Методические рекомендации для учителей историии icon

Методические рекомендации для учителей историии



НазваниеМетодические рекомендации для учителей историии
Дата конвертации23.06.2013
Размер119.02 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ историии

по улучшению качества подготовки выпускников основной школы

к государственной (итоговой) аттестации 2011 г.


Шаманина Е.Д., руководитель РМО учителей истории и обществознания


Данные методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой) аттестации.

Методические рекомендации составлены с учетом организации учебного курса «История» и на основе анализа типичных ошибок выпускников девятых классов за 2010-2011 учебный год.

Анализ количественного и качественного выполнения части 1 и 2 государственного экзамена по истории в новой форме (ГИА – 9), а также выполнения части 3 позволяет прогнозировать возможные недочеты и ошибки учащихся, которые можно устранить на этапе подготовки к государственному экзамену.

Позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся, работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольных функциях. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов.

В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с исторической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Поэтому рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.

Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по истории и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.

Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.

Учитывая ограниченность времени при повторении, важно: во – первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во – вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.

Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:

  • определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;

  • вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);

  • обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.

Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:

  • помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса истории по основным разделам;

  • привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;

  • ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;

  • дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.




  1. Состав участников экзамена по истории в 2010-2011уч.году.

Предмет

Общее кол-во участников экзамена

Общеобразовательные учреждения

Общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназии

Лицеи

История


5

2


-

3

-




  1. Анализ результатов экзаменационных работ

.Анализ статистических данных:


^ Результаты экзамена по пятибалльной шкале

Всего уч-ся, сдававших экзамен

Количество уч-ся, получивших оценку:

«2»

«3»

«4»

«5»

0-10

11-20

21-30

31-37

5

-

3

2

-



^ Распределение баллов с шагом в 5 баллов (0-37 баллов)

Всего выпускников, участвовавших в экзамене

Количество учащихся, набравших баллы:

0-5

6-10

11-15

16-20

21-25

26-30

31-35

36-37

5

-

-

-

3

2

-

-

-



^ Лучшие результаты экзамена (35-38 баллов):



ФИО учащегося

Название образовательного учреждения, класс

ФИО учителя, обучавшего выпускника

Баллы




-

-

-






^ Сопоставление результатов экзамена и школьной итоговой оценки:

Предмет

Количество участников

Количество уч-ся понизивших школьные оценки

Количество уч-ся повысивших школьные оценки

Количество уч-ся подтвердивших школьные оценки

История

5

5

-





Анализ результатов по критериям проверки


^ Результаты выполнения заданий с выбором ответа

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Кол-во учащихся, правильно выполнивших задание


3


4


5


3


5


5


5


4


4


3


3


1


5


2


4


5


4


4


4


2



Результаты выполнения заданий с кратким ответом

задания

1

2

3

4

5

6

7

Баллы

0

1

0

1

2

0

1

2

0

1

0

1

2

0

1

0

1

2

Кол-во учащихся, набравших баллы:

3

2

2

1

2

4

1

-

-

5

2

3

-

3

2

1

-

4


Результаты выполнения заданий с развернутым ответом


задания

Количество учащихся, набравших баллы:

0

1

2

С1

4

1

-

С2

4

1

-

С3

1

4

-

С4

2

-

3


Выделение типичных ошибок учащихся:

  1. с выбором ответа:

затруднение у большинства экзаменуемых вызвали задания – 1, 4, 11, 12, 14, 20. То есть, на знание хронологии, исторической личности, причин и следствий исторических событий; вопросы, связанные с культурой.



  1. с кратким ответом:

наибольшие затруднения вызвали задания 1, 3, 6. То есть, умение располагать в хронологическом порядке имена, события; устанавливать соответствие между именами государственных деятелей и связанные с ними события, определять имя исторической личности по отрывку из документа.


  1. с развернутым ответом:

слабо справились с заданием С1, С2. То есть, незнание причин исторических событий, неумение определять их значение.


Выделение общих тенденций и выводов по качеству преподавания.

Следует отметить, что более успешно учащиеся справились с заданиями, рассчитанными на простое воспроизведение знаний. Успешнее всего выполнены задания – 3-ье, 5-ое, 6-ое, 7-ое, 13-е, 16-ое. Однако, данные о выполнении заданий по историческим периодам, свидетельствуют о различной степени усвоения материала.

Члены комиссии отмечают, что девятиклассники не умеют:

    • выделять при работе с историческими источниками хронологические рамки события, описываемого в документе;

    • соотносить текст исторического документа с историческим лицом;

    • осуществлять сравнительный анализ исторических фактов и дат;

    • давать обобщенную характеристику событиям и явлениям, правильно систематизировать, группировать факты, понятия, явления по указанному признаку;

    • выявлять причинно-следственную связь исторического документа с историческим событием;

    • оперировать фактическим материалом из других дисциплин;

    • устанавливать хронологическую последовательность событий;

    • раскрывать сущность описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории.

Среди тем, которые плохо усвоены экзаменуемыми, чаще всего выделяются следующие темы:

      1. Культура России в разные исторические периоды;

      2. Темы, связанные с событиями и персоналиями эпохи перестройки и современной России;

      3. Общественные движения 19-20вв;

      4. Внешняя политика России в разные исторические периоды.




  1. Рекомендации по улучшению качества образования для образовательных учреждений.

На основе анализа проведенного экзамена по истории можно дать следующие рекомендации:

    • планировать и систематически проводить повторение учебного материала в течение всего учебного года, уделять большое внимание самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;

    • при проведении различных форм контроля использовать задания, аналогичные заданиям, которые использовались при проверке знаний учащихся 9-ых классов в новой форме;

    • формировать умение применять полученные знания в новой ситуации, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

    • совершенствовать методы и формы проведения учебных занятий, активно внедрять в образовательную практику компетентный подход в обучении;

    • развивать мыслительные способности учащихся;

    • практиковать стимулирование исследовательских умений в процессе освоения содержания курса как условие формирования логических умений учащихся, абстрактного мышления и умения соотносить исторические факты различных периодов истории;

    • особое внимание уделять подготовке учащихся к работе с историческим документом.




Похожие:

Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации для учителей географии
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации для учителей для проведения факультативных занятий в VIII-XI классах и курсов по выбору
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету «История»
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету «География»
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации по проведению олимпийских уроков: для классных руководителей (данное пособие); для учителей общеобразовательных предметов (географии, истории, иностранных языков и т д.); для учителей физкультуры
Охватывает все три стадии реализации олимпийского проекта: подготовка Игр, их проведение и постигровой период
Методические рекомендации для учителей историии iconДокументи
1. /Методические рекомендации для преподавателей/Методические рекомендации по созданию фонда...
Методические рекомендации для учителей историии iconМетодические рекомендации к электронному пособию для учителей-логопедов «Речецветик»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы