Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования icon

Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования



НазваниеПримерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
страница1/4
Дата конвертации21.06.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50



«Рекомендовано»

Руководитель МО

___________/_Савченко Н.В./

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 50

_____________/_Ласалова Н.В./

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 50

_____________/_Бензар И.Г.___/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Савченко Натальи Владимировны 1 квалификационная категория

Ф.И.О., категория


по физике, для 7 класса (общеобразовательный уровень)

Предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.


г. Комсомольск-на-Амуре

2011 - 2012 учебный год

^ Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя физики могут предлагать варианты программ, отличающихся от примерной программы последовательностью изучения тем, перечнем демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ. В них может быть более детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


^ Структура документа

Примерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

^ Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

^ Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


^ Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII классе по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

^ Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

^ Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 8 КЛАССА


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.



КАЛЕНАДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

^ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ


КЛАСС - 7

ПО ПРОГРАММЕ:

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 70 ЧАСОВ

КОЛИЧЕСТВО ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ: 10

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ: 4

^ КОЛИЧЕСТВО ХКК ГОС: 9

КОЛИЧЕСТВО ТЕМ ПО ОБЖ: 2

Учебно-тематический план и содержание тем учебного курса



^ Тема (блока)

часов

К.Р.

Л.Р.

Содержание тем учебного курса

1

Введение

4




1

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. ^ Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.


2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

3

Взаимодействие тел

21

1

4

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Явление инерции. Масса тела.

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. ^ Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Сила трения.

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.


4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

25

1

2

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля^ . Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

5

Работа и мощность. Энергия.

12

1

2

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

5

Итоговое повторение

2







В этом разделе даются задачи для повторения изучен­ного в курсе алгебры 8 класса.

ИТОГО

70

4

10






Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.




^ Тема (блока)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Введение

Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.

Высказывать предположения — гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.

2

Первоначальные сведения о строении вещества

Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил мо­лекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.

Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре.

Наблюдать процесс образования кристаллов

3

Взаимодействие тел

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.

Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела.

Измерять ускорение свободного падения.

Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Исследовать зависимость удлинения стальной пружи­ны от приложенной силы.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального дав­ления.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Измерять силу всемирного тяготения.

Исследовать условия равновесия рычага.

Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Обнаруживать существование атмосферного давле­ния.

Объяснять причины плавания тел.

Измерять силу Архимеда.

Исследовать условия плавания тел

5

Работа и мощность. Энергия.

Измерять работу силы. Измерять кинетическую энергию тела по длине тор­мозного пути.Э кспериментально сравнивать изменения потенциаль­ной и кинетической энергий тела при движении.

Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела.

Измерять мощность.

Вычислять КПД простых механизмов
  1   2   3   4




Похожие:

Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию ( включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию (включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка Статус документа
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа Основного общего образования По истории Пояснительная записка Статус документа
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по математике пояснительная записка Статус документа
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по математике пояснительная записка Статус документа
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по Математике пояснительная записка статус документа
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по химии пояснительная записка статус документа
...
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы