Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка icon

Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка



НазваниеПрограмма по природоведению 5 класс пояснительная записка
Дата конвертации22.10.2013
Размер151.71 Kb.
ТипПрограмма
источник



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ПРИРОДОВЕДЕНИЮ


5 КЛАСС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
      Основными задачами курса «Природоведение» являются:
      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
      • воспитание социально значимых качеств личности.
      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
      Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
      Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.
      Программа по природоведению (68 ч) состоит из четырёх блоков. По четвертям они распределяются следующим образом:
      1-я четверть (18 ч):
      Введение — 1 ч;
Изменения в жизни природы  — 17 ч;

      2-я четверть (12 ч):

Изменения в жизни природы  — 3 ч
      Наша Родина - Россия — 10 ч.

Увлекательные путешествия в мир природы – 2 ч.


      3-я четверть (22 ч):

Увлекательные путешествия в мир природы – 22 ч.


      4-я четверть (14 ч):
      Рядом с нами — 8 ч.

Повторение - 8 ч.


      При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.

«Наша Родина  — Россия». В  процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
      Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
            Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
      В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.

  В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
частица     

 Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

      Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.


(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

      Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

^ 1. Изменения в жизни природы (20 ч)

      Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Воздух и его охрана. Ветер. Прогноз погоды. Погода и мы. Смена дня и ночи. Суточные часы. Режим дня школьника. Сутки в жизни растений и животных. Осень. Неживая и живая природа осенью. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие организмов.

^ Практические работы

Составление распорядка дня.

Изготовление кормушек, скворечников.

Сезонные наблюдения за животными.

Составление рассказов о своих домашних животных.

Экскурсии в зависимости от местных условий

Межпредметные связи: ручной труд, чтение, русский язык, изобразительная деятельность.


^ 2. Наша Родина – Россия (10)


Российская Федерация. Города и сёла. Один день нашей Родины. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки.

Экскурсии по посёлку, знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

Экскурсии к местным природным объектам

^ Практические работы

Зарисовка Государственного флага России

Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народного промысла)

Нахождение России на политической карте

Зарисовка животных и растений своей местности

Составление рассказа о своем городе, поселке, селе

Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.


^ 3. Увлекательные путешествия в мир природы (24 ч.)


Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Луг. Луговые травы. Животный мир луга. Обитатели почв. Болото. Растения болот. Птицы болот. Вода на земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред.

^ Практические работы

Зарисовки деревьев, кустарников, трав

Изготовление гербариев, отдельных растений

Зарисовка растений в разные времена года.

Экскурсии в зависимости от местных условий

^ Межпредметные связи: чтение, изобразительная деятельность

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей

Упражнения в классификации животных (таблица, игры)


^ 4. Рядом с нами (8ч)


Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа наше будущее.

Практические работы

Уход за комнатными растениями

Составление букетов из сухоцветов

Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь

Экскурсии в зависимости от местных условий

Межпредметные связи: ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность


^ 5. Повторение пройденного материала (5ч)


Экскурсии. Практические работы. Проверочные работы.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:
      • что изучает природоведение;
      • основные свойства воды, воздуха и почвы;
      • основные формы поверхности Земли;
      • простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
      • основные санитарно-гигиенические требования;
      • название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
      • названия важнейших географических объектов*;
      • правила поведения в природе.
      Учащиеся должны уметь:
      • демонстрировать простейшие опыты;
      • проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
      • называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
      • ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
      • соблюдать правила элементарной гигиены;
      • оказывать простейшую медицинскую помощь.


Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год

Предмет: природоведение, 5 класс

Учитель: Дегтярева Юлия Адольфовна

Система обучения: коррекционная

Программа: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Количество часов по программе 68

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Количество часов в год 68


^ I четверть

Тема раздела

Тема урока

^ Кол-во часов

Дата

Окружающий мир

Человек и природа

1




Изменения в жизни природы

Календарь природы

1




Проверочная работа по теме

1




Погода

1




Температура воздуха

1




Вода в воздухе. Осадки.

1




Воздух и его охрана

1




Проверочная работа по теме

1




Ветер

1




Прогноз погоды. Погода и мы.

1




Смена дня и ночи. Суточные часы. Режим дня школьника.

1




Сутки в жизни растений и животных

1




Осень. Осенние приготовления. Экскурсия.

1




Неживая и живая природа осенью

1




Осенние приготовления

1




Зима

1




Окно в природу

Зима. Спасаясь от зимней стужи

1




Весна

1




Лето

1






^ I I четверть (15)


Тема раздела

Тема урока

^ Кол-во часов

Дата




Человек и его здоровье. Без болезней круглый год.

1




Многолетние изменения в природе

1




Многообразие в жизни организмов

1




Наша Родина – Россия



Российская Федерация

1




Города и сёла

1




Один день нашей Родины

1




Москва – столица России

1




Разнообразие поверхности

1




Полезные ископаемые

1




Проверочная работа

1




Природа России

1




Заповедники и национальные парки

1




Кандалакшский заповедник. Экскурсия в музей заповедника.

1




Лес

1




Растения леса

1






^ I I I четверть (22 ч)


Тема раздела

Тема урока

^ Кол-во часов

Дата




Грибы

1




Лесной дом и его обитатели

1




Окно в природу. Лесные охотники

1




Птицы леса

1




Окно в природу. Ночная тишина

1




Змеи и ящерицы

1




Насекомые леса

1




Человек и его здоровье. Встречи в лесу

1




Луг

1




Луговые травы

1




Животный мир луга

1




Окно в природу. Насекомые луга

1




Обитатели почв

1




Окно в природу. Крот

1




Болото

1




Растения болот

1




Птицы болот

1




Окно в природу. Комары

1




Вода на земле

1




Животные морей и океанов

1




Жизнь на границе двух сред

1




Окно в природу. Зимняя жизнь бобра

1






^ I V четверть (16ч.)


Тема раздела

Тема урока

^ Кол-во часов

Дата

Рядом с нами

Культурные растения

1




Сад

1




Цветочно-декоративные растения

1







Окно в природу. Жабы










Огород

1




Окно в природу. Сорняки.

1




Поле

1




Природа в наше будущее

1




Повторение пройденного материала







Экскурсия в лес

1




Проверочная работа

1




Повторение

1




Проверочная работа

1




Повторение

1




Проверочная работа

1




Повторение
















Похожие:

Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconКириченко Анастасии Олеговны 2 категория по природоведению 5 класс Принято на заседании педагогического совета протокол № от 200 г. 2009 2010 учебный год пояснительная записка
Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов Плешакова А. А., Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных...
Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А. А. Плешаков,...
Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconПрограмма отдельных предметов 2 класс программа «Русский язык» Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы по русскому языку( Р. Н. Бунеев. Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)
Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 8 класс Рассмотрено на заседании
Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по курсу «Русский язык» 8 класс
Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /Образов. программа 2011-2012/fizra.doc
2. /Образов....

Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconПрограмма по природоведению, биологии 5-9 класс Раздел Примерная программа

Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconОбразовательная программа по математике. 5 класс пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /рабочая программа 2011-2012 уч.г/10 класс/Математика 10 класс.docx
2. /рабочая...

Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №8
Программа разработана в соответст­вии с содержанием и структурой программы и учеб­ника по природоведению для учащихся 5 класса ав­торов...
Программа по природоведению 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа
Филиал моу сош с. Каменка в селе Ольшанка Самойловского района Саратовской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы