Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны icon

Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны



НазваниеПортфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны
Дата конвертации29.01.2013
Размер263.2 Kb.
ТипДокументы
источник


Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска


Портфолио


учителя – экспериментатора


Лямковой Елены Игоревны


г. Бийск


Содержание

  1. Наименование опыта

  2. Автор опыта

  3. Адрес опыта

  4. Условия возникновения, становления опыта его актуальность

  5. Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте

  6. Новизна опыта. Ведущая педагогическая идея.

  7. Теоретическая база опыта и технология опыта.

8.Перспективность опыта

9.Результативность



I.Наименование опыта

Формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности через использование мультимедийных средств обучения.


^ II. Автор опыта

Лямкова Елена Игоревна, учитель, образование высшее, окончила Бийский государственный педагогический институт (учитель истории и права), педагогический стаж 7 лет.

III. Адрес опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска Алтайского края.


^ IV. Условия возникновения, становления опыта, его актуальность.

Обучать ребёнка – это значит не давать ему

нашей истины ,но развивать его собственную

истину до нашей, иными словами ,не

навязывать ему нашего мира ,созданного

нашей мыслью, но помогать ему

перерабатывать мыслью непосредственно

очевидный чувственный мир»

П.П. Блонский

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития- учёные и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта // Знание - сила. - 1997. - № -С. 92-97.

Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Американский психолог К. Роджерс ([Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М.: «Уни­верситет»,1994. - c.131].) , размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно». Если говорить об эффективности педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Результат этого исследования подтолкнул российского педагога Мирослава Балабана сделать вывод: «школа учит успешно только одного из десяти учеников. Говоря другими словами, только для 10% учеников подходят методы, которые используются в традиционной школе. 90% учащихся также способны учиться, но не с книжкой в руках, а по-другому: своими действиями, реальными делами ,всеми органами чувств.

Результаты этого и других исследований привели меня к выводу, что обучение должно строиться по-другому, чтобы учиться могли все учащиеся. Одним из вариантов организации такого образовательного процесса и есть использование педагогом в своей деятельности стратегии создания мультимедийных средств обучения для формирования самостоятельной, творчески мыслящей личности.

Карл Роджерс в книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» пишет: «Я почувствовал, что значительно влияют на поведение только те знания , которые усвоены учащимися и связанные с открытиями, сделанными ими самими» [Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М.: «Уни­верситет»,1994. - c.131].

ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающим и средствами информатизации и коммуникации. Это взаимодействие ориентировано на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с моделями предметной среды, созданными современными компьютерными средствами и представленными на экране, на исследование и изучение поведения таких моделей, имитации изучаемых явлений или процессов. Направлено это взаимодействие на поиск, транслирование, обработку необходимых пользователю информационных ресурсов (текстовых, аудиовизуальных и прочих)

Задачей школьного образования становится не только передача определённых знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками извлекать информацию из разнообразных источников, оперировать ею. При этом, главным результатом образования станет обретение учащимися системы обобщённых теоретических представлений. Решением поставленной задачи я нахожу в разработанном и апробированном мною проекте «Учись - обучая». Этот проект направлен на создание учащимися мультимедийных средств обучения: презентаций, видеороликов, электронных тестов. Но не только создание этих средств является главным в проекте, важно то, что учащийся сам должен представить своё творение учителю и одноклассникам.

Это стимулирует процесс само- и взаимообучения, развитие коммуникативных качеств, а также личностных качеств - познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности ,самостоятельность, лидерство.

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объёмов информации представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения , функционирующим на базе ИКТ.

^ V. Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте.

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса- информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнений технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя ,освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь»)сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями. Однако, это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечёт за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации образования в целом и исторического образования в частности.

Применение компьютера это необходимый, но недостаточный признак.

Проводя эксперимент в рамках муниципальной экспериментальной площадки и авторского проекта «Учись - обучая» выявились следующие трудности:

  1. Работа по созданию мультимедиа средств обучения требует большого количества времени

Решение: содание мультимедиа средств обучения выполняется учащимися дома.

  1. Создание мультимедиа средств обучения требует наличие домашнего компьютера

Частичное решение: Учащиеся могут объединяться в творческую группу для создания одного проекта , поделив обязанности. Всё же, ученики, не имеющие ПК, не участвуют активно в создании презентаций.

  1. Создание мультимедиа средств обучения требует навыков работы с компьютером.

Частичное решение: организованы элективные курсы по созданию презентаций в программе Power Point.В других программах учащиеся среднего звена работать не умеют.

  1. Создание мультимедиа средств обучения требует извлечения информации: иллюстраций, карт, музыки и прочего в сети Интернет.

Частичное решение: данный этап работы осуществляют только те учащиеся, которые имеют доступ к Интернету, количество которых ничтожно мало.

5)По результатам итоговых отметок по истории уровень качества знания незначительно вырос, чем в классах, где не проводился данный эксперимент.

Слабые учащиеся не включались в процесс создания презентаций, но охотно их смотрели и оценивали. Данный проект никак не повлиял на успеваемость этих учащихся, а только лишь привлёк их внимание. Учащиеся создававшие презентации показывали хорошие знания и повысили свой уровень знаний и успеваемость.

6)По истечении обучения в 6 классе в последующем периоде создание презентаций считаю нецелесообразным. Необходимо переходить на более высокий уровень создания мультимедиа средств обучения. Трудность состоит в самообразовании , в овладении новыми обучающими программами и способами обработки информации самим учителем.

7)отсутствие в кабинете истории проектора и экрана, что не позволяет регулярно использовать ,демонстрировать созданные учащимися проекты.

^ VI. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании ИКТ в преподавании истории и обществознания путём создания и презентации учащимися собственных мультимедиа средств обучения. В рамках муниципальной экспериментальной площадки на тему «Активизация роли учащихся как субъекта образовательного процесса через использование новых форм работы с ТСО в современной школе» мною разработан и апробирован проект создания мультимедиа средств обучения «Учись - обучая».

Учитель в начале учебного года предлагает список тем на выбор, одну из которых учащийся должен представить на уроке в виде презентации.

Так, например, изучая тему по истории Средних веков: «Великое переселение народов» учащийся, подготовивший презентацию на данную тему, демонстрирует её на уроке. Для этого учитель проводит инструктаж создания презентации, поясняет её содержание, объём, акценты, помогает найти материал. Предполагается, что у учащихся должны быть диски, либо флеш- накопители , куда они размещают свою презентацию .На уроке по теме: «Великое переселение народов» учащийся представляет свою презентацию, комментирует слайды, фиксирует на них новые термины, понятия, демонстрирует карты, таблицы, схемы, иллюстрации связанные с освещаемым событием.

В окончание своей презентации докладчик предлагает остальным учащимся ответить на вопросы по данной теме, которые размещены на слайдах в виде кроссворда, теста, вопросов. Ученик сам разрабатывает задания для закрепления увиденного и прокомментированного им материала. Учащиеся, исходя из продемонстрированной им презентации, отвечают на поставленные докладчиком вопросы. Таким образом, ученики не просто просматривают слайды, а получают задания, которые могут быть опережающими и даваться не только в конце просмотра, а в самом его начале на отдельных листах. В результате школьник развивает следующие знания, умения, навыки:

  • школьник не только обучается, получая визуальную информацию, но и учится создавать свои обучающие программы

  • структурирует материал, делает выборку информации из различных источников : учебник, хрестоматия, энциклопедия, Интернет-ресурсы и др.

  • развивает умение доводить до слушателя, представлять доступный для сверстников учебный материал, как устно, так и путём показа слайдов

  • получает навыки использования ТСО и ИКТ в обучении

  • применяет творческий подход


Каждый ученик получает инструктаж-памятку «Как создать презентацию», поясняющую этапы и содержание работы.

После выступления каждый учащийся получает лист с критериями оценки учащегося по пятибалльной шкале. Один из учеников даёт устную рецензию доклада, делая замечания или одобряя его представление презентации. В рецензии учащиеся отмечают раскрытие темы, соответствие содержания презентации заявленной теме, умение докладчика владеть устной речью и иное. Таким образом, учащиеся не только пассивные слушатели и зрители презентации, но и активные её участники.

Изучение учебного материала в рамках проекта «Учись - обучая» приковывает больший интерес учащихся к изучению предмета, формирует творческую самостоятельно мыслящую личность.

В рамках проекта «Учись, обучая» выпускники, сдающие ЕГЭ по обществознанию, создают электронные тесты, в результате работы над которыми запоминают понятия, процессы, термины. Для работы с тестами используется программа «Ассистент II», от автора которой получена лицензия на ее свободное использование и распространение.

^ VII. Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта предполагает овладение педагогом соответствующими методиками обучения, знание специальной терминологии, изучение соответствующей литературы.

^ Информационно коммуникативные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

^ Мультимедиа средства обучения- Мультимедиа - англ. multimedia от лат. multum - много и media - medium - средоточие; средства), электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)» [Большой энциклопедический словарь].

Впервые термин «мультимедиа» появился в 1965 году и активно использовался вплоть до конца семидесятых годов для описания экстравагантных для того времени театрализованных шоу, использующих разные виды и формы представления информации: слайды, кино, видео, аудио фрагменты, световые эффекты и живую музыку.В конце 70 и начале 80-х годов под мультимедиа понимали представления, основанные на статических или динамических изображениях от нескольких проекторов, сопровождавшихся звуком или живой музыкой.

Таким образом, средства «мультимедиа» воздействовали сразу на несколько органов человеческих чувств и представляли информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной, что создавало (и создает) более глубокое эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, и принесло успех и популярность этому виду театрализованных представлений. Возможность влияния на эмоциональную сферу человеческой психики является важным фактором при обучении, так как способствует более эффективному усвоению знаний. Однако только в последнее десятилетие с развитием персональных компьютеров и повсеместной информатизацией образования мультимедиа технологии стали востребованы в российской школе. В течение следующего десятилетия термин «мультимедиа» включал в себя различные понятия.
В последнее время термин «мультимедиа» стал еще более многозначным. Мультимедийная вещательная компания SCALA дает следующее толкование современному понятию «мультимедиа»: «Некоторые из нас пользуются мультимедийными технологиями, включая кабельное телевидение. Термин «мультимедийные сети» используется для описания мощных, стоимостью во много миллионов долларов, систем управления содержанием, используемых большими корпорациями, для обслуживания видео баз данных, а также рекламных цифровых табло и экранов. Компьютерные програмы для редактирования домашнего видео так же могут рассматриваться как мультимедийные технологии. К техническим средствам мультимедиа также можно отнести современные мобильные телефоны, посылающие фотографии с голосовыми подписями» . Термин «мультимедиа» все еще продолжает развиваться, и по мере возникновения и использования новых технологий будет включать в себя все новые понятия.

КМ-Школа» – контентная образовательная информационная система школы/Под ред. Е.Н.Ястребцевой, авт.: М.Ю.Бухаркина, О.Н.Шилова, Е.Н.Ястребцева и др. http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/]

В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из многих технических средств обучения (ТСО) , которое способно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами и функциями данного СО . С этой точки зрения «мультимедиа» - это «ТСО, интегрирующее разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающее интерактивное взаимодействие с обучаемым» [Словарь методических терминов ].

Мультимедийные объекты используются для:

  • усиления педагогического воздействия на учащихся, путем создания дополнительных эмоциональных или мнемонических связей

  • предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в классе (посещение Кремля для сельских школьников, балет в Большом театре, опера в Большом Кремлевском дворце, служба в Храме Христа-Спасителя и др.)

  • иллюстрация и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени, например, процесс фотосинтеза или действия магнитных полей;

  • возможность проводить виртуальные практические работы (например, проводить вскрытие виртуальной лягушки);

  • возможность вырабатывать необходимый навык на симуляторах (например, при обучении пилотов). [Википедия].

Творчество определяется  как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" [Г.С. Батищев «Диалектика творчества» http://www.i-u.ru/biblio/archive/batishev_vved/00.aspx]

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Творческая личность - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.


^ Педагогическая технология - это системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя­щий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения

^ Учебный проект- организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.


^ Автор данной работы знакома с методической литературой:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е. С. Полат – М. ,2000;

Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - №4, 1997;

      Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14

      Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. .// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

   Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»//  Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-61

    Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С.  М., Владос, 2001 г. с.169

     Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. .// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77

^ Программные средства, используемые в процессе обучения истории:


В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет - образования:  http://center.fio.ru/som/ .

Энциклопедии – предназначенные для осуществления      вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага»,CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр»  Энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD «Библейский компьютерный справочник»

^ Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий.     В серии CD «Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.  

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).   CD  «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По  форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира  содержатся на CD «Загадки сфинкса».

^ Электронные учебники  -  совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. (3) На сайте издательства, по адресу: http://www.history.ru/ можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.


VIII. Перспективность опыта

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Мультимедийные средства оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Ещё большую значимость в этом приобретает процесс их создания самим обучающимся. В этом проявляется творчество и самостоятельность, что является целью представленного мной опыта.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Учащийся ,при работе над презентацией проходит самостоятельно следующие этапы :




Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом являются эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Создание электронных тестов учениками позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.


Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

^ IХ. Результативность опыта

Педагогический профессионализм считаю одной из основных причин влияющих на результативность обучения. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием, активно участвую в школьных конференциях «Профессионал», школьных методических выставках, методических объединениях, семинарах.

В результате работы с учащимися в рамках проекта «Учись, обучая» создан банк обучающих презентаций, которые может использовать любой учитель истории.

С этим проектом и детскими презентациями я участвовала во всероссийском Интернет конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе» (Сертификат).

В 2009 г. принимала участие в региональной образовательной выставке «Инновационная деятельность как условие реализации Регионального комплекса проекта модернизации образования» (Диплом).

С проектом «Учись,обучая» я участвовала в краевом конкурсе «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ИКТО-2008 в заочном и очном туре и получила дипломы финалиста , а в 2009 году в конкурсе ИКТО-2009 заняла второе место в крае.

Уроки по проекту «Учись, обучая» проводятся с октября 2008 года. К маю 2010 года проведено 22 урока по истории и три урока по обществознанию.

Учащиеся прошли курс обучения навыкам создания презентаций, буклетов и видеороликов в программах Power Point, Windows Movie Maker, Publisher для представления их на уроках истории. Ознакомлены с наиболее ценными источниками информации в сети Интернет.

Я и мои ученики создали сайт «Учись, обучая», где любой желающий может пользоваться готовыми наработками уроков, обсуждать материал.

  • http://socializaciia.ucoz.ru/

Опыт работы представлен на сайте инновационной образовательной сети Института образовательной политики «Эврика».

В марте 2009 года выступила в филиале АКИПКРО г. Бийска на секции: «Образование единой информационной среды». Получила Диплом за профессиональный подход в реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования в рамках региональной образовательной выставки «Инновационная деятельность как условие реализации РКПМО». Время новых технологий позволяет публиковать свои методические разработки на образовательных сайтах и участвовать в различного рода профессиональных конкурсах. Так, с 2007 года размещаю свои работы на следующих сайтах:

  • http://www.bigpi.biysk.ru/schools/ Учебно-методический сайт для учащихся и учителей

  • http://zavuch.info Образовательный портал в помощь учителю

  • http://moi-universitet.ru Образовательный портал «Мой университет»

  • http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

Опубликована статья о применении ИКТ на уроках в сборнике методических работ в рамках 7 Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: 2009 новый рубеж российского образования». Выступила в номинации: «Основные направления повышения качества образовательного процесса». В 2009 году моя статья была опубликована в приложении к информационному бюллетеню «Информатизация системы образования в Алтайском крае». На сайте АКИПКРО размещена конкурсная работа и материалы защита проекта.

  • http://www.akipkro.ru/index.php/ru/libfiles/ikt_teacher_gum/LyamkovaEI.rar/

Создаю свои презентации для эффективного и детального изучения сложного фактологического материала на основе визуальной информации. Так, тема урока «Права человека» была изучена с помощью созданной презентации с использованием различных интернет-источников и продемонстрирована моим коллегам, которые оставили положительные отзывы. Материалы урока размещены на сайте «Сеть творческих учителей»

  • http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=74696&lib_no=74696&tmpl=lib


В 2010 году опубликована статья в сборнике работ издательского дома Паганель, в рамках проекта «Наша новая школа».

В марте 2010 года приняла участие в работе семинара «Мониторинг качества образования» в качестве докладчика. В 2009 году в этом конкурсе заняла 3 место, а в 2010 году ,представив электронные тесты для подготовки к ЕГЭ заняла 1 место. В 2010 году приняла участие в Х Педагогическом фестивале «Интернет и образование» (Благодарственное письмо).Получен Сертификат участника за работу во Всероссийской конференции «Информатизация образования»-2010.

В декабре 2009 года стала победителем конкурса выпускников Intel «Обучение для будущего». В 2010 году с проектом «Учись –обучая» участвовала в городском конкурсе «Учитель года».(Сертификат).Диссеминация опыта использования ИКТ на уроках истории и обществознания проходила на методических объединениях на школьном, городском и краевом уровнях.



Тематика презентаций и их содержание соответствовали программе, утвержденной и одобренной Министерством образования и науки РФ.

Результаты мониторинга показали, что итоговые контрольные работы в классах, где я провожу данный эксперимент, были написаны гораздо лучше, чем в тех классах, где информационные технологии применялись реже.

Таблица 1 Проведение уроков в рамках проекта «Учись, обучая» в 2008—2009 гг.



^ Тема урока с ИКТ

Дата
проведения


Класс

Учащийся,
подготовивший презентацию


1

Карл Великий

10.09.2008

6в, 6а

Брагина Лиза

2

Рыцарский замок

30.10.2008

6в, 6б

Елясова Алёна

3

Образование славянских государств

14.10.2008



Кистерев Дима

4

Крестовые походы

19.11.2008



Смагин Никита

5

Столетняя война. Жанна Д’Арк

04.12.2008

6в, 6а

Черемисина Ира

6

Ян Гус. Гуситское движение

18.12.2008



Черемисина Ира

7

Культура Возрождения

28.01.2009



Лёвушкина Люда

8

Средневековый Китай

04.02.2009

6а, 6в

Кузнецова Наталья

^ Источник: Классные журналы 6а, 6б, 6в за 2008 год. Журнал учета применения ИКТ и ТСО.

Так, например, после прохождения темы «Крестовые походы» учащимся 6 классов был предложен контрольный срез знаний (Таблица 2) по определениям, терминам, и раскрытию содержания исторических событий. Накануне, в 6в классе были проведены уроки с использованием презентации, подготовленными учащимися.

Таблица 2 Мониторинг качества знаний учащихся 6 классов по контрольным срезам знаний

Тема урока

Качество знаний, %

Традиционный урок

С применением ИКТ







Столетняя война

69

44

76

Страны средневековья

48

34

46

Крестовые походы

54

30

61

^ Данные взяты из классных журналов 6 классов за 2008—2009 учебный год.



Рис. 1 Сравнительная диаграмма качества знаний в зависимости от применения ИКТ

Анализируя приведенные данные (Таблица 2 и Рис. 1), необходимо отметить, что несколько учащихся 6в класса являются неуспевающими по всем предметам, показывая низкие знания, как при проведении традиционных уроков, так и по проекту «Учись, обучая». Но из проведенного анкетирования следует, что данные учащиеся проявляют большой интерес к урокам с ИКТ, им они нравятся больше, чем традиционные, что является одной из положительных сторон использования ИКТ. Уроки с ИКТ — это не стратегия высоких показателей, это не сама цель, а лишь средство.

Теперь, имея опыт проведения таких уроков, ребята смелее и с желанием приступают к реализации проекта на уроках истории. Таким образом, изучение учебного материала в рамках проекта «Учись, обучая» привлекает больший интерес учащихся к изучению предмета, формирует творческую, самостоятельно мыслящую личность (Рис. 2). Каждый урок в этом проекте — маленькое зрелище не только потому, что демонстрируются слайды, звучит музыка, показываются видеоролики, созданные учениками, но и потому, что все уроки проводятся с элементами театрализованного представления.



Рис. 2 Знания, умения, навыки, формирующиеся на уроках в рамках проекта «Учись, обучая»

Учащиеся других классов также создают свои мультимедийные источники обучения. Например, презентации Апполонского Андрея (11а) используются учителем на уроках в 8—11 классах, помогая доступно и наглядно представить такие темы как: «Избирательное право», «Права потребителя», «Формы государственного устройства». Я стараюсь создать единую информационную среду, позволяющую легко, доступно, наглядно представлять темы урока.

Команда МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» под моим руководством участвовала в конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе». Выдан сертификат о публикации образовательного материала в сети Интернет Международным Институтом Развития «ЭкоПро».

В этот проект входит и создание тестов в программе «Ассистент II» самими выпускниками для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Таким же образом я подготавливаю претендентов на участие в олимпиадах, и это дает положительные результаты.

Вне проекта «Учись, обучая» использую информационные технологии во всех классах с 5 по 11, как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Так, например, создана подборка мультипликации для демонстрации ученикам по теме «Мифы и боги Древней Греции». На таких уроках ученики в доступной для их возраста форме получают те знания, которые они должны иметь после прохождения данного раздела.

Я считаю, что сегодня, в век новых технологий, учителя имеют уникальную возможность создавать зрелищные, эмоционально воздействующие средства обучения и привлекать к этому учащихся. Таким образом, если сделать выводы по применению мною ИКТ на уроках, то все сделанное можно прокомментировать следующим изречением китайского философа: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, вовлеки меня — я пойму!»


Приложения





























Похожие:

Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconДокументи
1. /портфолио учителя экспериментатора/ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА.doc
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПортфолио учителя – экспериментатора Еремеевой Светланы Валерьевны
Фио учителя, число, месяц и год рождения Еремеева Светлана Валерьевна, 31. 05. 1974
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПортфолио учителя- экспериментатора Плотниковой Светланы Владимировны
Плотникова Светлана Владимировна, учитель технологии в 5- 11 классах моу сош №25
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПортфолио учителя – экспериментатора Еремеевой Марины Валерьевны
Образование высшее, Бийский педагогический государственный университет, 2001г.; высшая квалификационная категория, 2007 г
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПортфолио педагогических достижений аттестующегося работника. Портфолио учителя
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен...
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПортфолио учителя защита портфолио август, 2010
Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов,...
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПоложение о Портфолио учителя Портфолио
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconДокументи
1. /Документы в портфолио учителя/График факультат.и электив.курсов.doc
2. /Документы...

Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconП. Осипенко Портфолио профессиональных достижений Криштоп Елены Павловны Учителя математики и физики
Высшее, Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет, 2010 год, учитель математики и информатики
Портфолио учителя – экспериментатора Лямковой Елены Игоревны iconПортфолио учителя (предмет) (фамилия, имя, отчество) Серпухов, 2008 портфолио цель
Проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы