Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса icon

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса



НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Дата конвертации27.10.2013
Размер165.49 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Хлобыстова муниципального образования Кольский район Мурманской области


«Утверждаю»

Директор школы:_________________/Петренко С.В.

«____»__________________2011г.


Рабочая программа по литературному чтению

для 4 класса

на 2011-2012 учебный год

срок реализации 1 года


Разработчик:

Сазанова А.Н.

учитель начальных классов


Обсуждена и согласована Принята на педагогическом совете

на методическом объединении Протокол №___________

Протокол №___________ от «____»_____________2011г от «____»_____________2011г.


2011

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих документов.

  • Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ): ст. 7, 9, 14, 28,29,32,55.

  • Федеральный компонент ГОС начального общего образования по литературному чтению (2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план (2004 г.)

  • Региональный базисный учебный план (2006 г.)

  • Примерная программа начального общего образования по биологии

  • Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010



^ Программа адресована обучающимся 4 классов общеобразовательной школы.

Согласно действующему Базисному учебному плану 2004г., рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение литературному чтению в объеме 3 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературного чтения на ступени начального общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

^ Цели учебного предмета на ступени основного общего обучения:


– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России

Кроме того, программа направлена на расширение читательских возможностей детей и знаний об окружающем мире, о своих сверстниках и их жизни, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, его жанре, об изобразительно-выразительных возможностях языка.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературе;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


^ Межпредметные связи и преемственность.


Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык: запись отдельных предложений, выражений, абзацев из текстов изученных произведений; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге; с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы ( «Сказочные домики», « В гостях у сказки» и т.д. ).

^ Принципы отбора материала

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

^ Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

^ Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.


Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения

^ Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе¬ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений, на развитие речевой культуры, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. . Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.


^ Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей программе используется традиционная технология

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • Игровые технологии;

  • компьютерных технологий (создание презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету;

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная ;

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных видов и методов обучения:

  • виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.

  • методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

^ Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы.

Основное содержание

Былины. Летописи. Жития .

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

^ Из русской классической литературы .

П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

^ Поэтическая тетрадь .

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

^ Сказки русских писателей .

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

^ Делу время — потехе час .

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

^ Страна далекого детства.

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь .

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы .

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

^ Поэтическая тетрадь .

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина .

И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин. «Родине»; Л.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» .

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

^ Зарубежная литература .

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарет
Учебно-тематическое планирование для 4 класса





п/п

Раздел программы

4 класс



Всего часов



Содержание



1



^ Летописи, былины, жития




8час.

Выделение языковых средств выразительно­сти. Участие в диалоге при обсуждении про­слушанного (прочи­танного) произведе­ния. Умение ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоциональ­но-нравственных пе­реживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.



2



^ Чудесный мир классики



20 час.

Различные виды чтения. Выразительное

чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

в понимании произве­дения. Участие в диа­логе при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния. Умение ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них



3



^ Поэтическая тетрадь №1,2,3.





23час.

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской ли­тературы о природе, о весне. Выра­зительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.




4



^ Литературные сказки



11 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.



5



^ Делу время – потехе час



7 час.

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.





6.



^ Страна детства



7 час.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.



7.

Природа и мы


11 час.

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.



8.



Родина



5 час.



Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).


10

^ Страна «Фантазия»





3 час.



Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.


11



^ Литература зарубежных

стран.





8 час.



Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.



Учебно – методическое обеспечение
^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

  1. Родная речь. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /Сост. Л.Ф. Климанова и др.- М.: Просвещение, 2008.

Для учителя

  1. Поурочное и тематическое планирование по литературному чтению: 4 кл.: к учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»./ Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. –М.: Астрель, 2008.

  2. Контрольные тексты для проверки техники чтения: 1-4 кл. Т. В. Игнатьева. – Тула; родничок; М.: Астрель: АСт, 2009.



  3. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» - М: Вако, 2008 г.

Дополнительная литература

Для учащихся

1. Полная хрестоматия для 1-4 классов д ред. И. А. Пивоваровой. ООО «Дом Славянской книги», 2009.


Для учителя.

  1. Л.В. Баранов «Методика обучения в сельской школе».

  2. В. И. Селивёрстов « Речевые игры с детьми».

  3. С.И. Позеева «Практическая методика обучения литературного чтения в начальной школе».

  4. Материалы журнала «Начальная школа».



Материально – техническое и информационное -техническое обеспечение

Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий , интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для литературного чтения средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.

^ Печатные средства обучения:

- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;

- портреты русских и зарубежных писателей;

- словари;

- репродукции картин, художественные фотографии.

^ Технические средства обеспечения:

-классная доска с набором приспособлений для крепления портретов и картинок;

-телевизор;

-видеомагнитофон;

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

- слайд альбомы.

^ Экранно-звуковые пособия:

- литературно-музыкальные композиции;

- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений;

- слайды.

^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ .


Обучающиеся должны:

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

  • знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.




Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс умк: «Школа России» По программе: 102 часа (3 часа в неделю)
«Литературное чтение» 2004 года и авторской программы по литературному чтению для 4 класса автора Л. Ф. Климановой// Школа России....
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconУчебник для 1 класса начальной школы в двух частях. Составители: Климанова Л. Ф., Голованова М. В., М. Просвещение, 2011
...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconУчебник для 1 класса. Самара: Издательский дом «Фёдоров», «Учебная литература», 2009. Дополнительная литература
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению Для
Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Литературное чтение 3 класс на 2012-2013 уч год
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по русскому языку 1 Казакова Л. В. Рабочая программа по литературному чтению
Перечень рабочих программ для реализации учебного плана (федеральный компонент)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса с учетом фгос
Изучение литературного чтения в нач школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы