Литература для учителя Литература для обучающихся icon

Литература для учителя Литература для обучающихся



НазваниеЛитература для учителя Литература для обучающихся
Клейн Екатерина Сергеевна
Дата конвертации25.10.2013
Размер244.01 Kb.
ТипЛитература
источник


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №99»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

( 10-11 КЛАСС; 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)


Составитель:

Клейн Екатерина Сергеевна

учитель биологии школы № 99


Программа обсуждена Программа утверждена

На заседании МО на заседании ПС

Учителей начальных классов

Протокол №__от «____»________2012 г «____»_________2012г

Руководитель МО Директор школы № 99

_______________________Л.Б. Егорова _________________Н.А. Панкова


Оглавление



Пояснительная записка




Содержание учебного предмета




Учебно-тематическое планирование




Перечень ключевых слов




Литература для учителя




Литература для обучающихся






^ Пояснительная записка


Программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                        

 ^ Программа выполняет две основные функции:                                                                         

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.                                                                        

 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.  

^ Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г); федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Министерством образования РФ (05. 03. 2004), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), программа среднего (полного) общего образования по биологии.                                                                                                                                      

   На изучение курса биологии в 10 классе выделено  34 часа , в 11 – 34 часа. Программа построена с учётом содержания учебника Общая биология  10 – 11 класс, авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

 ^ Структура документа                                                                                                                    


 Программа включает четыре раздела:

  • Пояснительную записку

  • основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий

  • учебно-тематическое планирование  

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса  

Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.


^ Общая характеристика учебного предмета.

 Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование  знаний обучающихся о живой природе, ее ключевых особенностях: основных признаках живого, уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.                                                                                                      

Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-структурной подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления. При системно-структурном подходе к обучению биология рассматривается как единый учебный предмет, что предполагает определенные требования и к содержанию учебного материала, и к его методическому построению.                                                                                                                              

  Еще более 300 лет назад Я.А. Каменский провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой дознания, с природой законов  развития. Но каких именно законов?  Один из наиболее общих законов умственного развития - «от общего к частному». В педагогической практике он лежит в основе системно-структурного подхода. Каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни. Биологическая система любого уровня организации — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей  целое-часть,  биосфера-экосистема,  экосистема-вид,  вид-популяция,  популяция-особь, организм-орган,  орган-ткань,   ткань-клетка,  клетка-органоид,  органоид-молекула,  молекула-атом

Это тот «стержень» биологического образования, который дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения биологии. В курсе «Общая биология» эта закономерность прослеживается особенно чётко.

 

 ^ Программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Изучение курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретённых на уроках химии, экологии, физики, истории,  литературы, физической и экономической географии.

Для  использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности программой предусмотрено выполнение лабораторных работ, которые объединены в практикумы. В программе даётся распределение материала по разделам и темам. Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.  Предложен перечень литературы.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

   освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

   овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

   воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

  формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках  биологии и в реальной жизни для решения практических задач.                                                                                                                                                                          


^ Результаты освоения учебного предмета

Результат обучения школьников биологии  в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.



Содержание учебного предмета

^ Биология как наука
Методы научного познания (2)


Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

^ Клетка (16)


Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

^ Лабораторные работы


Каталитическая функция белков.

Наблюдение клеток растений и животных на готовых препаратах.

Сравнение клеток растений и животных.

^ Организм (6)


Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмовПоловое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значениеИскусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Онтогенез человека.

^ Лабораторные работы
Изучение митоза в клетках корешка лука.


Основы генетики. Генетика человека. (10)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетика пола. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

^ Лабораторные работы
Изучение изменчивости.


Эволюционное учение (14)


История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

^ Лабораторные работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление приспособленности организмов к среде обитания.

Выявление изменчивости у особей одного вида.


^ Основы селекции и биотехнологии (4)


Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Современное состояние биотехнологии.


^ Антропогенез (4)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

^ Лабораторные работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Основы экологии (13)


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфереРоль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

^ Лабораторные работы

Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме. Экологические пирамиды.


Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни.


Экскурсии
Многообразие видов.


Учебно-тематическое планирование 10 класс 34 часа (1 час в неделю)



№ Раздела

№ урока

Содержание учебного предмета

Количество часов

Всего

Лекция

Практика

I




Введение

2







1

1



Биология как наука Методы исследования биологии




1

-

2

2

Свойства живого. Уровни организации живой материи


1

-

II




Основы цитологии










3

1

Клеточная теория. Химический состав клетки.

16

1




4

2

Вода и минеральные вещества клетки.

1




5

3

Углеводы и Липиды.

1




6

4

Строение и функции белков.

-

1

7

5

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

1

-

8

6

Химический состав клетки




1

9

7

Строение клетки. Клеточная

мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

1

10

8

Строение клетки.ЭПС, Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

-

11

9

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

-

-

12

10

Сходство и различия в строении клеток прокариот и эукариот, растений, животных и грибов.

1

-

13

11

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

-

14

12

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен клетки.

1

-

15

13

Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез




1

-

16

14

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

-

17

15

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

-

18

16

Химический состав клетки и её строение


-

1

III




Размножение и развитие организмов










19

1

Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз

6

-

1

20

2

Мейоз. Амитоз.

1

-

21

3

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

1

-

22

4

Развитие половых клеток. Оплодотворение

1

-

23

5

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Эмбриональный период. Постэмбриональный период развития.

1

-

24

6

Размножение и развитие организма


-

1

IV




Основы генетики. Генетика человека.










25

1

Генетика. Основные закономерности наследования признаков. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

10

1

-

26

2

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

-

27

3

Решение генетических задач.




1

28

4

Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана

1

-

29

5

Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность.

1

-

30

6

Генетика пола.

1

-

31

7

Изменчивость. Модификационная изменчивость.

-

1

32

8

Мутационная изменчивость. Причины мутаций.

-

1

33

9

Конференция. Генетика человека

-

1

34

10

Организм




-

1



Учебно-тематическое планирование 11 класс 34 часа (1 час в неделю)

№ раздела



урока

Содержание учебного материала

Количество часов

всего

лекция

практика



I






Эволюционное учение










1

1

Основные этапы развития эволюционных идей.

14

1

-

2

2

Основные положения теории Ч. Дарвина

1

-

3

3

Вид. Критерии вида.

-

1

4

4

Популяции и их генетический состав

1

-

5

5

Изменения генофонда популяции.

1

-

6

6

Борьба за существование и ее формы.

1

-

7

7

Естественный отбор и его формы.

1

-

8

8

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

-

1

9

9

Изолирующие механизмы.

1

-

10

10

Видообразование. Микроэволюция.

-

1

11

11

Макроэволюция и ее доказательства.

1

-

12

12

Современная классификация организмов. Экскурсия " Многообразие видов"

1

-

13

13

Главные направления эволюции органического мира

1

-

14

14

Самостоятельная работа " Эволюционное учение"


-

1

II




Основы селекции и биотехнологии













15

1

Основные методы селекции и биотехнологии

4

1

-

16

2

Методы селекции растений

1

-

17

3

Методы селекции животных

1

-

18

4

Селекция микроорганизмов и современное состояние биотехнологии.

1

-

III




Антропогенез










19

1

Положение человека в системе животного мира.

4

1

-

20

2

Основные стадии антропогенеза

-

1

21

3

Движущие силы антропогенеза. Прародина человека

1

-

22

4

Расы и их происхождение


1

-

IV




Основы экологии.










23

1

Экология. Экологические факторы.

13

1

-

24

2

Экологические ниши.

1

-

25

3

Типы экологических взаимодействий.

1

-

26

4

Экологические характеристики, динамика популяции.

1

-

27

5

Экологические сообщества, их структура.

1

-

28

6

Пищевые цепи.

-

1

29

7

Экологическая сукцессия

1

-

30

8

Рациональное природопользование.




1

31

9

Возникновение и развитие жизни на Земле. Биосфера.

-

1

32

10

Гипотезы о происхождении жизни.

1

-

33

11

Современные представления о происхождении жизни.

1

-

34

12

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

-

35

13

Понятия о биосфере. Ноосфера.

1

-



Перечень лабораторных работ

10 класс

№1

" Каталитическая функция белков"

№2

" Наблюдение клеток растений и животных на готовых препаратах"

№ 3

" Сравнение клеток растений и животных"

№ 4

" Изучение митоза в клетках корешка лука"

№ 5

" Изучение изменчивости"

11 класс

№ 1

" Описание особей вида по морфологическому критерию"

№ 2

" Выявление приспособленности организмов к среде обитания"

№3

" Выявление изменчивости у особей одного вида"

№ 4

"Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

№5

" Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. "

№ 6

" Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности".

№ 7

" Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни"



Перечень ключевых слов 10 класс



    1. Автотрофы;

    2. Аденозинтрифосфат (АТФ)

    3. Азотистые основания;

    4. Аллельные гены;

    5. Амитоз;

    6. Анаэробы;

    7. Апоптоз;

    8. Аутосомы;

    9. Аэробы;

    10. Бактериофаг;

    11. Белки;

    12. Биосфера;

    13. Буферная система;

    14. Воска;

    15. Гаметы;

    16. Ген;

    17. Генетика;

    18. Генотип;

    19. Генофонд;

    20. Гетерозиготы;

    21. Гетеротрофы;

    22. Гиалоплазма;

    23. Гибрид;

    24. Гифы;

    25. Гомеостаз;

    26. Гомозиготы;

    27. Граны;

    28. Денатурация;

    29. Диплоидный набор хромосом;

    30. ДНК;

    31. Гаплоидный набор хромосом;

    32. Генетический код;

    33. Гидрофильные вещества;

    34. Гидрофобные вещества;

    35. Жизнь;

    36. Зигота;

    37. Изменчивость;

    38. Капсид;

    39. Кариоплазма;

    40. Кариотип;

    41. Классическая биология;

    42. Клеточные включения;

    43. Клеточная теория;

    44. Клеточный центр;

    45. Клеточное дыхание;

    46. Комплекс Гольджи;

    47. Комплементарность;

    48. Конъюгация;

    49. Кодон;

    50. Кроссинговер;

    51. Лизосомы;

    52. Липиды;

    53. Макроэлементы;

    54. Макроэргическая связь;

    55. Мезосомы;

    56. Мейоз;

    57. Метаболизм;

    58. Метаморфоз;

    59. Методы исследования;

    60. Микроэлементы;

    61. Митоз;

    62. Митохондрии;

    63. Моносахариды;

    64. Мутация;

    65. Наследственность;

    66. Научный метод;

    67. Научный факт;

    68. Непрямое развитие;

    69. Нуклеиновая кислота;

    70. Нуклеотид;

    71. Олигосахариды;

    72. Онтогенез;

    73. Оплодотворение;

    74. Органоиды движения;

    75. Открытая система;

    76. Паразиты;

    77. Пептид;

    78. Пептидная связь;

    79. Питание;

    80. Пластиды;

    81. Плазмиды;

    82. Пластический обмен;

    83. Плацента;

    84. Пол;

    85. Полисахариды;

    86. Простые белки;

    87. Протеиды;

    88. Протеины;

    89. Прямое развитие;

    90. Размножение;

    91. Рибосомы;

    92. РНК;

    93. Сапротрофы;

    94. Симбионты;

    95. Сложные белки;

    96. Споры;

    97. Строма;

    98. Структура белка;

    99. Структурные гены;

    100. Тилакоиды;

    101. Транскрипция;

    102. Трансляция;

    103. Углеводы;

    104. Уровни организации живой материи;

    105. Ультрамикроэлементы;

    106. Фермент;

    107. Физико-химическая биология;

    108. Фосфолипиды;

    109. Фосфорилирование;

    110. Фотосинтез;

    111. Хемосинтез

    112. Хромасомы;

    113. Хроматин;

    114. Центриоли;

    115. Цитоплазма;

    116. Цитоскелет;

    117. Цитоплазматичекая мембрана;

    118. Эволюционная биология;

    119. Экзоцитоз;

    120. Эндоплазматическая сеть;

    121. Эндоцитоз;

    122. Энергетический обмен;

    123. Ядро;

    124. Ядрышки;



Перечень ключевых слов 11 класс

    1. Антропогенез;

    2. Биогеоценоз;

    3. Биологический вид;

    4. Биологический прогресс;

    5. Биологический регресс;

    6. Биотехнология;

    7. Биоценоз;

    8. Борьба за существование;

    9. Видообразование;

    10. Генетическое равновесие;

    11. Гетерозис;

    12. Гибридизация;

    13. Дивергенция;

    14. Дегенерация;

    15. Дрейф генов;

    16. Естественный отбор;

    17. Идиоадаптация;

    18. Изоляция;

    19. Искусственный отбор;

    20. Клон;

    21. Конвергенция;

    22. Макроэволюция;

    23. Местообитание;

    24. Микроэволюция;

    25. Популяция;

    26. Порода;

    27. Селекция;

    28. Сорт;

    29. Среда обитания;

    30. Сукцессия;

    31. Человеческие расы;

    32. Штамм;

    33. Эволюция;

    34. Экология;

    35. Экологическая ниша;

    36. Экологическая пирамида;

    37. Экологические факторы;



Список литературы

Для учителя:

1. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.  
2. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов 2007. Автор: Е.Л. Жеребцова, Санкт-Петербург, «Тригон», 2006  (данное пособие прошло процедуру получения грифа «Допущено ГНУ «ФИПИ»).
3. Общая биология 10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007.
4. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие. Авторы:             А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Ростов-на-Дону, «Легион», 2009.
5. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2010. Тематические тесты: учебно-методическое пособие. Авторы: А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Ростов-на-Дону, «Легион», 2009.
6. ЕГЭ – 2010: Биология /ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова – Астрель, 2009.
7. ЕГЭ – 2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология /ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
8. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2009.
9. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач /ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: – Интеллект-Центр, 2010.
10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология /ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель. 2009.

Для учащихся:

1. Общая биология 10-11 классы. Авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, Москва, «Дрофа», 2009.





Похожие:

Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учителя литература для обучающихся
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учителя литература для обучающихся
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа (фгос)
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Учебно-методический комплект (учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова)
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учащихся Методическая литература для учителя
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе для прове­дения контрольных работ 3 часа, практических...
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учащихся. Литература для учителя
Система творческих заданий приучает решать проблемы, используя полученные знания, тогда как предлагаемый список литературы обеспечивает...
Литература для учителя Литература для обучающихся iconЛитература для учащихся. Литература для учителя
Система занятий помогает разобраться в проблемах, используя полученные на занятиях знания, тогда как предлагаемый список литературы...
Литература для учителя Литература для обучающихся iconДокументи
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
Литература для учителя Литература для обучающихся iconУчебник для 1 класса. Самара: Издательский дом «Фёдоров», «Учебная литература», 2009. Дополнительная литература
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 1 класса разработана на основе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы