Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» icon

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»



НазваниеФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»
страница1/9
Дата конвертации20.06.2013
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Колледж информатики и вычислительной техники


Учебно-методический комплекс


Дисциплина «Экономика отрасли»

Блок дисциплин ОПД

Специальность 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и компьютерных сетей»

Колледж информатики и вычислительной техники

Форма обучения очная


Сыктывкар 2010

Структура учебно-методического комплекса


1. рабочая программа 3

1.1 титульный лист 3

1.2 лист согласования и утверждения рабочей программы 4

1.3 пояснительная записка 5

1.4 календарно-тематический план дисциплины 9

1.5 государственные требования 11

1.6 содержание дисциплины 12

1.7 перечень тем курсовых работ 33

1.8 список основной и дополнительной литературы 38

1.9 формы и содержание текущего и итогового контроля 40

1.9.1 варианты тестов контрольной работы 40

1.9.2 вопросы к экзамену 45

2. методические рекомендации и материалы по сопровождению дисциплины 47

2.1 перечень задач с методическими указаниями

по решению для практической работы 47

2.2 требования к курсовой работе 69


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

^ Колледж информатики и вычислительной техники


УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии КИиВТ

«___» ________2010г.

Протокол № ….


Председатель УМК

А.В. Ермоленко


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина «Экономика отрасли»

Блок дисциплин ОПД

Специальность 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и компьютерных сетей»

Колледж информатики и вычислительной техники

Форма обучения очная


Семестр – 4

Всего учебных занятий - 140 часов

В том числе:

Аудиторных - 80 час, из них:

Лекций - 34 часов;

Практических - 46 часов;

Лабораторных - 0 часов;

Самостоятельных - 60 часов;

Контроль - курсовая работа;

Итоговый контроль – экзамен.


Сыктывкар 2010

^ 1.2 Лист согласования и утверждения

рабочей программы


Рабочая программа составлена на основании ГОС СПО и учебного плана специальностей 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и компьютерных сетей» среднего профессионального образования


Автор рабочей программы:


Старший преподаватель кафедры Государственного и регионального управления

СыктГУ _____________ Смирнова Ольга Алеговна

подпись


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии колледжа информатики и вычислительной техники СыктГУ

Протокол заседания №__ от «___»___________2010 г.

Председатель учебно-методической комиссии колледжа Экономики и права СыктГУ

Директор КИ и ВТ__________ Андрей Васильевич Ермоленко

подпись


^ 1.3 Пояснительная записка


Отрасль и организация (предприятие) являются в современной экономике фундаментальным экономическим звеном в системе движения материально-финансовых потоков и системе формирования институтов общества. Предприятие, как капля воды, отражает государство в целом, но является не только его подобием, но и инкубатором его важнейших институтов. Такие институты взаимоотношений между экономическим агентами, как координация деятельности, сотрудничество, дисциплина, доверие, ответственность, отношения с начальством и подчиненными и др. по существу формируются именно на предприятии. Предприятия обеспечивают возможности социальной реализации каждого человека как будущего, настоящего или прошлого работника того или иного предприятия. Не менее важным является то, что сетевые функции предприятий порождают также потоки взаимных обязательств и ответственности, которые поддерживают целостность страны как народнохозяйственного и социального комплекса. Эти потоки обязательств и ответственности, транслируемые через руководство предприятий на их трудовые коллективы, достигают отдельных работников, формируют гражданское общество.

Как основой микроэкономический институт предприятие связано с функционированием макроэкономики в целом. Если в краткосрочном плане макроэкономические условия (нормативно-законодательная база, налоги, курсы валют и т.п.) оказывают мощное влияние на функционирование микроэкономических объектов, то в долгосрочном плане - особенности макроэкономического устройства сами порождаются складывающимися на предприятиях взаимоотношениями между трудом и капиталом, между менеджментом, собственниками и наемными работниками. Такое положение следует считать естественным, если учесть, что предприятия, так же, как и общество в целом, являются единственными среди экономических образований институтами, самовоспроизводство которых заложено в базисную концепцию их существования, а симбиоз государства и предприятий - единственный способ успешного функционирования экономики и общества.

Все это делает предприятия потенциальными источниками эволюционного развития. Предприятие не может работать по принципу «шаг вперед, два шага назад», наоборот, для сколько-нибудь успешного существования предприятия необходимы каждодневные усилия работников и руководителей по реализации и укрепления взаимосвязи маркетинговых, производственных и воспроизводственных процессов. Это определяет роль предприятия как стабилизационного антикризисного института и заставляет более внимательно вглядеться в связь между социально-экономическим состоянием предприятий и государства в целом.

Несомненно, что источниками стабилизации социально-экономического движения являются крупные предприятия, но не менее важную роль играют предприятия мелкого и среднего бизнеса. Эти структуры образуют своеобразный «наполнитель» экономики, заполняя собой разрывы, существующие в экономическом пространстве между крупными предприятиями. Если предприниматель обнаруживает такой разрыв (иными словами - неудовлетворенный спрос), то он первым оказывается на «месте происшествия» и принимает все меры к тому, чтобы этот спрос был удовлетворен. Поэтому основная роль предпринимательских предприятий состоит в снижении уровня локальных дисбалансов в экономике.

Предпринимательским структурам легче, чем кому бы то ни было, уловить не только возникающий спрос, но и появляющееся предложение - новые технологии, продукты, способы организации производства и распределения продукции, что определяет их роль в реализации второго из трех предложенных принципов "стратеги качества". Инновационная экономика в развитых странах мира базируется на предпринимательском секторе. Крупные корпорации, производящие массовую продукцию зачастую не реагируют адекватно на «слабые инновационные сигналы». Одна из причин невосприимчивости к научно-техническому прогрессу централизованно управляемой экономики СССР - отсутствие в стране развитого предпринимательского сектора. Именно малые предприятия должны взять на себя инициирующую функцию в превращении российской экономики в экономику "страны-инноватора". Создание "нового качества", иными словами, продукции, способной породить качественно новый спрос, зачастую подвластно именно предпринимательским структурам.

До недавнего времени как зарубежная, так и отечественная экономическая теория рассматривала предприятие преимущественно как систему для преобразования ресурсов в продукцию определенного объема, структуры, качества и цены в соответствии с общественным спросом. Сейчас идет переосмысление роли предприятия в обществе, осознание институциональной роли предприятия как субъекта концентрации и воспроизводства ресурсов, формирования будущих потребностей и тенденций. В связи с этим меняется и диверсифицируется понятие эффективности предприятия: встает необходимость рассматривать наряду с технологической и экономической эффективностью его институциональную эффективность как степень реализации институциональной роли предприятия в обществе. Институт предприятия не исследован до конца, отличается существенной национальной спецификой и тесно связан с другими социально-экономическими институтами данной страны.

Поведение промышленных предприятий в рыночных условиях не оправдало ожиданий. Либерализация условий функционирования предприятий не привела к расцвету производительных сил. Наоборот, к многочисленным проблемам прошлого, а именно: устаревшие технологии и слабый спрос на инновации, изношенность оборудования, низкая трудовая и производственная дисциплина и другое, добавились новые: снижение качества, комплексности и целенаправленности управления, погоня за краткосрочными целями в ущерб продолжению развития и как следствие – торможение воспроизводственных процессов, рост социальных напряжения между управляющими, работниками и собственниками, утеря квалификации кадров, деконсолидация трудовых коллективов и прочее.

Классическая микроэкономика оперирует предприятиями как простейшими микроорганизмами, чье поведение определяется примитивной реакцией на внешние раздражители (в качестве которых рассматривается преимущественно ценовые сигналы). Между тем каждое предприятие предприятия - это целый мир, заслуживающий детального и многоуровневого изучения не в меньшей степени, что и мир макроэкономики. Поэтому и поведение предприятия не носит исключительно реактивного характера, а сами реакции обусловлены не только, а, может быть, и не столько внешними "раздражителями", сколько внутренним состоянием и эволюцией предприятия. Соответственно и рекомендации по формированию и осуществлению экономической политики, построенные на неоклассической базе, не должны приниматься без тщательной сверки всей цепочки аргументации с реалиями российской жизни.

Вопрос о роли предприятия в современной отечественной экономике, о направленности и характере взаимосвязей между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями, о внутренних механизмах принятия решений на предприятиях остается открытым. От решения этого вопроса зависит и определение управляемых факторов, влияющих на деятельность предприятия, и выработка рекомендаций по реструктуризации предприятий, оздоровлению внутренней структуры и механизмов управления. Между тем привлечение необходимой для решения данного вопроса достаточно объемной и достоверной информации как теоретического, так и эмпирического характера, вызывает определенные трудности.

Результатом деятельности предприятий являются не только материальные блага, потребляемые отдельными физическими или юридическими лицами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, "потребляемые" обществом в целом. Предприятия формируют особенности поведения физических лиц, которое, в свою очередь, определяет базовые характеристики государственного устройства.

Если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором держатся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей, то предприятия (организации) являются ее центральным звеном, производящим все материальные блага.

Структура и содержание дисциплины «Экономика отрасли» призваны осветить вопросы практической деятельности предприятия, процессы, протекающие в нем по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Дисциплина «Экономика отрасли» предусматривает изучение целого комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом.

^ Цель курса – дать системные знания о деятельности производственных и коммерческих фирм в современных условиях.

Задачи курса состоят в обучении студентов и освоении ими знаний:

-обеспечение фирмы необходимыми ресурсами;

-планирования и организации экономической деятельности фирм;

-механизма управления и моделирования производственных и социально-экономических процессов;

-поддержания производственного процесса в заданном режиме с учетом обеспечения пропорциональности, ритмичности, непрерывности и доходности, включая все его составляющие подразделения и элементы от снабжения до реализации продукции, работ и услуг фирмы.

Дисциплина «Экономика отрасли» является федеральным компонентом общепрофессиональных дисциплин и профилирующим курсом в профессиональной подготовке студентов. Она должна предшествовать специализированным экономическим дисциплинам: маркетинг, менеджмент, логистика, экономика труда и т.д. с целью системного изучения механизма управления фирмой.

Изучение курса «Экономика отрасли» будет способствовать приобретению слушателями знаний в области становления нового экономического мышления, позволит получить знания, необходимые для эффективного хозяйствования, использовать эффективные методы принятия управленческих решений, касающихся собственно производства, инвестирования и финансирования предприятия, использования персонала, маркетинга, планирования и т.д.

После успешного прохождения курса уровень знания должен позволять осуществлять организационно-экономическую и аналитическую деятельность в области экономических, производственных и коммерческих процессов на фирме любой формы собственности.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Студент, освоивший программу курса «Экономика отрасли» должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

- уметь использовать основные положения экономики фирмы и профессиональной деятельности; знать основы экономического поведения фирмы в условиях функционирования и развития свободного рынка;

- уметь применять основы теории в практических сферах деятельности;

- использовать зарубежный опыт организации экономической и хозяйственной деятельности фирмы; использовать методы математического и имитационного моделирования; уметь научно обосновывать эффективность деятельности организации.


б) профессиональными:

- формировать экономическую стратегию предприятия и планировать текущую производственную деятельность;

- проводить анализ ресурсного потенциала, определять потребность в ресурсах, выявлять резервы внутрипроизводственного характера и давать рекомендации по их использованию;

- уметь определять влияние факторов и резервов на экономические результаты деятельности организации;

- уметь решать производственные задачи на условиях применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени;

- уметь пользоваться базовыми системами и проявлять способность к освоению новых видов программного обеспечения;

- грамотно использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность фирмы; уметь использовать системы документооборота и делопроизводства;

- составлять документацию (инструкции, планы, отчеты по выполненным заданиям, обзоры и др.).

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

-об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

знать:

-состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

-механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

-основные показатели деятельности организации (предприятия);

уметь:

-рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

-использовать компьютерную технику в режиме пользователя.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, для закрепления лекционного теоретического материала на практических занятиях решаются задачи, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольной работы, которая является формой текущего контроля знаний. Формой итогового контроля знаний является экзамен.

В учебно-методическом комплексе содержатся лист согласования и утверждения рабочей программы, пояснительная записка к программе, календарно-тематический план, государственный стандарт, тематика лекций, практических и самостоятельных работ, перечень задач с методическими указаниями по их решению для практических работ, перечень тем курсовых работ и требования к их написанию, список основной и дополнительной литературы, темы курсовых работ, требования к их выполнению, варианты тестов контрольной работы, экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика отрасли». Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и компьютерных сетей» очной формы обучения Колледжа информатики и вычислительной техники СыктГУ.


^ 1.4 Календарно-тематический план дисциплины


Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Макс. нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самос.

работа

Всего

В том числе

Лекции

Прак.

работа

Раздел 1

Экономика отрасли как учебная дисциплина


2


1


1







Раздел 2.

Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка
















Тема 2.1.

Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике


4


2


2







Тема 2.2.

Организационно-правовые формы организаций (предприятий)


6


6


2


4




Тема 2.3.

Производственная структура организации (предприятия)


5


5


1


4




Тема 2.4.

Производственная инфраструктура организации (предприятия)


3


3


1


2




Тема 2.5.

Организационная структура управления организацией (предприятия)


1


1


1







Раздел 3

Материально-техническая база организации (предприятия)
















Тема 3.1.

Капитал и имущество организации (предприятия)


1


1


1







Тема 3.2.

Основные фонды организации (предприятия)


6


6


2


4




Тема 3.3.

Оборотные средства организации (предприятия)


6


6


2


4




Тема 3.4.

Капитальные вложения и их эффективность


24


4


2


2


20

Раздел 4

Трудовые ресурсы и оплата труда в организации (на предприятии)
















Тема 4.1.

Трудовые ресурсы организации и производительность труда


8


8


2


6




Тема 4.2.

Формы и системы оплаты труда

6

6

2

4




Раздел 5

Экономический механизм функционирования организации (предприятия)
















Тема 5.1.

Производственная программа организации (предприятия), методы ее обоснования


27


7


1


6


20


Тема 5.2.

Издержки производства и себестоимость продукции, услуг


6


6


2


4




Тема 5.3.

Ценообразование

4

4

2

2




Тема 5.4.

Маркетинговая деятельность организации


20











20

Тема 5.5.

Планирование деятельности организации (предприятия)


2



2


2







Тема 5.6

Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)


4


4


2


2




Раздел 6.

Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности организации (предприятия)
















Тема 6.1.

Финансы организации

2

2

2







Тема 6.2.

Прибыль и рентабельность

4

4

2

2




Тема 6.3.

Основные показатели деятельности организации


2


2


2










Итого:


140


80


34


46


60



^ 1.5 Государственные требования
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Карельский Государственный Педагогический Университет»
Способность к перифразированию как показатель степени владения языком
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
Учебно–методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу 2008. г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
Учебно–методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу 2008. г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
Учебно–методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу 2008. г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет
Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие / З. Х. Сергеева. Казан гос технол ун-т;...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный университет физической культуры спорта и туризма
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
«Социально-культурный сервис и туризм», содержит все основные разделы, предусмотренные в образовательном стандарте, необходимые для...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования иркутский государственный университет
«Социально-культурный сервис и туризм», содержит все основные разделы, предусмотренные в образовательном стандарте, необходимые для...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconМинобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы