Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша icon

Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша



НазваниеПодготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша
Дата конвертации25.10.2013
Размер90.28 Kb.
ТипРешение
источник

Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е.П.,


РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.


БЛОКИ ДЬЕНЕША.


В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Одним из эффективных пособий являются логи­ческие блоки Дьенеша.

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множе­стве, операции над множествами.

  2. Формировать представления о математических понятиях.

  3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адек­ватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одно­му, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

  4. Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

  5. Развивать пространственные представления.

  6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятель­ного решения учебных и практических задач.

  7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости­жении цели, преодолении трудностей.

  8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

  9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, спо­собности к моделированию и конструированию.

  10. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельнос­тью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овла­деть основами математики и информатики.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными програм­мами.

Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм возможно познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признака­ми: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух разме­ров, одним из двух видов толщины.

Это пособие можно использовать в работе с детьми начиная с разного возраста, поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответ­ствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого ма­нипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, использовать по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу целесообразно начать со знакомства с формой,




затем с цветом.




Знакомят с величиной: высотой и толщиной.

И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Ког­да ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступе­ни, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геомет­рических фигур, вводится специальный код, графически изображающий дан­ные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и за­мещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.


Дидактические игры.

«Найди свой домик»

ЦЕЛЬ: Закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Развивающая среда: ленты красного, синего, желтого, белого цве­та (можно из бумаги); геометрические фигуры: круг (3 шт. — красный, синий, желтый); квадрат (3 шт. - красный, синий, желтый); треуголь­ник (3 шт. — красный, синий, желтый), «чудесный мешочек».

^ Описание игры:

Могут в игре принимать участие несколько или группа детей. В «лесу» дети видят дорожку белого цвета, которая в конце рас­ходится на три дорожки: красного, синего, желтого цвета. Каждая цветная дорожка приводит к домику (обруч). В каждом домике нахо­дятся по три геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник) со­ответствующего цвета с дорожкой. Дети гуляют по «лесу» со взрослым находят белую



дорожку, на ней «чудесный мешочек» с вол­шебными фигурками — ключиками. Каждому ребенку нужно пройти по дорожке такого же цвета, что и ключик. В домике дети находят себе место, соответствующее форме ключика. Затем детям предлагается выйти из домиков и погулять, побегать. Во время свободного бега, ходьбы дети могут обмениваться ключиками. По сигналу взрослого ребенок идет по соответствующей дорожке в свой домик. Игра может повторяться несколько раз.

Для усложнения игры можно добавить в домики прямоугольник. Таким образом, в домиках оказываются по четыре фигуры одинакового цвета, одной величины, разной формы.

«Украсим елку бусами».

ЦЕЛЬ: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение читать схему", закрепление навыков порядкового счета

Развивающая среда: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур или геометрических плоскостных фигур.


^ Описание игры:

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки).

Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Лабиринт»

ЦЕЛЬ: Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометри­ческих фигур — цвет, размер, форма), выбирать необходи­мый блок из нескольких. Развивать практически-действен­ное мышление.

Развивающая среда: лабиринт - из белых склеенных полосок бу­маги, домик с любимыми игрушками, набор блоков, карточки с кода­ми геометрических фигур (цвет и форма).

^ Описание игры:



На полу находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких фигур выбирается одна.

«Домик», «Цыпленок».

ЦЕЛЬ: Развивать умение выделять из группы нужную геометрическую фигуру. Развивать фантазию и мышление.



Развивающая среда: Набор блоков или плоскостных разноцветных фигур.

^ Описание игры: Ребенок подбирает по свойствам блоки, учитывая форму, цвет, величину и выкладывает их согласно схеме с цифрами.

«Рассели фигурки».

ЦЕЛЬ: Закреплять умение распределять блоки по свойствам. Раз­вивать ориентировку в пространстве, внимание, логичес­кое мышление.

Развивающая среда: набор блоков.

Описание игры:




В квартире жили-были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было тесно и темно. И дети решили поселить их в уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определен
этаж, номер квартиры с учетом свойств.

«Бабочка».

ЦЕЛЬ: Развивать умение составлять целое из частей, развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику, внимание, логическое мышление.







Развивающая среда: Набор блоков или плоскостных разноцветных фигур.

^ Описание игры: Ребенок подбирает по свойствам блоки, учитывая форму, цвет, величину, толщину и выкладывает их согласно схеме с цифрами.

«Мозаика».

ЦЕЛЬ: Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке. Уметь выбирать блоки по заданным свойствам.







Развивающая среда: Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина), Блоки Дьенеша.

^ Описание игры: Ребенок подбирает по свойствам блоки, учитывая форму, цвет, величину, толщину.

«Дорожки».

ЦЕЛЬ: Развивать умение анализировать, «читать схему», кодировать и декодировать информацию, ориентироваться на плоскости, память, внимание, навыки самоконтроля, работать в коллективе.

Развивающая среда: Блоки или плоскостные фигуры.

Описание игры: Игра может проводиться как соревнование между двумя командами. (В каждой команде 2, 4 или 6 человек) или играть может один ребенок, выполняя все задания на листе.

Смысл соревнования заключается в том, кто быстрее выложит дорожку из плиток (плоскостных фигур) цвет плиток выбирают согласно схемам.

На схеме хорошо видно, что каждое свойство имеет свой «домик».

Выбираем блок с этими свойствами или его плоскостное изображение. Проверим правильность выполнения задания по таблице «Проверьте себя».

Рациональный способ проверки: вначале проверить конечный результат - какая получилась плитка, и затем уже проверить, всели три свойства выбраны верно.

Проверьте себя.


«Логический поезд».

ЦЕЛЬ: развивать способность к логическим действиям и операциям, умение декодировать информацию, видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Развивающая среда: Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный). На каждом поезде его номер: 1234, 5678, 9101112; 4 вагона. Карточки с символами изменения свойств. .Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

^ Описание игры:

В игре может участвовать как 1 человек, так и несколько человек.

Взрослый, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно).

Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Чтобы определить на каком поезде повезем груз, ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит, число, обозначенное * - это 3 , значит его груз "поедет" в желтом поезде ("3" входит в номер этого поезда 1234). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)

^ Перевозка груза:

• Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.

• Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник.

Проверьте себя в соответствии с карточкой с символами изменения свойств.





Похожие:

Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconПодготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях.
Формирование пространственного мышления. Ориентировка в пространстве с помощью схем и планов замкнутого пространства
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconПодготовила учитель – дефектолог Стефанова Н. Л. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Методики сегена. Эдуард Сеген (Seguin)
Эдуард Сеген (Seguin) (1812-1880) французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. Автор медико-педагогической...
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconПодготовила учитель-дефектолог Саргас Н. Б. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Сериация
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так...
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconПодготовила учитель-логопед Притула М. Д. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Логические цепочки
Готовительной к школе группе особую роль начинает играть словесно- логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует...
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconИ. развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Классификация на основе методики м. Фидлер. Игра «Сенсорный домик»
Задачи: упражнять детей в различении, соотношении, назывании геометрических форм, их цвета и величины; развивать навыки ориентировки...
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconИгры с блоками Дьенеша
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение...
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconА. развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в игре никитина «чудо кубики». Задачи игры
Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему...
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconЦель: развивать интерес к познанию у детей дошкольного возраста через экспериментирование Задачи
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconЦель: развивать интерес к познанию у детей дошкольного возраста через экспериментирование Задачи
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Подготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша iconЦель: развивать интерес к познанию у детей дошкольного возраста через экспериментирование Задачи
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы