«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») icon

«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо»)



Название«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо»)
Дата конвертации22.05.2013
Размер140.01 Kb.
ТипДокументы
источник

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К VI ОБЛАСТНОМУ КОНКУРСУ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»


«Творческая самопрезентация участника»

(«Мое педагогическое кредо»)


Это задание одновремен­но и простое, и сложное. Простое – потому что пред­ставляет собой рассказ кон­курсанта о самом знакомом ему предмете - самом себе. Сложное – потому что за ог­раниченный промежуток времени (всего 10 мин) надо раскрыть свой личностно-профессиональный образ, изложить свое педагогичес­кое кредо.

Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и жизненных приоритетов конкурсанта, с другой сторо­ны - представить его про­фессиональный портрет.

^ Практические советы:

1. Рекоменду­ется обратить внимание на цель и условия выполнения конкурсного задания, форму представления себя как профес­сионала, а также своей работы.

2. Конкурсант должен са­мостоятельно или во взаимо­связи с методистами опреде­лить, что представлять (со­держание самопрезентации ) и как представлять (форму подачи). Целесообразно на­писать сценарий выступле­ния и прорепетировать его перед зеркалом (на время).

3. Основная часть само­презентации - изложение (показ) педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми. При выпол­нении этого задания целесо­образно сообщить жюри следующие сведения:

  • кем является конкур­сант, сделав это коротко и выразительно, не углубля­ясь в детали семейно-бытовых отношений;

  • его базовое образова­ние, должность;

  • опыт профессио­нальной деятельности с обо­снованием реализуемого со­держания образования;

  • какова степень но­визны в опыте работы: что нового привнесено конкур­сантом в методы преподава­ния и формы воспитатель­ной работы с детьми;

  • какова результатив­ность его профессиональной деятельности;

  • условия достижения результатов (например, го­воря о методах обучения, совершенно недостаточно просто перечислить их; важно показать их эффек­тивность, подтвердив это 1-2 примерами из личной практики );

  • жизненные приори­теты;

  • отношение к детям, коллегам, профессии;

  • перспективы и пла­ны профессиональной дея­тельности.

  1. Информационный блок данного конкурсного задания желательно проиллюстри­ровать, подумав над его оформлением. Это может быть выставочный материал: стенды с фотографиями, ри­сунками, таблицами; подел­ки, макеты, модели, демонст­рация видеозаписей, компью­терной презентации или те­атрализованное представле­ние, с помощью которого можно проявить разнообра­зие своих талантов. Умелое использование наглядных средств придаст выступле­нию выразительность, яр­кость, даст более полное пред­ставление о конкурсанте как о профессионале.

  2. Подготовив свое выс­тупление, попробуйте оце­нить его, ответив на следую­щие вопросы:

  • Выдержаны ли рамки отведенного времени?

  • Все ли будет понятно слушателям и сможет ли ваш рассказ заинтересовать аудиторию и жюри?

  • Убедительны ли вы?

  • Правильно ли рас­ставлены смысловые и эмо­циональные акценты?

  • Не содержит ли изла­гаемый материал ошибок, неточностей?

  • «Играет» ли выста­вочный материал?

  • Не затмевают ли иг­ровые приемы содержатель­ного аспекта рассказа о себе?

  1. Важным фактором самопрезентации является культу­ра подачи материала конкур­сантом: оформление выступ­ления, самобытность и ориги­нальность выступления, речь и поведение, внешний вид. На представление материала от­водится 10 мин.


^ Представление образовательной программы1

Процедура представле­ния программы - домашняя заготовка, и ее надо правиль­но спланировать. Прежде всего, необходимо, чтобы сама представляемая программа отвечала требо­ваниям, которые предъявля­ются к образовательным программам системы ДОД.

Представление - это краткая аннотация к про­грамме с использованием на­глядных средств. Представ­ление программы необходи­мо рассматривать с пози­ции ее педагогической значи­мости и авторского замысла. Желательно избежать одной из основных ошибок участ­ников подобных конкурсов - представления программы в форме чтения самой про­граммы. Лучше о программе рассказывать, приводя от­дельные выдержки из нее. Свое выступление, как и са­мопрезентацию, рекоменду­ется прорепетировать перед зеркалом (четкость и логику изложения, манеру выступ­ления, время).

Представление образова­тельной программы - очень интересная и серьезная часть конкурса. Здесь недо­пустимы театрализация, ин­сценировки, поэтические тексты, т.к. конкурсанту не­обходимо представить ос­новной документ, по которо­му он работает; показать себя как педагога-разработ­чика и проектировщика про­граммы; рассказать о приме­няемых им педагогических технологиях; рассмотреть различные образовательные концепции, объяснить свою.

Представление образова­тельной программы необхо­димо рассматривать с точки зрения ее уникальности, ис­пользуя аргументы для убеждения в этом жюри.

При подготовке к выпол­нению этого задания необхо­димо продумать:

• ведущую идею про­граммы;

• аргументированное объяснение содержания об­разовательной программы;

  • наглядные примеры, иллюстрирующие это содер­жание;

  • ответы на предполагае­мые вопросы членов жюри.

Планируя свое выступле­ние, постарайтесь построить его, отвечая на следующие вопросы:

1. Что не устраивает вас в современном образовании вообще и преподавании ва­шего предмета в частности?

Выделите причину, побу­дившую создать программу, объясните направленность своих действий, актуаль­ность программы. Какие затруднения в вашей профес­сиональной деятельности беспокоят вас и что побудило разработать авторскую про­грамму? Чем не устраивают вас имеющиеся программы? На разрешение какой про­блемной ситуации направ­лена ваша программа?

  1. Что вы предложили как автор образовательной про­граммы?

В чем состоит ваш авторс­кий замысел? Какая идея по­ложена в основу разработки программы? Как соотносится ваша идея со стратегией раз­вития вашего учреждения? Что конкретно вы хотите из­менить? Как будет осуществ­ляться учебная деятельность детей: в какой последователь­ности, каковы ее содержание и направленность? Каковы принципы отбора содержа­ния и его структурирования? Чем аргументируется логика развития содержания курса? Как учитываете индивиду­альные особенности детей? Как повышаете мотивацию образовательной деятельнос­ти? Предусматривает ли про­грамма возможность интегра­ции с другими программами? Какого результата хотите до­стичь? Какие умения и навы­ки у обучающихся формиру­ются? Предполагаются ли различные уровни развития способностей и овладения содержанием учебного пред­мета или видами деятельно­сти? Как вы определяете эф­фективность своей програм­мы? По каким параметрам и критериям будет оцени­ваться развитие детей, фор­мирование у них определен­ных умений, способностей? Какова система оценок, фор­мы, порядок и периодич­ность контроля?

  1. В чем конкретно состо­ит оригинальность вашей об­разовательной программы?

Следует сравнить свой подход с другими, уже суще­ствующими программами, выделить особенности и но­визну, т.е. то, что отличает ваш труд от других. Чем обо­сновывается новизна вашей разработки? На каких теоре­тических положениях осно­вывается ваша разработка? Каковы отличительные чер­ты вашей организации обра­зовательного процесса? Ка­кие нетрадиционные методы, формы, приемы организации образовательного процесса помогут достичь поставлен­ной цели? Что нового вы привнесли в деятельность де­тей? Зачем? Как организует­ся взаимодействие детей? Как управляете образователь­ным процессом? Что нового привнесли в обеспечение свя­зи обучения с жизнью?

4. Какие условия необхо­димы для реализации про­граммы и достижения про­гнозируемого результата?

На какой возраст обучаю­щихся рассчитана програм­ма? Какая предварительная подготовка учащихся необхо­дима? Какой педагог может работать по этой программе? Какая нужна материальная и техническая база? Какие требуются учебные пособия? Какие особые условия необхо­димы для работы? Какие трудности возможны? Требу­ет ли работа применения спе­циальных учебников, посо­бий, методик? Нужно ли изме­нить режим занятий, расписа­ние? Чем это обосновано?

Рекомендуется пример­ный план представления программы:

• дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальнос­ти и новизны для решения социально-педагогических проблем. Для этого надо кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. (Если программа модифицирован­ная, необходимо обосновать изменения, внесенные кон­курсантом в программу, взя­тую за исходную основу);

  • раскрыть цель и задачи (кратко и обоснованно), реа­лизуемые в программе и от­ражающие ожидаемые ре­зультаты обучающихся за период действия программы;

  • дать характеристику обучающихся, которым адре­сована программа (возраст­ную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки);

•обосновать подбор со­держания и последователь­ность изложения материала;

  • охарактеризовать при­емы и методы;

  • обосновать предусмот­ренные программой формы организации занятий и их эф­фективность в достижении поставленной цели;

  • раскрыть способы опре­деления образовательных ре­зультатов по данной програм­ме. Необходимо особо выде­лить критерии оценки освоения обучающимися содержания программы. Следует, прежде всего, иметь в виду принцип продвижения в развитии лич­ности ребенка, т.е. возмож­ность для самореализации обучающихся в условиях сво­бодного выбора различных видов деятельности. Жела­тельно показать соотношение «стартового» этапа развития воспитанника с итоговым;

  • дать краткий коммента­рий к списку литературы, ис­пользуемой для составления программы, что позволит уви­деть научно-методическую ос­нову ее построения, понять широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность тому или иному направлению в педагогике, психологии, ме­тодике.

При представлении про­граммы можно использовать плакаты, слайды, компьютер­ные презентации и другие на­глядные средства, которые в известной степени украша­ют эту процедуру. Но их необ­ходимо тщательно продумать по содержанию и оформле­нию. Неграмотно и небрежно выполненные наглядные ма­териалы - это и дополнитель­ные вопросы, и дополнитель­ные замечания.

Для участников конкурса важно знать основные крите­рии, по которым члены жюри оценивают программу:

  • ее соотношение с други­ми программами данного на­правления, действующими в образовательных учрежде­ниях; обоснованность вклада автора;

  • взаимосвязь цели, за­дач, ожидаемых результа­тов и содержания програм­мы; реализация в них идеи гармоничного развития личности ребенка, его твор­ческих сил и способностей; воспитание потребности в саморазвитии;

  • наличие ведущих тео­ретических, педагогических идей, степень научности и практической значимости в содержании программы;

  • технологичность про­граммы (доступность для ис­пользования в педагогичес­кой практике);

  • обоснованность меха­низма получения образова­тельных результатов;

• четкость структуры программы, наличие логи­ки в изложении материа­ла. Обычно устанавлива­ется регламент на выпол­нение этого задания - 15мин, в т.ч. на представле­ние программы – 10 мин, ответы на вопросы жюри - до 5 минут.


^ Проведение открытого занятия

по теме «Введение в образовательную программу»

Занятие - основная фор­ма организации образова­тельного процесса в учреж­дении дополнительного об­разования детей по аналогии с уроком в школе. Но в допол­нительном образовании, в отличие от школы, суще­ственно меняются подходы в его организации.

^ Открытое занятие (ме­роприятие) - центральная часть конкурсных испыта­ний для педагогов, требую­щая большого напряжения. Оно должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику.

То есть важно так построить открытое занятие, чтобы убедительно и увлекательно продемонстрировать уме­ние решать на практике за­явленные в программе зада­чи, продемонстрировать четкость структуры и логи­ческое соответствие содер­жания занятия идеям, выс­казанным на первых двух этапах конкурса.

^ Конкурсное занятие - не просто иллюстрация опыта, а ваша встреча с детьми, ко­торая должна их заинтересо­вать, увлечь и «зажечь» той образовательной или иной деятельностью, которая из­ложена в программе. Оно должно продемонстрировать «жизнеспособность» нарабо­ток, идей, новаций и модифи­каций конкурсанта.

Главное здесь - не передача знаний, а выявление опыта де­тей, включение их в сотрудни­чество, активный поиск интере­сов, живое неформальное обще­ние. Во время проведения заня­тия педагог практически реали­зует почти все важнейшие учеб­но-воспитательные задачи, сто­ящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них стремление к освоению умений и навыков, развивает их позна­вательные интересы и творчес­кие способности, волю, харак­тер и другие качества личнос­ти. Открытое занятие - это не «театр одного актера».

Очень важно, чтобы в ре­зультате взаимодействия и диалога педагога и обучаю­щихся в душе каждого остался праздник творчества. Хоро­шо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать домини­рующее положение. Правиль­нее организовать деятель­ность детей, используя про­блемную ситуацию, эвристи­ческий и другие развивающие методы ведения занятия.

Конкурсанту рекоменду­ется спланировать подачу материала так, чтобы прово­димое открытое занятие было, с одной стороны, за­вершенным, а с другой - по­казывало детям перспекти­вы изучения представлен­ной тематики.

Целесообразно подгото­вить план проведения откры­того занятия. План - личное дело педагога: он имеет пра­во самостоятельно отрабо­тать и другую удобную для себя модель проведения заня­тия. Цель планирования - привести в систему всю под­готовительную работу, так организовать образователь­ный процесс, чтобы создать оптимальные условия для ре­шения задач данного занятия.

При подготовке к выпол­нению данного конкурсного задания следует помнить:

  • конкурсант проводит занятие с незнакомой ему группой обучающихся (уча­стников);

  • продолжительность за­нятия - 45 (35) мин.

Проведение открытого за­нятия является иллюстраци­ей того, как в практической де­ятельности осуществляется все то, что представлял кон­курсант при выполнении пер­вых двух заданий. Залогом ус­пешного проведения является также умение поставить кон­кретную цель, определить за­дачи и подобрать нужные для их решения средства.

^ Действия педагога при разработке структуры заня­тия представим в виде после­довательности шагов по его подготовке и организации:

Шаг первый - опреде­лить цель - заранее заплани­рованный конечный резуль­тат (то, чего надо достичь).

^ Второй шаг - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и слож­ность в соответствии с по­ставленной целью и возмож­ностями обучающихся; опре­делить систему заданий и са­мостоятельных работ детей.

Материал делится на обособленные части по смыс­лу, с выделением наиболее важных вопросов; второсте­пенные вопросы и мелкие де­тали группируются вокруг главных. Следовательно, из­ложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет «узлы». На них сосредотачи­вается внимание обучаю­щихся (участников). Такое разделение содержания по­зволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала.

^ Третий шаг - выбрать наиболее эффективное соче­тание приемов и методов в со­ответствии с поставленными целью, задачами и содержа­нием материала. При выборе методов обучения педагог ру­ководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием аб­страктного мышления и диф­ференцированного подхода к обучающимся; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм ра­боты; учет возрастных и дру­гих психологических особен­ностей детей в группе.

В зависимости от содер­жания материала планиру­ется и деятельность обучаю­щихся (участников). При од­них методах их активность на занятии огра­ничивается пониманием и за­поминанием материала, при других - обучающиеся не толь­ко получают знания, но и при­обретают умения самостоя­тельно добывать их, работать с литературой, наблюдать, ана­лизировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил.

^ Шаг четвертый - управ­ление деятельностью обуча­ющихся со стороны педагога. Педагог - источник социаль­ного опыта. Он обучает и воспитывает своей личнос­тью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия во многом зависит от педагога: насколь­ко широко он образован и ме­тодически опытен, как отно­сится к своему делу и детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет за­нятие, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их пережи­вания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупнос­ти характеризует стиль его ра­боты, педагогическое мастер­ство, определяет силу воспита­тельного воздействия его лич­ности на личность ребенка.

^ Шаг пятый - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в от­дельности. Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на со­временное занятие. Необхо­дима корректировка мето­дики с таким расчетом, что­бы усилить воспитатель­ную и развивающую функ­ции занятия. Структуриро­вание последних по смысло­вым блокам с постановкой познавательных задач и проблемных ситуаций по­зволяет соединить содержа­тельную и деятельностную (процессуальную) стороны процесса, обеспечить един­ство деятельности педагога и обучающихся на занятии.

^ Шаг шестой - организа­ционный - оснащение заня­тия разнообразными сред­ствами. Оснащение тесно связано с методами проведе­ния и оказывает большое влияние на их эффектив­ность и наглядность. После того, как составлен план про­ведения открытого занятия и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных по­собий, технических средств и других материалов.

Результат занятия должен соответствовать поставлен­ной цели. Следует выбрать эф­фективную форму его проведе­ния - исходя из узловых воп­росов содержания. Ведь на каждом занятии разное содер­жание, а значит, и различные методы. Именно содержанием отличаются они друг от друга; отличаются по содержанию и разные моменты одного и того же занятия. Поэтому все его со­держание делится по смыслу на более или менее обособлен­ные логические части - узло­вые (основные) вопросы, вок­руг них группируется второ­степенный материал. Исходя из основных вопросов содер­жания подбирается метод. Однако не надо забывать, что ни один из методов не обходит­ся без живого слова педагога.

Следовательно, для того, чтобы открытое занятие было ярким, интересным, развива­ющим детей, его нужно тща­тельно подготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к до­стижению выдвинутой цели.

Конкурсное открытое за­нятие не должно быть обыч­ным, рабочим. Это - увлека­тельное действие с ориги­нальной постановкой про­блем, открытием удивитель­ного в обычных явлениях.

Несомненно, победу в этом испытании могут одержать педагоги, обладающие как профессиональными, так и яркими личностными ка­чествами:

  • способностью к импро­визации;

  • умением слушать детей, чутко реагировать на их воп­росы, вести диалог, чувство­вать аудиторию;

  • способностью держать себя в «руках», управлять своими эмоциями;

  • хорошим знанием свое­го предмета;

  • умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными задачами;

  • коммуникативными способностями, актерским мастерством, ораторским ис­кусством.

Педагог интересен ребен­ку тогда, когда он сам в совер­шенстве владеет своим пред­метом и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому его задача заключа­ется в том, чтобы мобилизо­ваться перед открытым заня­тием (проведением меропри­ятия), сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.

Следует иметь в виду, что все необходимое для проведе­ния занятия, кроме технических средств, обеспечивает сам кон­курсант или структурное под­разделение, в котором он рабо­тает. При подготовке к конкур­су необходимо высказать его организаторам свои пожела­ния по формированию группы обучающихся (возраст, уро­вень базовой подготовки, пол и т.д.) и по необходимым техни­ческим средствам.




Похожие:

«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconПоложение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»
Учредителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (далее – Конкурс) является управление образования администрации...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconГородской праздник «Сердце отдаю детям», посвященный Дню учителя
Государственной Филармонии Кузбасса им. Народного артиста СССР б. Т. Штоколова в преддверии Международного Дня Учителя состоится...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconКонкурсе «Сердце отдаю детям»
Учредителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (далее – Конкурс) му «Управление образования города...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconПриказ №3721 о проведении X областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Провести X областной конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (далее Конкурс) с ноября 2011 года по март...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconПоложение о VIII городском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Го края от 01ноября 2008 года №253-пр «О программе развития воспитания в системе образования Хабаровского края на 2009-2011 годы»...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconСердце педагога всегда открыто для всех, и искорки его огня и тепла должны зажигать и обогревать всех окружающих, чтобы к нему тянулись ребячьи сердца
Ый конкурс «Сердце отдаю детям». Конкурс служит повышению профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconБожественная любовь
Она наполняет мое сердце, мое тело, мой ум, мое сознание, все мое существо, лучами расходится от меня в разные стороны, и многократно...
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconМоё педагогическое кредо
Моу средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области
«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconПрограмма конкурса «сердце отдаю детям»

«сердце отдаю детям» «Творческая самопрезентация участника» («Мое педагогическое кредо») iconКонкурс «Сердце отдаю детям 2012»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы