Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера icon

Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера



НазваниеЦели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера
Дата конвертации22.10.2013
Размер107.51 Kb.
ТипДокументы
источник



Тема: Тексты в памяти компьютера


Класс: 6

Тип урока: изучение и применение новых знаний

Цели:

  • формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера;

  • применить способы кодирования текстовой информации при решении задач.

Основные понятия:

кодовая таблица;

двоичное кодирование текстовой информации;

Ход урока:




Учитель:

Учащиеся

1.Актуализация знаний

фронтал.


Целеполагание

фронтал.

На предыдущих уроках мы говорили о том, как представлена информация в памяти компьютера.

Кто бы хотел ответить на вопросы?

В: Как называется информация в памяти компьютера?

В: В виде чего можно представить память компьютера и содержащуюся в ней информацию?

В:Как называются значения 0 и 1?

В: в какой С.С. Используются только 2 символа 0 и 1?

В: О кодировании какой информации мы говорили на прошлом уроке?

В: Как представлено любое число 10 с.с. В памяти компьютера?

В: может ли такое быть?

Ей было 1100 лет,

Она в 101 класс ходила,

^ В портфеле по 100 книг носила -

Все это правда, а не бред.

В: Кроме числовой информации, какие еще виды информации обрабатывает компьютер?

В: С какой информацией мы чаще работаем на компьютере?

В: О кодировании какой информации мы будем говорить сегодня на уроке?

В: Если инф. в памяти комп .— это 1и 0, а текст-символы, то какие перед нами стоят задачи?


В:Тогда, какие умения вы приобретете?


Запишите эти умения себе в «^ Листы Обратной Связи»



О:Цифровые данные


О:в виде листа в клетку, в каждой ячейке которой хранится 0 или 1.

О:бит

О:в 2 С.С.


О:числовой


О:в виде 1и 0


О:да, если стих в 2 с.с.


О:Текстовая, звуковая, графическая, видео


О:текстовая

О:Кодирование текста в памяти компьютера


  • узнать как Т=двоичн код

  • кодировать Т

  • декодировать Т




  • умение переводить Т в 2 код

  • кодировать Т

  • декодировать Т




2.Основная часть

Лекция


фронтал.


Ситуация1.

Работа в парах


ИТОГ 1 сит.


Рефлексия по итогам 1 ситуации.


Лекция

С точки зрения компьютера, текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы.

Самое главное, чтобы все используемые символы входили бы в компьютерный алфавит.

Скажите какие символы входят в компьютерный алфавит?

Возьмите карточки 1




попробуйте сформулировать правило перевода текста в двоичный код, с доказательством.

1)пронумеровать все символы

2)номер перевести в двоичный код

Записать ниже и ответить.

Проверить ответы нескольких учащихся.

Действительно, Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Отметьте в ЛОС: достигли ли вы 1 умения.


Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки. Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается АСКИ – американский стандартный код для информационного обмена).

В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам

Задание в тетр. №24(в таблице пропущены коды).

Восстановить коды. Каждый переводит по одному коду.

Проверить, сравнить со слайдом.


Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.

Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255).

КОИ8-Р(упр. 27)




1)пронумеровать все символы

2)номер перевести в двоичный код



Работа в парах








Ситуация 2

Закодируйте 1 слово для соседа в 10 и 2 коде.

Обменяйтесь листами.

Прочитайте сообщение.

Учащиеся расшифровывают сообщение по кодировочным таблицам

Рефлексия


Ситуация 3.

Работа в парах за компьютером

Посмотрим на умения в ЛОС. Умение 2 - кодировать Т. отметьте себе на карточках, где записаны умения +,-. Какие умения вы приобрели?


При печати на принтере произошел сбой программы и задание вам получилось в виде 1 и 0. Выполните на компьютере.

1. На Калькуляторе(Вид-Инженерный) получить 10 код, а затем в текстовом редакторе Блокнот, чтобы вывести на экране символ по его номеру кода, необходимо удерживая на клавиатуре клавишу “ALT” набрать код символа на дополнительной цифровой клавиатуре.

Что получилось?



Кодировать .


Учащиеся в парах выполняют практическую работу

Рефлексия

Умение 3: декодировать .

отметьте себе на карточках, где записаны умения +,-.

Какие умения вы приобрели?

Декодировать текстовую информацию с помощью компьютера.




Работа с листами ОС.

Те. у кого все +, поставьте себе 5

У кого была 1-2 ошибки, стоит -, - 4.

Остальные ничего не поставят







Учитель: Сегодня мы говорили, что одним из самых массовых приложений является работа с текстами

Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?



  • Экономия бумаги;

  • компактное размещение;

  • возможность многократного использования

  • возможность быстрого копирования ;

  • возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.




Исторический экскурс

Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли:

- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);

- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.

^ Вопрос: Какие примеры кодирования текстовой информации можно привести еще?

Учитель: Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, то есть после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от неё.




Приводят примеры (кроссворд)






Вопрос: В каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип кодирования информации?

Ответ учащихся: В азбуке Морзе.

Подведение итогов.

Домашнее задание.



Самоанализ урока

^ Ходоренок Татьяна Юрьевна, учитель информатики, первая категория, гимназия № 1 города Канска

Урок информатики " Тексты в памяти компьютера " представлен на естественно-научное направление.

.Урок по теме «Тексты в памяти компьютера» разработан и проведен в 6 классе при изучении раздела «Представление информации в памяти компьютера». Урок является логическим продолжением темы «Представление числовой информации» и четвертым в изучении данного раздела по программе Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ 5-7 классы» (пропедевтический курс).

На данном уроке учащиеся получают первоначальные сведения о кодировании текста в памяти компьютера в двоичном коде, т. к. курс 5-7 классов является пропедевтическим и готовит учащихся к более глубокому изучению материала в базовом курсе информатики. Данная тема позволяет сформировать у учащихся научную картину кодирования информации в компьютере и представления ее в цифровом виде, ориентироваться в мире цифровых технологий. Это помогает учащимся более осмысленно видеть окружающий мир, формирует основы научного мировоззрения и представления об информационной деятельности человека как основах современного информационного общества.

Методически урок разработан на основе деятельностного подхода, с применением процессуального мониторинга, который позволяет учащимся быть познавательно активными, чтобы они ставили цели и планировали пути их достижения, т.е. осуществляли действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания. Вся деятельность на уроке должна быть направлена на результат.

Структура урока такова:

      • Вводная часть (целеполагание);

      • Основная (создание учебных ситуаций);

      • Заключительная (подведение итогов, рефлексия).

Оборудование и материалы:

1. Компьютеры, проектор, экран;

  • Презентация

  • листы обратной связи

  • карточки с заданиями 1, 2, 3

Цели урока поставлены совместно с учениками и представлены для обозрения. При постановке целей учитывалось, что данный урок соответствует уровню изучения и применения новых знаний.

Цели:

  • формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера;

  • применить способы кодирования текстовой информации при решении задач.

Тип урока: изучение и применение новых знаний

^ Основные понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации.

Основная часть урока посвящена реализации поставленных целей. Для этого созданы учебные ситуации, способствующие их достижению. На моем уроке создано 3 учебные ситуации. т. к. учащимися поставлено 3 цели:

  • научиться переводить Текст в двоичный код;

  • кодировать Текст;

  • декодировать Текст.

Все ситуации сопровождались рефлексией и фиксацией достижения целей с использованием листов обратной связи, на которых учащиеся отмечали достигнута ли данная цель.

Ситуация 1. Работа с карточками, на которых представлена схема, позволяющая учащимся сформулировать правило перевода текста в двоичный код.

Ситуация 2. Используя кодировочные таблицы написать сообщение в двоичном или десятичном коде соседу.

Ситуация 3. Расшифровать сообщение, записанное в двоичном коде с помощью программы Калькулятор и Блокнот.

В конце урока подводится общий итог, выставление оценок, домашнее задание, и в оставшееся время исторический экскурс.





Похожие:

Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconТема: Двоичное кодирование текстовой информации
Цели: познакомить учащихся с принципом кодирования текстовой информации, рассмотреть таблицу кодировки символов
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconУрок Кодирование текстовой информации Цели : продолжить изучение кодирования текстовой информации с помощью таблицы ascii-символов, ввести понятие байта
Цели: продолжить изучение кодирования текстовой информации с помощью таблицы ascii-символов, ввести понятие байта
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconУрок Кодирование текстовой информации Цели : продолжить изучение кодирования текстовой информации с помощью таблицы ascii-символов, ввести понятие байта
Цели: продолжить изучение кодирования текстовой информации с помощью таблицы ascii-символов, ввести понятие байта
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconУрок Тексты в памяти компьютера Цель: начать изучение кодирования текстов дать общее представление о двоичном кодировании текстовой информации. Основные понятия
Для проверки навыков перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно целесообразно провести небольшую самостоятельную...
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconУрок Тексты в памяти компьютера Цель: начать изучение кодирования текстов. Оборудование: текстовый редактор ms word. Ход урока Организационный момент
Если каждому символу алфавита будет соответствовать целое число (например, порядковый номер), то с помощью двоичного кода можно кодировать...
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconЧ в год 5 класс Тематическое планирование
Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из...
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconДвоичное кодирование текстовой информации Содержание
Начиная с конца 60-х годов компьютеры все больше стали использоваться для обработки текстовой информации, и в настоящее время основная...
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconТема: Кодирование и декодирование текста
...
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconУстройства памяти компьютера Устройство компьютера
Процессор компьютера может работать только с теми данными, которые хранятся в ячейках его оперативной памяти
Цели: формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера iconУрок Устройство компьютера Цель урока: иметь представление о различных видах памяти компьютера; знать устройства ввода, вывода компьютера, различные виды памяти компьютера
Перечислите известные вам виды принтеров. Почему лазерный принтер считается лучшим в использовании?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы