«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon

«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано»



Название«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано»
Дата конвертации21.06.2013
Размер388.03 Kb.
ТипПротокол
источник


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 50



«Рекомендовано»

Руководитель МО

ЛиходеенкоИ.В.

Протокол № ___ от «__»

____________2011г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 50

Ласалова Н.В.

«__»____________2011г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 50

Бензар Приказ № ___ от «__»____2011г.



____________


рабочая программа

Плахотнюк Елены Ивановны

^ ОФП.

Организация подвижных оздоровительных игр.

Плавание.

1 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.


г. Комсомольск – на - Амуре

2011 – 2012 год


^ Пояснительная записка

Рабочая программа образовательного курса основана на основных принципах деятельности специалиста по физической культуре:

учет современных требований

  1. Закон «Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  3. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта.

  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности.

  5. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

- учет возрастных особенностей;

- доступности и индивидуализации;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

Основной формой внеурочной работы в структуре учебно - воспитанительного процесса являются индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурсы, подвижные игры и массовые мероприятия.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

События, происходящие в нашей стране, поставили новые задачи перед учителями и организаторами досуга детей. Для педагогов особенно важна задача непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Особенность этой задачи в том, чтобы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.

Детям нужна игра в любую пору их жизни. И нужен взрослый, опытный человек, который сумеет заинтересовать игрой не компьютерной, но развивающей точность, подвижность, ловкость, глазомер. Учителю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

При разработке программы учитывались анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, а также уровень их физической подготовки.

Цель: повышение уровня физической подготовленности учащихся, улучшение физического развития, воспитание основных физических качеств, снятие психоэмоционального напряжения у детей.

Задачи:

  • изучение подвижных игр родного края, страны, народов мира;

  • формирование положительной мотивации и интереса учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  • воспитание культуры здорового образа жизни;

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;

  • выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

  • овладение школой движений;

  • воспитание двигательно - координационных способностей (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве).

  • воспитание двигательно-кондиционных способностей (скоростных, силовых, выносливости и гибкости) ;

  • формирование специальных физкультурных знаний о личной гигиене, о режиме дня, о влиянии подвижных игр на состояние здоровья, о влиянии плавания на состояние здоровья;

  • приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, плаванием, использование их в свободное время;

  • воспитание морально-волевых и нравственных качеств личности (дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, толерантности, рефлексии).

  • Содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).



Объекты контроля и анализа:

  • - познавательная активность, интерес детей к физкультурно-спортивной деятельности;

  • - сформированность нравственных качеств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к окружающим;

  • - применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

  • - выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.



Планируемые результаты:

учащиеся должны знать/иметь представление:

  • понятие здорового образа жизни;

  • правила проведения и организации изученных подвижных игр;

  • перечень подвижных игр для воспитания физических качеств;



учащиеся должны уметь/владеть навыками:

  • организовать, проводить, осуществлять элементарные правила судейства подвижных игр;

  • изготавливать нестандартный инвентарь для проведения подвижных;

  • применять спортивный инвентарь (стандартный и нестандартный) и оборудование при проведении подвижной игры;

  • диагностировать изменения в функциональном состоянии в ходе выполнения определенной двигательной;

  • владеть приобретенными двигательными умениями и навыками и использовать их в практической деятельности.

Содержание образовательной рабочей программы предполагает следующие результаты (критерии) деятельности по реализации данной программы:


  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • повышение мотивации и интереса детей к занятиям физической культурой;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • высокий уровень сплочения детского коллектива;

  • формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;

Рабочая образовательная программа представлена в соответствии с уровнями и их конечными результатами, соответствующими Государственному образовательному стандарту второго поколения.

Результаты первого уровня (приобретение школь­ником социальных знаний, понимания социальной реаль­ности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям; элементарные представления правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и на­хождения информации в справочной литературе.

Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование пози­тивного отношения школьника к базовым ценностям на­шего общества и к социальной реальности в целом): раз­витие ценностных отношений школьника к другим лю­дям, к внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школь­ником опыта самостоятельного социального действия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственнос­ти за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

^ Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

-

1

3

«Легкоатлетические игры»

1

15

16

5

«Спортивные подвижные игры» -

1

15

16

6

Плавание

1

32

33




Итого

4

62

66



^ Содержание образовательной программы

      1. Подвижные игры в системе физического воспитания учащихся младшего школьного возраста. Подвижные игры на открытом воздухе. Подвижные игры, проводимые в зимнее время. Подвижные игры на воде. Подвижные игры, подводящие к спортивной деятельности. Способы разделы на команды. Выбор водящих. Разметка игровых площадок. Изучение речитативов, считалок при проведении подвижных игр. Последовательность составление карточек подвижной

игры (подготовка, содержание, правила игры). Использование подвижных игр в режиме дня школьника.

Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ.

^ 2. Игры на релаксацию.

Организация и проведение малоподвижных игр. Изготовление карточек.- «Дождь», «Опенок», «Плетень», «Качели», «Самокат», «Мячик» «Песенка мартышки» и других игр.

3. Легкоатлетические

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Использование специальных беговых, метательных и прыжковых упражнений в подвижных играх. Игры на координацию, выносливость и быст­роту. Изготовление карточек.

«Не оступись»; «Пятнашки»; «Волк во рву», «Кто быстрее»,

«Пусто», «Горелки», «Салки на болоте», «К своим флажкам» и др.


.

^ 4. Спортивные подвижные игры

Футбол: Удар по неподвижному и катящему мячу; остановка мяча; ведение мяча; удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов. Удар по мячу, катящемуся навстречу. Подвижные игры типа «Точная передача, «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой» и др.
  Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении. Низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой). Передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Охотники и утки» «Брось — поймай», «Выстрел в небо», и др.

5. Плавание

Выполнять погружение в воду, задерживать дыхание, открывать глаза под водой, осуществлять работу рук, ног, кролем на груди, понимать значение закаливающих процедур, роль занятий плаванием для физического развития.

Воспитательные идеи программы:

  • соблюдать правила

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!




№ п/п

Автор

Название

Год издательства

Издательство

1

Патрикеев, А. Ю.

Подвижные игры : 1-4 классы

2007

М.: ВАКО

2

Петрусинский, В. В.

Игры для активного отдыха: в процессе обучения

2007.

^ М.: ВЛАДОС

3

Занозина, А. Е

Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет

2008.

^ М.: ЛИНКА-ПРЕСС

4

В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др

Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование

2010.-2011

Москва.: «Просвещение»

5

Григорьев Д.В., Степанов П.В

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор

2010.-224 с.


Москва.: «Просвещение»

6

Л.В.
Былеева, И.М. Короткое и др.

Подвижные игры. Практический материал: учеб, пособ.

2005. - 280с.

М.: ТВТ Дивизион

9


А.В.Козлов

Плавание доступно всем

1986

Ленингад

10

Н.Ж.Булгаков

Сбор и подготовка юных пловцов

1986

Москва ФиС



Литература



NN

п/п

Наименование игры

Преимущественный вид движения,
входящий в игру


Двигательные умения и навыки,
развивающиеся в игре


Физические качества, воспитывающиеся в игре

Личностные качества,
формирующиеся в игре


1.

«Два и три»

Бег

Навык строевых действий, быстроты передвижения

Быстрота координации

Внимание, товарищество, инициатива

2.

«За мной»

Ходьба

Навык быть направляющим, быстроты передвижения

Быстрота, ловкость

Внимание, активность, сообразительность, ответственность

3.

«Космонавты» (вариант)

Бег

Навык быстроты передвижения, бег с увертыванием

Быстрота, ловкость

Внимание, сообразительность, честность

4.

«К своим флажкам»

Бег

Навык строевых действий, выполнение ОРУ

Координация, гибкость, быстрота

Быстрота ориентировки, товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность

5.

«Лягушка и цапля»

Прыжки

Навык прыжка любым способом

Быстрота, ловкость, выносливость

Наблюдательность, активность, ловкость, смелость

6.

«Мы строим дом»

Бег

Навык передачи предмета, быстроты передвижения

Быстрота, ловкость

Коллективизм, сообразительность, творчество, ответственность перед товарищами

7.

«Мяч среднему»

Передача мяча

Навыки передачи мяча и броски, выполнения ОРУ

Ловкость, быстрота, гибкость

Активность, ответственность, коллективизм

8.

«Перелет птиц»

Бег, лазание

Навык лазания любым способом

Быстрота, ловкость, координация

Активность, сообразительность, смелость, помощь товарищу

9.

«Река и ров»

Ходьба, прыжки с места

Навык прыжка с места, навык выполнения основных движений руками, ногами, туловищем

Ловкость, быстрота, гибкость

Быстрота реакции, внимание, взаимопомощь, товарищество, чуткость

10.

«Стрекоза и муравей»

Прыжки, бег, передача мяча

Навык прыжка с продвижением вперед через обруч

Ловкость, быстрота, выносливость

Настойчивость, терпимость, коллективизм, быстрота реакции

11.

«Успей выбежать»

Бег

Навык бега с остановкой по сигналу

Быстрота, ловкость, гибкость

Наблюдательность, смелость, активность, быстрота реакции

12.

«Эстафета зверей»

Бег

Навык быстроты передвижения

Выносливость, быстрота

Самообладание, терпимость, быстрота реакции, внимание

13.

«Быстро и точно»

Метание, передача мяча

Навыки передачи мяча и броски в цель

Быстрота, ловкость

Коллективизм, самообладание, быстрота реакции

14.

«Вызов номеров» (вариант)

Бег, прыжки

Навыки быстроты передвижения с изменением направления, прыжка на одной ноге

Быстрота, ловкость, выносливость

Ответственность перед товарищами, коллективизм, терпимость к неудачам товарищей

15.

«Запрещенное движение»

Общеразвивающие упражнения

Навыки выполнения ОРУ, проведения ОРУ

Гибкость, ловкость, координация

Активность, смелость, решительность, инициатива, внимание

16.

«Защита укрепления»

Передача мяча, метания

Навыки передачи мяча и бросков в неподвижную цель

Ловкость, быстрота, гибкость

Быстрота ориентировки, ответственность перед товарищами, смелость, терпимость к неудачам товарищей

17.

«Многоместные лыжи»

Бег на лыжах

Навыки передвижения на лыжах, согласованность действий, равновесия

Ловкость, быстрота, выносливость

Товарищество, ответственность, совместимость, дисциплинированность

18.

«Не оступись»

Прыжки на одной ноге

Навык прыжка на одной ноге

Быстрота, ловкость, выносливость

Ответственность перед коллективом, настойчивость

19.

«Переправа»

Бег

Навык быстроты передвижения

Быстрота, ловкость, выносливость

Взаимопомощь, товарищество, ответственность

20.

«Пингвин с мячом»

Прыжки

Навык прыжка на двух ногах с передвижением

Ловкость, быстрота, выносливость

Дисциплинированность, настойчивость, требовательность

21.

«Пустое место»

Бег

Навык быстроты передвижения с остановками

Быстрота, выносливость, гибкость

Сообразительность, честность, творчество, настойчивость

22.

«Салки с выручкой»

Бег

Навык быстроты передвижения с изменением направления

Быстрота, ловкость, выносливость

Взаимовыручка, смелость, товарищество, быстрота ориентировки

23.

«С кочки на кочку»

Прыжки, передача мяча

Навык прыжка с одной ноги на другую, навык метания

Ловкость, выносливость, гибкость

Смелость, ответственность, быстрота ориентировки

24.

«Быстро по кругу»

Передача мяча

Совершенствование передачи мяча в движении

Ловкость, быстрота, гибкость

Ловкость, быстрота, гибкость

25.

«Выиграть время дальними бросками»

Метание, бег

Навык метания на дальность, быстроты передвижения

Быстрота, ловкость, сила, гибкость

Быстрота, ловкость, сила, гибкость

26.

«Космонавты» (вариант)

Ходьба, бег

Навык быстроты передвижения, бег с увертыванием

Быстрота, ловкость

Быстрота, ловкость

27.

«Мы строим БАМ»

Бег

Навыки совместных действий при передвижении

Быстрота, ловкость, выносливость

Быстрота, ловкость, выносливость

28.

«Навели переправу»

Бег

Навыки совместных действий в преодолении препятствий

Быстрота, ловкость

Быстрота, ловкость

29.

«Не столкни товарища в пропасть»

Ходьба с расхождением

Навыки сохранения равновесия при расхождении

Ловкость, гибкость

Ловкость, гибкость

30.

«Защищай товарища»

Передача мяча, метания

Навыки передачи мяча и бросков в подвижную цель, быстроты увертывания

Ловкость, гибкость, быстрота

Ловкость, гибкость, быстрота

31.

«Построй шеренгу, круг, колонну»

Ходьба

Навыки в организации и проведении строевых действий

Быстрота

Быстрота

32.

«Сиамские близнецы»

Бег, ведение мяча, прыжки

Навыки выполнения упражнений в парах в движении

Ловкость, быстрота, гибкость, выносливость

Ловкость, быстрота, гибкость, выносливость



"Веселые старты " 1

1 – ая  эстафета: «Команда быстроногих».

Инвентарь: эстафетная палочка, обруч.

 Описание эстафеты:  Команды стоят на линии старта, в колонну друг за другом, в руках держат эстафетную палочку. От команд на расстоянии 15м лежат обручи. По свистку направляющий бежит, добегает до обруча, кладёт в обруч палочку и возвращается в команду, передавая эстафету. Второй игрок бежит, берёт палочку и возвращается  в свою команду, передавая её, а сам уходит назад в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая  задание.

2– ая эстафета: «Кенгуру».

Реквизит: волейбольные мячи, обручи.

Описание эстафеты: Команды стоят на линии старта, у направляющих в/мяч зажат между коленями. От линии старта на расстоянии 10м лежит обруч. По свистку направляющий прыгает с мячом до обруча, допрыгав кладёт мяч в обруч а сам бегом возвращается в команду, передавая эстафету другому игроку. Тот делает тоже самое, потом  следующий и т. д.   Выигрывает команда первой закончившая задание.  

3-я  эстафета«Собери кубики»

Реквизит:  корзины, кубики, обручи.

Описание игры: Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. В руках у направляющего корзина с кубиками. От линии старта в 10-15м лежат обручи. По свистку направляющий бежит, добегает до обруча, высыпает кубики в обруч и с пустой корзиной бежит обратно в свою команду отдавая корзину следующему игроку, а сам встаёт в конец колонны. Следующий бежит с корзиной собирает кубики и бежит в свою команду. Выигрывает команда первой закончившая задание.

4 – ая  эстафета: «Бег в мешках».

Реквизит: фишки,  мешки.

Описание: Команды стоят в колонну на линии старта. На расстоянии 15м ставится фишка. По команде направляющие прыгают в мешках до фишки и обратно в свою команду, передавая эстафету другому. Следующий делает тоже самое. Выигрывает команда первой закончившая задание.

5 – ая  эстафета: «Перенеси предметы».

Реквизит: обручи,  в/б мячи, б/б мячи, кегли, эстафетные палочки.

Описание:  Команды стоят в колонны, от линии старта кладутся обручи напротив команд на расстоянии 12м и 14м. В один обруч кладут б/б мяч, в/б мяч, кеглю, эстафетную палочку. Задача игроков: взяв в руки по одному  предмету переложить в другой обруч, переложив он бежит к себе в команду и передаёт эстафету другому игроку. Побеждает команда первой закончившая эстафету.   

6 – я эстафета: «Хоккей с мячом».

Реквизит: клюшки хоккейные, теннисные мячи, фишки.

Описание эстафеты: Команды стоят нам линии старта в колонну друг за другом, у направляющих в руках клюшки с мячом. На расстоянии 15м стоит фишка. По свистку направляющий клюшкой ведёт мяч, обводит фишку и возвращается в свою команду передавая эстафету. Задание выполняет следующий игрок и т.д. выигрывает команда первой закончившая задание.

7 – ая эстафета: «Тоннель».

Реквизит: обруч с мешком.

Описание: Команды стоят на линии старта в колонну друг за другом. На расстоянии 9м от линии старта стоит игрок и держит обруч с мешком, а далее стоит фишка. По сигналу игрок бежит, пролазает через обруч с мешком, оббегает фишку и возвращается в команду. Затем задание выполняет второй, третий и т. д. Побеждает команда первой закончившая эстафету

Содержание игрового материала.

1. Бег парами с препятствием

Эстафета с бегом и прыжками через барьеры и проползанием под ними.

2. “Болото”

Эстафета, требующая ловкости и быстроты.

3. “Рассыпал – собери”

Эстафета, с использованием различных мелких предметов, требующая быстроты.

4. “Бег в мешках”

Эстафета, с прыжками в мешках.

5. “Сбей кеглю”

Эстафета с баскетбольными мячами, требующая ловкости.

6. Комбинированная эстафета

Эстафета с различными заданиями.

7. “Мозаика”

Эстафета, требующая воображения.

8. “Силачи”

Эстафета с перетягиванием каната.



^ Веселые старты 2
1-й конкурс
. В своих командах построиться по принципу: узнай первую букву фамилии соседа и встань в положенное тебе место. По алфавиту. При повторяющихся фамилиях в ход идут первые буквы имён. Как только построитесь, кричите громко: «МЫ ГОТОВЫ!» (аниматор засекает время и после выполнения задания проверяет правильность его выполнения).

2-й конкурс.
Команда получает по набору шариков для игры в настольный теннис, мишенью являются любая подходящая ёмкость: корзина, ведро, кастрюля и т.д. В течение определённого времени все члены команды забрасывают шарики в ведро. Каждый участник имеет в своем арсенале три - пять шариков. Суммарный успех складывается из максимального количества заброшенных шариков в ведро. Требуются шарики для пинг-понга или какая-то альтернатива, а также любая подходящая ёмкость.

3-й конкурс
. Участвует вся команда. Участники связывают себе ноги таким образом, чтобы левая нога была привязана к правой ноге соседа, а правая, соответственно, к левой ноге соседа. В такой связке команда должна перейти болото по кочкам (искусственно обозначенным на земле, например, небольшие куски линолеума), выбрав при этом нужную тактику. При падении одного игрока вся команда возвращается на исходную точку или наказывается штрафным баллом. Требуются ленты для связывания ног и «кочки» (ок. 10 штук).

^ 4-й конкурс. Команда разбивается на пары, каждая пара выбирает себе двойное имя, допустим, «Чип и Дейл», «Кофе и Хауз», «Муха и Цокотуха», «Мамин и Сибиряк» и т.д. После этого пары представляют себя и все завязывают глаза. Аниматор разводит все пары и перемешивает их на поляне, в этот момент должна быть абсолютная тишина. По команде аниматора каждая половинка начинает громко называть своё имя, а слыша имя второй своей половинки, начинает идти на её зов. Задача всех половинок в команде встретиться с завязанными
прочие конкурсы:
1.Бег в мешках
2.Парное хождение на руках
3.Бег в рыболовных сапогах и простынях
4.Перетягивание каната
5.Скачки на мечах
6.Вышибалы
7.Скачки на лошадях ( скачки на палках )
8.Конкурсы с воздушными шариками:


«Веселые старты» 3

Ход праздника
1.Вступление. Звучит музыка «На зарядку становись»
- Сегодня собрались, чтобы провести веселые старты. Здоровье – это занятие спортом, физкультурой, закаливание, ведение здорового образа жизни и, конечно, знания и дружба, сплоченность, которые помогут вам все преодолеть. Возможно, кто-нибудь из вас станет спортсменом, возможно, знаменитым и будет защищать честь своего края или даже страны, как делали в этом году на Олимпийских играх российские спортсмены.

Представление жюри.
- Ни одно соревнование не обходится без судей. Сегодня судить команды будут (представление членов жюри).
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Представление команд.
.- А теперь приглашаются команды. За каждое представление команды получают очки.
Приветствие и представление каждой команды: название, девиз, капитан команды (название, девиз и выбор капитана учащиеся готовят самостоятельно).
Девизы: * Здоровье в наших руках.
* Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.
- * В здоровом теле – здоровый дух.
Вместе: Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Всем, всем – физкуль-ура!
Конкурсная программа
1 конкурс «Бег с кеглями»
Команды получают по одной кегле. Игрок должен добежать до финиша с кеглей, обежать флажок, вернуться и передать кеглю следующему игроку.
- Жюри следит за правильностью выполнения и за соблюдением техники безопасности: не толкаться, не ставить подножки..Выступления болельщиков.
Пока жюри подсчитывает очки, послушаем болельщиков
Чтоб расти и закаляться Нам пилюли и микстуру
Не по дням, а по часам, И в мороз, и в холода
Физкультурой заниматься Заменяют физкультура
Заниматься надо нам. И холодная вода.
Не боимся мы простуды,
Нам ангины нипочем.
Мы коньки и лыжи любим,
Дружим с шайбой и мячом.
- Подведение итогов конкурса.
2 конкурс «Передача мяча»
Игроки стоят на своих местах, держат руки над головой. Нужно по очереди передать мяч над головой, последний игрок с мячом становится в начале команды и передает мяч. Побеждает та команда, которая быстрее передаст мяч.
Выступления болельщиков.
- С советом о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, выступит 1 класс.
1.Чтобы быть всегда здоровым,. Надо кушать помидоры,
Бодрым, стройным и веселым, Фрукты, овощи, лимоны,
Дать совет я вам готов, Кашу – утром, суп – в обед,
Как прожить без докторов. А на ужин – винегрет.
2.Надо спортом заниматься, . Быть здоровым, быстрым, ловким
Умываться, закаляться, Нам помогут тренировка,
Лыжным бегом увлекаться Бег, разминка, физзарядка
И почаще улыбаться. И спортивная площадка.
- Подведение итогов конкурса.
3 конкурс «Бег змейкой с мячом»
Каждый член команды должен пробежать змейкой между расставленными кеглями с мячом в руках, на финише ударить мячом об пол и поймать его, добежать до следующего игрока и передать ему мяч броском от отметки.
Выступления болельщиков
Игр веселых много знаем.
С удовольствием играем
В эти игры всякий раз,
Поиграем и сейчас.
- Если согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Если не согласны – молчите.
*Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов?
- Это я, это я , это все мои друзья.
*Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?
*Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
*Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?
*Ну а кто начнет обед
С жвачки импортной, конфет?
*Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?
*Кто поел и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?
*Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
*Кто, согласно распорядку
Выполняет физзарядку?
-Подведение итогов конкурса.
4 конкурс «Кто быстрее?»
Игроки по очереди прыгают на двух ногах до обруча, пролазят через него и бегут обратно.
Выступление болельщиков.
Сложить пословицы о здоровье и спорте. Болельщикам каждой команды раздаются разрезанные на слова пословицы. Какая команда болельщиков быстрее соберет пословицу.
*Здоровье дороже богатства.
*В здоровом теле – здоровый дух.
*Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
-Помогают учителя. Правильным ответом можно помочь той команде, за которую болеют, прибавив 1 очко.
5 конкурс «Перенеси предмет»
- Проверим, чья команда самая дружная, сплоченная.
На старте стоят у каждой команды 6 предметов (кубики или любые игрушки), до финиша расположены гигантские следы босых ног. Необходимо взять один предмет и прыгая по следам, донести его до финиша и поставить в обруч, вернуться. Выигрывает та команда, которая перенесет быстрее всех.
Выступление болельщиков.
- Подошли к концу соревнования. Прослушаем о здоровье и спорте частушки, которые помогут поднять настроение и дать полезный совет.
Частушки.
1.Если денег не имеешь, 2.Эх, топну ногой
Со здоровьем вдруг беда, Да притопну другой,
Вылечить тебя сумеют Облилась водой холодной –
Смех, зарядка и вода! Снова стала молодой!
3.Прыгать, бегать и играть 4. Эх, топни нога,
Физкультура учит. Топни, правенькая,
Может, кто-нибудь из нас Все равно спортсменкой буду,
И медаль получит. Хоть и маленькая.
5. Веселитесь, не стесняйтесь! 6. Пожелаем вам здоровья,
Там, где смех, печали нет! Чтобы боли все ушли.
Больше двигаться старайтесь, Завершаем петь частушки,
Свой храня менталитет. Просим хлопать от души.
^ Подведение итогов.
Отдохнули мы на славу, В мире нет рецепта лучше:
Победили вы по праву. Будь со спортом неразлучен.
Похвал достойны и награды, Проживешь ты до ста лет!
И мы призы вручить вам рады. Вот тебе и весь секрет.
- Вручение призов.



ИГРЫ НАРОДОВ МИРА
^

Башкирская народная игра


Тирмэ (Юрта)

В игре участвуют четыре подгруппы учащихся, каждая из которых образует по углам площадки круг. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Все, взявшись за руки, идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов все переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки играющие быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила: 1. С окончанием музыки надо быстро бежать к своему столу и «построить» юрту.

2. Выигрывает группа игроков, первой построившая юрту.
^

Бурятские народные игры


Шоно ба хурьгад (Волк и ягнята)

Один игрок волк, другой овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду»,-говорит волк. «А зачем нас ждешь?»- «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила:1. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. 2. Волк может ловить только последнего ягненка. 3. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. 4. Волку нельзя отталкивать овцу.

Зун, утахн,зангилаа (Иголка, нитка, узелок).

Играющие, держась за руки, становятся в круг. Выбирают при помощи считалки иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали и неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, правильно, ловко, не отставая друг от друга.

Правила: 1. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. 2. Игроков, не задерживая, надо впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Хурэг аудун (Табун).

Участники игры встают вкруг лицом к центру, держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находится жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит всех волков. Правила: 1. Волк может разрывать круг. 2. Пойманного жеребенка волк должен ловко увести к себе в логово.
^

Дагестанские народные игры


Папахны ал. Т/агъур боее (Достань шапку).

Игроки делятся на две команды, не более 10 человек в каждой. На расстоянии 10-15 метров находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапках, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары продвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары- полуприседают, пятые пары продвигаются, глубоко приседая.

Правила:1. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. 2. Побеждает команда, набравшая больше шапок. 3. При повторении игры лучше поменять виды движений между парами. 4. Можно придумывать и другие движения.

Папахны гий. Т/агъур лье (Надень папаху).

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь-двенадцать шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила: 1. Водящий не должен подсматривать. 2. Играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Явлукъну гетер. Квербац/борхе (Подними платок).

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила:1. Нельзя тянуться за платком. 2. Запрещается выходить из круга раньше, чем прекратиться музыка.
^

Кабардино-Балкарская народная игра


Къру-къру (Журавли-журавли).

В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайте веревочкой». Участники игры быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея». «Журавлиная вереница» начинает делать плавные зигзаги. Вожак поет дальше: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д.

Правила: 1. Упражнения выполняются во всевозрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор пока вереница не разрушится. 2. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
^

Калмыцкая народная игра


Булдат наадлген (Прятки)

Играющие оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорком, деревьями и т.п. Образуются две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиск спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются местами.

Правила:1. Нельзя подсматривать, пока одна группа играющих прячется. 2. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков ( например, досчитав до 10).
^

Игры народов Коми


Коръясос куталом (Ловля оленей).

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники- олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга.

По сигналу ведущего «Раз, два, три- лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила: 1. Игра начинается по сигналу ведущего. 2. Бросать мяч можно только в ноги играющих. 3. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
^

Мордовская народная игра


Мечень кунсема. Топса налхсема (Круговой).

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто будет за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех, играющие меняются местами.

Правила: 1. Осаленные выходят из круга. 2. Мяч можно ловить лишь с воздуха, отскочивший от земли не считается. 3. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
^

Осетинские народные игры


Крымахджитай (Жмурки).

Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно ударяют по ладоням его вытянутых рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его коснулся. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать несколько групп учащихся.

Правила:1. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. 2. Подсказывать водящему нельзя.
^

Игры народов Сибири и Дальнего Востока


(долганские, корякские, нанайские, нганасанские, ненецкие, хантыйские, эвенкийские, чукотские)

Волк и олени


Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их понять (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила: 1. Выбегать из круга можно только по сигналу. 2. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
^

Куропатки и охотники


Все играющие - куропатки, трое из них- охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила:1. Убегать и стрелять можно только по сигналу. 2. Стрелять следует только в ноги убегающих.
^

Охота на волка


Охотник встает в 4-6 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила:1. Бросать мяч можно только с условного расстояния. 2. По договоренности у охотников может быть два-три мяча.
^

Татарские народные игры


Буш урын (Займи место)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие образуют круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

Правила:1. Круг должен сразу остановиться при слове «беги». 2. Бежать разрешается только по кругу, не пресекая его. 3. Во время бега нельзя касаться стоящих игроков.
^

Удмуртская народная игра


Ву мурт (Водящий)

Очерчивают круг- это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий-водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы большинство игроков.

Правила: 1. Водяной ловит, не выходя за линию круга. 2. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
^

Чечено-Ингушская народная игра


Бобешк (Утушка).

Две девочки садятся друг против друга на стульчик. Ноги вытянуты вперед, носками вверх; носки соединяют- получается мостик. Выбирается утка, остальные играющие –утята. Утка зовет своих утят скороговоркой:

^ Быстрей, быстрей, утятки,

Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик. Но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их).
^

Чувашские народные игры


Уйохпа хэвель (Луна и солнце)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные. Стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает6 солнце или луну. Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны- игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда оказываются неравными.Правила: 1. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании. 2. Нельзя специально отпускать руки при перетягивании, чтобы исключить травмы. Якутская народная игра

Мохоцол уонна сапыл (Сокол и лиса)

Выбираются сокол и лиса. Остальные играющие- соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг вскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила:1. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. 2. Лиса ловит тех, кто не присел.

Методические рекомендации

  • Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

  • Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

  • В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию. Следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость.

  • Объясняя новую подвижную игру, учитель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что учащиеся поняли его правильно. Основная часть времени на занятии предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех учащихся, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

  • Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить учащихся играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и подвижной деятельности регулировать степень внимания и мышечного напряжения. Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. учащиеся начальной школы приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

  • Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенствование.




Похожие:

«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо /Н. В. Савченко/ фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011г №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо /Н. В. Савченко/ фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011г №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» на заседании шмо учителей нач классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»

«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо / Савченко Н. В./ Фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо / Савченко Н. В./ Фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо / Савченко Н. В./ Фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» на заседании шмо учителей начальных классов. Рекомендовано к утверждению. Руководитель шмо. / / Ф. И. О. Протокол № от 200 г. «Согласовано»
Рабочая программа разработана на основе программы Н. Б. Истоминой «Математика», рекомендованной Министерством образования Российской...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо / Савченко Н. В./ Фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
«Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета,...
«Рекомендовано» Руководитель мо лиходеенкоИ. В. Протокол № от 2011г. «Согласовано» icon«Рекомендовано» Руководитель мо / Савченко Н. В./ Фио протокол № от 20 г. «Согласовано»
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы