Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н icon

Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н



НазваниеВозможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н
Дата конвертации15.12.2013
Размер78.38 Kb.
ТипДокументы
источник

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В БГПИ


Пятибратова И.И., доцент, к.п.н.


Проблемы дистанционного обучения (ДО) и использования технологий ДО затрагиваются в трудах педагогов и психологов со второй половины 90-х годов XX века. Сегодня проблема использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) усиливает свою актуальность, что обусловлено следующими причинами:

- технической модернизацией общества и потребностью в поиске и применении принципиально новых образовательных технологий, способствующих формированию новых компетенций профессионалов;

- эволюцией технологий общения в сети, их ориентацией на социальные потребности людей;

- широким использованием компьютера как средства добывания и переработки информации;

- приоритетом формирования общеучебных (универсальных) умений и готовности к постоянному самообразованию.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [7] (статьи 13,16), образовательные учреждения имеют возможность использовать ДОТ наряду и в дополнение с утверждёнными формами получения образования (очной, заочной и др.). Это позволило многим образовательным учреждениям всех уровней активно и на официальном уровне включить ДОТ в свою практику.

В условиях нашего вуза (ФГБ ОУ ВПО «БГПИ») мы рассматриваем использование ДОТ как электронную учебно-методическую поддержку процесса обучения студентов очной, заочной форм обучения, а также как технологию, позволяющую обеспечить управление самостоятельной учебной деятельностью студентов, получивших право свободного посещения занятий в связи с реализацией индивидуальной образовательной траектории освоения ООП. Активное использование ДОТ даёт возможность обеспечить оперативную обратную связь между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети; увеличить «степень свободы» в выборе «маршрута», темпа и содержания обучения, средств представления информации, постоянную актуализацию учебного материала.

Анализируя переводческий аспект рассматриваемого понятия, заметим, что под дистанционным обучением можно понимать следующее: школа по переписке (correspondence school), образование на расстоянии (distance education), обучение на расстоянии (distance learning). С точки зрения содержательной стороны рассматриваемого понятия, дистанционное обучение понимается как форма заочного обучения, как метод предоставления знаний, как обучение на расстоянии с использованием ИКТ.

В педагогической литературе и нормативных документах дистанционная образовательная технология трактуется как:

- взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающие все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4];

- обучение, реализуемое с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника с целью предоставления обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) [5; 7].

Анализ литературы [1, 2, 3] показал, что история ДО и ИКТ в образовании включает более чем 20-летний период (таблица 1):

Таблица 1

Основные этапы развития ДО в России

Этап

Период (гг)

Описание этапа развития ДО

I

до 1992

Появление компьютерных коммуникаций и первые попытки использования их в образовании.

II

1993-1995

Появление специальных образовательных сетей (за рубежом), появление “академических” сетей в нашей стране.

III

1996-1998

Становление системы дистанционного обучения в нашей стране. Методические разработки.

IV

1998-2000

Тенденция смещения акцентов с частно-методического уровня обсуждений о проблемах дистанционного обучения на уровень рассмотрения общепедагогических и теоретических проблем, разработка дистанционных спецкурсов по различным предметам.

V

2000-2005

«Официальное» признание ДО наряду с очной и заочной формами обучения (ПРИКАЗ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г. № 137)

VI

2005-2009

Эпоха «представительств» образовательных учреждений

VII

2008-

2012…

LMS (обучающие мультимедиа-среды), веб 2.0

До 1996 года в России в основном использовались зарубежные образцы дистанционного обучения. Но и они носили фрагментарный характер, поскольку учебные заведения были не готовы к внедрению данной формы обучения. Среди причин такой ситуации чаще всего называют: технические (неразвитость телекоммуникации, отсутствие технических возможностей), психолого-педагогические (отсутствие методологии, четкой постановки целей внедрения телекоммуникаций, методик использования в обучении и др.), организационные (отсутствие финансирования), ментальные (нежелание преподавателей работать по-новому в силу ментальной инерционности).

Среди технологий, используемых преподавателями кафедры естественных наук и методики их преподавания Борисоглебского государственного педагогического института для дистанционного обучения, можно перечислить следующие:

  1. электронная почта как средство установления обратной связи со студентами заочной и очной форм обучения с целью консультирования их по вопросам самостоятельной учебной и исследовательской деятельности, выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ (correspondence school);

  2. электронные учебно-методические пособия, подготовленные преподавателями кафедры (доцентами Т.И. Тарасовой, И.И. Пятибратовой) и размещённые на CD-дисках в электронном фонде библиотеки БГПИ;

  3. веб-сайт кафедры (kafenimp@ucos.ru) содержит учебно-методические материалы, фонды оценочных средств, задания-тренажёры, задания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры;

  4. ресурсы веб-сайта кафедра использует для организации единого образовательного развивающего пространства, организуя дистанционные предметные олимпиады для младших школьников (доценты Т.П. Быкова, Н.А. Кучменко и др.) и дистанционные методические семинары для учителей начальных классов образовательных учреждений Борисоглебского городского округа и близлежащих районов;

  5. при изучении дисциплин учебного плана, студенты имеют возможность пользоваться ресурсами электронных библиотечных систем, к которым им обеспечен доступ с главного сайта института, что также способствует реализации дистанционных образовательных технологий при выполнении плана самостоятельной работы и обеспечивает деятельность, связанную с подготовкой исследовательских работ.

На сегодняшний день преподавателями кафедры пока ещё не используются такие формы и средства реализации дистанционного обучения, как телеконференции, трансляция видеозаписей лекций, дистанционные курсы по выбору, вебинары. Недостаточное количество в ресурсном фонде кафедры электронных учебных пособий и методических рекомендаций для студентов. Эти направления деятельности можно считать перспективными в плане учебно-методического обеспечения и реализации ДОТ.

К перспективному направлению деятельности также стоит отнести разработку курсов учебных дисциплин в электронной системе MOODLE, установленной в сети института, обеспечивающей индивидуальную траекторию освоения содержания учебной дисциплины в темпе, удобном для обучающегося, а также дистанционное интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) –

- модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда,

– система создания и управления курсами – свободно распространяемое (не требующее лицензии) программное обеспечение [3].

В основу функционирования данной электронной оболочки, обеспечивающей возможность обучения на расстоянии, положены принципы, сформулированные её разработчиком Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas) [1]:

  1. ^ В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся учителями и учениками.

  2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаём или пытаемся объяснить что-то другим людям.

Для реализации названных принципов система оснащена такими инструментами, как: форумы и блоги, глоссарии, wiki, базы данных, семинары, что позволяет обеспечить интерактивность участников образовательного процесса при освоении дисциплины.

3. ^ Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег. Данный принцип реализуется спектром инструментов для доступа к информации учеников, учителей, отслеживание их активности в курсе.

^ 4. Понимание других людей позволит учить их более индивидуально. Данный принцип также реализуется посредством следующих инструментов: форумы, чаты, личные сообщения, блоги, инструменты обзора активности участников.

^ 5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей, что обеспечивается спектром инструментов для организации асинхронного (неодновременного как при личной встрече) взаимодействия участников образовательного процесса.

Разработка электронного контента учебной дисциплины и реализация дистанционного обучения посредством системы MOODLE позволит обеспечить [6] многовариантность представления информации; интерактивность обучения; многократное повторение изучаемого материала; структурирование контента и его модульность; самоконтроль учебных действий; выстраивание индивидуальных образовательных траекторий; конфиденциальность обучения; соответствие принципам успешности обучения.

Учитывая вышесказанное, можно сделать выводы:

  1. дистанционная образовательная технология является одной из современных интерактивных образовательных технологий, обеспечивающих

- личностно-ориентированный подход к обучению и реализацию педагогических принципов конструктивизма и социального конструктивизма,

- соответствующих требованиям ФГОС ВПО, Федерального Закона «Об образовании в РФ»,

- поддерживающих любую принятую в образовательном учреждении форму обучения,

- выступающих средством активизации самообразовательной деятельности обучающихся и установления обратной связи;

  1. в ФГБ ОУ ВПО «БГПИ» созданы необходимые условия для реализации дистанционного обучения студентов, не всегда в полной мере используемые преподавателями кафедры, что и может стать перспективным направлением их учебно-методической деятельности.


^ Использованная литература:


  1. Андреев А.В. И др. Практика электронного обучения с использованием MOODLE. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008

  2. Гаевская Е.Г. Система дистанционного обучения Moodle: методические указания для практических занятий. – С-Пб: СПбГУ, 2007

  3. Мылова И.Б. Инновации образования: дистанционное обучение. – С-Пб: СПб академия постдипломного образования, 2009

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат – М., 2002

  5. Приказ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

  6. Технология работы в СДО MOODLE /Коблова М.В. – ПРЦ НИТ СГУ, 2012

  7. Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ




Похожие:

Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и методики начального образования./И. И. Пятибратова; Федеральное агентство по образоанию рф; Борисоглебский государственный педагогический институт. Борисоглебск: гоу впо «бгпи», 2008. 142с
Немытова М. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики её преподавания гоу впо «Борисоглебский государственный...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconМетодика и технология организации дистанционного обучения
...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconОтчет по организации дистанционного обучения в моу «Калининская средняя общеобразовательная школа»
В 2010-2011 учебном году определена модель организации дистанционного обучения с учетом уровня готовности к применению технологии...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconРуководство пользователя библиотекой электронных наглядных пособий Библиотека электронных наглядных пособий
Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Предоставляет...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconПлан работы по организации дистанционного обучения в моау «сош №1» на 2012 учебный год
Организация участия детей с ограниченными возможностями в реализации проекта «Создание форм дистанционного обучения для детей с ограниченными...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconПоложение об организации дистанционного обучения в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям по усмотрению родителей (законных представителей) (актированные дни) и дни,
Положение об организации дистанционного обучения в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconПлан реализации дистанционного обучения в мбоу «бсош №1» на 2012-2013 учебный год
Разработка программы по реализации дот, других нормативных актов для реализации дот
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconДистанционное образование- одна из форм повышения профессионализма педагога
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconДоклад о методике и технологии организации дистанционного обучения
В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании...
Возможности реализации дистанционного обучения в бгпи пятибратова И. И., доцент, к п. н iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации Оглавление
Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы