Педагогический работник, проходящий процедуру квалификационных испытаний, заранее согласовывает с ответственными за проведение квалификационных испытаний:

– форму проведения тестирования (компьютерный либо настольный (письменный вариант);

– дату проведения квалификационного испытания.

2. В случае выбора компьютерного варианта тестирования данные о проходящем тестирование педагогическом работнике представляются в отдел квалификационных испытаний АКИПКРО, где ему присваивается индивидуальное имя и пароль для доступа к тесту.

3. Максимальное время тестирования – 1 академический час (45 мин).

4. Перед началом тестирования ответственные за проведение квалификационных испытаний проводят инструктаж по заполнению бланка регистрации результатов тестирования и работе с электронной системой тестирования.

5. Проект учебного занятия (урока) готовится аттестующимся педагогическим работником ранее дня проведения квалификационного испытания. Тема проекта учебного занятия (урока) определяется аттестующимся самостоятельно. Проект учебного занятия сдается педагогом в муниципальный пункт проведения квалификационных испытаний.

6.Соответствие педагога требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, устанавливается в случае, если результат тестирования ≥ 0,7 (выполнено не менее 70% теста) и результат оценки конспекта занятия ≥ 0,5.

7. В межаттестационный период (в ходе прохождения курсов повышения квалификации на базе АКИПКРО) можно пройти квалификационное испытание на договорной основе и получить сертификат, в котором отражаются результаты квалификационного испытания.

^ Содержание квалификационного испытания

1.Тестирование.

Тест – это система заданий специфической формы, позволяющая диагностировать уровень и структуру подготовленности в той или иной области содержания.

Цель тестирования заключается в контроле знаний педагогических работников образования по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности.

Тест состоит из 30 вопросов. К каждому вопросу дается несколько вариантов ответов. В задании указано, «выберите один вариант ответа» или «по крайней мере один» (это означает, что правильными являются два или более вариантов).

Тестирование проводится как в письменной (настольной) форме, так и в компьютерной форме

  • Преимущества компьютерного тестирования:

– компьютерная программа выполняет случайный выбор вопросов, что исключает субъективный подход к процедуре тестирования;

– Вы можете сразу узнать свой результат в баллах и процентах;

– Вы можете узнать свои ошибки сразу после окончания тестирования и учесть их при повторной попытке (если Вам попадет тот же вопрос).

^ Тематическое содержание тестирования.

  •  Задания составляются по следующим разделам.

  •  Предлагается Download  (обновлен 25.11.2011) с демонстрацией пробного задания.

^ 2. Подготовка конспекта урока

Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

^ Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока.

Общие требования к написанию конспекта:

1. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).

2. Конспект предполагает отражение основных этапов урока:

  •  организационный момент,

  •  опрос учащихся по заданному на дом материалу,

  •  объяснение нового материала,

  •  закрепление учебного материала,

  •  задание на дом.

При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.

Конспект урока оформляется в соответствии с предложенной ранее схемой.

Готовя конспект урока, педагог должен знать, по каким критериям происходит оценивание конспекта.

5.

Список документов и других источников

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

2. Приказ №716 «Об утверждении муниципальных пунктов проведения квалификационных испытаний педагогических работников» управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 21.03.2011 года;

3. Министерство образования и науки Российской Федерации //Актуальные документы2010-11-29 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» N 03-339 от 29 ноября 2010 г.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой) институт содержания образования государственного университета – высшей школы экономики;

5. Приказ № 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г.

6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

7. Приказ № 87 АКИПКРО «Об организации и проведении квалификационных испытаний в рамках аттестации» от 20.05.2011г. («Инструкция по организации и проведению квалификационных испытаний педагогических работников в межаттестационный период во время прохождения курсов повышения квалификации на базе АКИПКРО» – приложение №2)

6.

Консультант

Овсиевская Ирина Николаевна, директор центра экспертизы и сертификации АКИПКРО, к.п.н., доцент; Калашникова Елена Владимировна, методист отдела квалификационных испытаний АКИПКРО, kokorina10@yandex.ru This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it






^ Перечень разделов для составления теста для педагогических работников (общий)


Раздел I. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации

(для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов)


Раздел II. Конвенция о правах ребенка

(для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов)


Раздел III. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность

(для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов)


Раздел IV. Трудовое законодательство

(для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов)

Раздел VI. Основы социальной политики и семейного законодательства

(для социальных педагогов образовательных учреждений всех типов и видов)


Раздел VII. Правила по охране труда и пожарной безопасности

(для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов)


Дополнительные вопросы для учителей физической культуры

Раздел VIII. Законы и иные нормативные акты, регламентирующие физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность

(для учителей физической культуры, учителей-дефектологов (учителей-логопедов), тьюторов, старших вожатых, руководителей физического воспитания, инструкторов по физической культуре, инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей образовательных учреждений всех типов и видов)




Похожие:

Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу
Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики
Развивать математическое мышление, речь, способности переводить теоретические знания в практические навыки
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу
Ведущая: Мы рады приветствовать наших гостей на нашем семейном празднике “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Образовательная: сформировать у учащихся представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу
Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу...
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу
...
Статья отнесена к разделу iconУрока: "Движение воды в океанах" Статья отнесена к разделу
Цели урока: формирование у учащихся представлений о разных видах движения вод Мирового океана, причинах их вызывающих
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Оборудование: портрет В. С. Высоцкого; выставка книг; записи концертов В. С. Высоцкого; газеты, выпущенные учащимися; дата жизни...
Статья отнесена к разделу iconСтатья отнесена к разделу: Классное руководство
Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы