Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения icon

Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения



НазваниеМетодические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения
Пятибратова И. И
Дата конвертации15.12.2013
Размер92.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


ФГБ ОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра естественных наук и методики их преподавания


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ


Составитель:

Пятибратова И. И.

доцент, к.п.н.


содержание:


Введение

3

Основа ФГОС НОО, требования к результатам освоения ООП

4

Рекомендации к построению урока в деятельностной технологии


6

Рекомендации к формулированию целей урока


8

Список использованной и рекомендуемой литературы

9

ВВЕДЕНИЕ


Рекомендации составлены для студентов психолого-педагогического факультета, распределённых для прохождения педагогической практики в классах, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, и имеют целью обеспечить методическую помощь практикантам при подготовке уроков в технологии деятельностного метода обучения и разработке их конспектов.

Рекомендации содержат следующие материалы:

  1. выдержки из текста ФГОС НОО (2009 г.), характеризующие системно-деятельностный подход как его основу, личностные характеристики выпускника, группы требований к результатам освоения ООП НОО;

  2. характеристику типов и структуры уроков деятельностной направленности;

  3. рекомендации к формулированию целей уроков с учётом требований к планируемым результатам образования;

  4. список рекомендуемой литературы.


Информация, систематизированная в указанных рекомендациях, может быть дополнена и уточнена студентами с учётом опыта образовательного учреждения, являющегося базой прохождения педагогической практики, что может являться содержанием заданий для самостоятельной работы практикантов.


^ Основа ФГОС НОО,

требования к результатам освоения ООП

С 2011 – 2012 учебного года введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения1

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает2:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется3:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

^ Рекомендации к построению урока

в деятельностной технологии


Педагогическим инструментом реализации поставленных в Стандарте целей, является технология деятельностного метода обучения4, суть которой заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники осваивают комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом.

В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г. Петерсон определена следующая типология уроков5:

1) урок открытия нового знания (цель: формирование способности учащихся к новому способу действия; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов);

2) урок рефлексии (цель: закрепление умений применять новые способы действий в нестандартных условиях, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, построению и реализации проекта выхода из затруднения);

3) урок обучающего контроля (цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов);

4) урок систематизации знаний (цель: систематизация и обобщение изученных способов действий).

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Структура урока деятельностной направленности включает следующие этапы:

  1. ^ Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.


  1. ^ Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.


  1. ^ Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.


  1. ^ Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.


  1. ^ Реализация построенного проекта.

На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.


  1. ^ Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


  1. ^ Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


  1. ^ Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем.


  1. ^ Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

^ Рекомендации к формулированию целей урока


Определённые Стандартом требования к результатам освоения основной образовательной программы представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

В связи с необходимостью реализации системно-деятельностного подхода в построении образовательного процесса предъявляются определённые требования к постановке целей уроков, которые формулируются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику:

- овладеть… (вместо научить),

- освоить… (вместо познакомиться),

- сформировать готовность … .

В практике начальной школы в настоящее время наблюдаются различные подходы к формулированию целей и задач урока, когда последние заменяются формулировкой планируемых результатов или достижений.

Учитывая необходимость создания условий для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, а также дидактическое требование к уроку как основной форме организации учебного процесса, реализующей обучение, воспитание и развитие личности, целесообразно цели урока формулировать в следующем формате:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о …;

  2. создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):

- личностных: ….;

- метапредметных: …;

- предметных: … .

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…». – 2007.

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 № 373

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011




1 Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 № 373

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:Просвещение, 2011

3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:Просвещение, 2011

4 Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…». – 2007.

5 Формулировка целей к каждому типу урока уточняется в зависимости от содержания предметной области и темы.





Похожие:

Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconАнализ урока в свете технологии деятельностного метода адаптированный вариант по Петерсон Л. Г. «Деятельностный метод обучения»
Анализ урока в свете технологии деятельностного метода адаптированный вариант по Петерсон Л. Г
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconФормирование ууд в технологии деятельностного метода
Фгос – универсальных учебных действий и умения учиться в целом, – предложенном в дидактической системе деятельностного метода обучения...
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconТаблица №1. Этапы урока онз
Каждый этап урока в технологии деятельностного метода в зависимости от содержания и способов организации раскрывает определенные...
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconЗадания для студентов факультета Пимно, обучающихся по индивидуальной образовательной траектории по курсу «Интерактивные технологии начального математического образования»
Изучить теоретические положения технологии деятельностного метода обучения (дидактические принципы, этапы реализации, типология и...
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconУрок физики в рамках деятельностного подхода
В технологии деятельностного подхода существует своя структура проведения урока, в данном случае урока Открытия Нового Знания
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconФормирование универсальных учебных действий (ууд) на уроке онз в технологии деятельностного метода

Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconМетодические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения
Каким образом данный учебно-методический комплект реализует принципы деятельностного подхода?
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. (приложение 1)
По итогам заседания районного методического объединения учителей начальных классов руководителю методического объединения Вырапаевой...
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconДокументи
1. /современный урок 1/методические рекомендации ФГОС НОО/1 Алгоритм подготовки к соврем....
Методические рекомендации к построению урока в технологии деятельностного метода обучения iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество»)
Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г. Москва,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы