Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка icon

Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка
Дата конвертации22.06.2013
Размер131.47 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МКОУ « Краснознаменская сош»


РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА


на методическом объединении на заседании приказом директора учителей естественно-научного педагогического совета МКОУ «Кра-я сош»

цикла ______ Раэ Е.Н.

Протокол от Протокол от от « ___» ______ 2012г.

« _____» _____________ 2012г. « _____» _________ 2012г. № _____

№ ____ № _____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Экология»


Автор:

Быханова Вера Николаевна-

учитель биологии высшей категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа составлена по программе авторского коллектива учебника А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова, Д.Л.Теплова «Экология» 5-6 кл. – М.: Устойчивый мир, АО Московские учебники, 1999. – 272 с., по которому предполагается обучение учащихся 5 кл.

В виду того, что в 5 классе на «Природоведение» отводится по 2 ч. в неделю и темы «Общие сведения о биосфере» и «Среды жизни и приспособления к ним живых организмов» рассматриваются и в курсе «Природоведения» и «Экологии», то целесообразнее эти темы рассмотреть подробнее в курсе «Природоведения». Раздел «Человек как часть природы» в «Экологии» был изменен разделом «Лес и человек» для того, чтобы воспитывать, обучать и развивать у младших школьников в непосредственном природном окружении, в зеленой лаборатории леса с его многообразием форм и видов, многоцветьем красок, многозвучием голосов, обилием экологических взаимодействий. Именно в этом возрасте необходимо, в первую очередь, включать чувства, ощущения ребенка в учебно-воспитательный процесс на уроках экологии.

Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. За основу взята информация о живой и неживой природе, полученная в курсе «Природоведение».

Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит, на наш взгляд, убедить учащихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядится биологическими знаниями.

^ Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Экология» ( 5 класс )


Обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету

через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю.Бабанского

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34 уроков

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)



Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников

  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

  • эстетических эмоций,

  • положительного отношения к учёбе,

  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных

пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика


Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у пятиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО


^ Тематико-поурочное планирование курса «Экология» 1 час внеделю всего 34 часа.

(к учебнику А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова, Д.Л.Теплова

«Экология 5(6) класс» , 1999 г.)





урока
^

Тема урока


Страницы в учебнике

Введение. 3 ч.

1.

Что такое экология и что она изучает.

7-11

2.

Биосфера – живая оболочка Земли.

12-16

3.

Основные среды жизни.

34-39 (110-116)

4.

Самостоятельная работа №1 по теме: «Введение»




^ Взаимоотношения живых организмов. 6 ч.

5.

Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения.

104-109


6.

Отношения, выгодные для одних и безразличные для других организмов.

110-114


7.

Отношения живых организмов типа «хищник-жертва» и «паразит-хозяин».

114-121


8.

Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими.

121-126


9.

Использование человеком взаимоотношений живых организмов.

127-130


10.

Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов. Обобщающий урок.

130-132


11.

^ Самостоятельная работа №2 по теме: «Взаимоотношения живых организмов»




Естественные и искусственные сообщества живых организмов. 16 ч.

12.

Сообщества живых организмов.

134-138

13.


Основные группы живых организмов в природных сообществах.

138-142


14.


Цепи и сети питания в сообществах живых организмов.

143-147


15.

Пруд и озеро как природные водные сообщества.

148-153

16.

Аквариум как искусственный пресноводный водоем.

154-158

17.

Луг как природное сообщество живых организмов.


158-163

18.

Поле как искусственное сообщество живых организмов.


163-168

19.

Широколиственный лес как природное сообщество живых организмов.


168-173

20.

Сосновый лес как природное сообщество живых организмов.


174- 178

21.

Лесопарк как искусственное сообщество живых организмов.


178-182


22.

Плодово-ягодный сад как искусственное сообщество живых организмов.

183-186

23.

Болото как природное сообщество живых организмов.


186-191

24.

Сезонные изменения в сообществах живых организмов.


192-196


25.

Смена природных сообществ во времени.

196-200

26.

Жизнь растений и животных в условиях города.

201-205

27.

Что мы узнали о сообществах живых организмов.

205-208


28.

^ Самостоятельная работа №3 по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»




Лес и человек. 9 ч.

29.



Введение. Здравствуй, лес! Лес - многоэтажный дом.

Лес – дом лесных животных.




30.

Снежная книга леса.




31.



Эстетика леса. Лес – человек - здоровье.




32.


В гостях у леса.

Что мы узнали о лесе как составной части биосферы.




33-34

^ Подготовка к экологической практике.






Авторы программы: А. И. Никишов, В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов.


(34 ч, 1чв неделю)


Программа курса «Экология» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Программе соответствует учебник «Экология» А. И. Никишова, В. Н. Кузнецова, Д. Л. Теплова.


Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии — становление научно - познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.


Предлагаемая программа является закономерным продолжением программ по разделам «Неживая природа» как начальной школы, так и программ курса «Естествознание» и конструируется на подходах, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и опубликованных в 1993 г.: программа коллектива под рук. И. Н. Пономаревой (1 вариант), под рук. А. И. Никишова (3 вариант), программа под рук. М. Б. Беркинблита (4 вариант), а также программа коллектива под рук. И. Т. Суравегиной по курсу «Естествознание» для 5—7 классов (2 вариант).


Полноценность использования данной программы обеспечивается, на наш взгляд, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов.


По мнению авторского коллектива, предпочтительным является структурирование новых знаний в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.


^ Содержание тем учебного курса по экологии 5 кл.


Введение(1ч)


Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.


^ Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.


Общие сведения о биосфере (3 ч)


Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.


Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.


^ Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.


Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (6 ч.)


Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.


Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды.


^ Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.


Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности.


^ Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.


Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).


^ Взаимоотношения живых организмов (6 ч)


Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.


Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.


Естественные и искусственные экосистемы (11 ч)


Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.


^ Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.


Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.


^ Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.


Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.


^ Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов. Человек как часть природы (7 ч)


Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.


^ Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека.


Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.


Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.


Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.


Экскурсия в природу (желательно в ближайший заповедник).




Похожие:

Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии для 11 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconАвтор: учитель биологии высшей категории Белова Ирина Геннадьевна
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconРабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы (базовый уровень)
Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, высшей категории, мбоу сош №3 с. Гражданское
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconРабочая программа по биологии курс: «основы общей биологии» пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconРабочая учебная программа по географии для 9 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconЩербина М. Я. учитель химии, специалист высшей категории, учитель-методист Примак П. Н. учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Октябрьского увк №1 «Школа-гимназия» Красногвардейского района ар крым Тема
Земле. Важно было научить учащихся схематически изображать круговороты веществ, давать четкое объяснение происходящим в природе процессам,...
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconОбразовательная программа по геометрии 9 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconВыполнила учитель биологии высшей категории моу сош с. Лопатина Кобзева О. Ю. Выполнила учитель биологии высшей категории моу сош с. Лопатина Кобзева О. Ю
Сформировать понятия: «простые и сложные,черешковые и сидячие листья», «устьице», «жилки»
Рабочая программа по разделу «Экология» Автор: Быханова Вера Николаевна учитель биологии высшей категории пояснительная записка iconМоу пановская средняя общеобразовательная школа
Панова Ирина Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, заместитель председателя районного отделения Всероссийского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы