|
ВАРИАНТ I А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А2. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 3) моложе брата 2) в аэропорту 4) в трёхстах метрах ^ Разбивая виноградники, 1) крестьяне учитывали рельеф местности. 2) большое значение имеют географические факторы. 3) учитывается состав почвы. ^ А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. 2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом. ^ 4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. ^ (I)... (2)Некоторые рисуют в телефонной книге во время разговора, кто-то чертит в блокноте во время совещания, другие рисуют на салфетках в ресторане. (3)Школьники, выполняя домашнее задание или сдавая письменный экзамен, тоже порой рисуют в черновиках. (4)... рисунки, конечно же, представляют большой интерес как для графологов, так и для психологов. (5)Рисунки на полях хорошо дополняют информацию, которую можно получить при анализе почерка. (6)Изучение подобных рисунков или каракулей с одновременным исследованием личностных особенностей рисовавших позволило учёным выработать некоторые общие правила определения черт характера. ^ 1) Существует множество людей, у которых нет склонности рисовать и чертить во время выполнения какой-либо работы. ^ 3) Иногда такие рисунки встречаются у одиноких людей, которым не хватает тепла и уюта домашней атмосферы. ^ А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении? ^ 2) Ведь 3) В то время как 4) Такие А8. Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? ^ 2) рисунки представляют (предложение 4) 3) можно получить (предложение 5) 4) изучение позволило (предложение 6) А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста. 1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями ^ 3) простое, осложнённое 4) сложноподчинённое А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОРОЙ из третьего (3) предложения текста. 1) существительное 2) предлог 3) союз 4) наречие А11. Укажите значение слова ГРАФОЛОГИ (ГРАФОЛОГ) в предложении 4. 1) специалист, изучающий почерк с целью определения психического склада и личностных особенностей человека; 2) специалист по составлению графиков; ^ 4) художник, специализирующийся на графике. А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Анна заняла место около серебря(1)ого самовара и стала зазывать покупателей, уже глубоко убеждё(2)ая, что созда(3)а исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, покло(4)иками. 1) 1,3; 2) 2,4; 3) 3,4; 4) 1,3,4. А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) Вгл_деться, выс_та, приг__реть; 2) выч_тать, зар_дить, оч_ровать; 3) д_ктовать, заст_лать, д_лина; 4) ж_леть, разл_чать, уд_вляться. А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Суб_ект, пред_экзаменационный, об_явить; ^ 3) пр_ображенный, пр_открыть, пр_рожденный; 4) ни_ходящий, ра_чудесный, во_шествие. А15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И ? ^ 2) возвраща_шься, завис_мый; 3) бор_ ш ьс я, м ысл _ вший; 4) держ_шься, выстро_вший. А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е? А. Дозр_вать; ^ В. сирен_вый; Г. затраг_вать. 1) АБГ; 2)БГ; 3)АВ; 4) БВГ. А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) Около мельничной плотины был плес (не) глубокий, н о рыбный. ^ 3) Души побеждают (не)оружием, а любовью и великодушием. 4) Вставал я рано, (не)медля одевался, брал полотенце и шел купаться в реке. А18. В каком(их) предложении(ях) оба выделенных слова пишутся слитно? ^ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)БЛИЗИ море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой. ^ 4) Около часу свирепствовал вихрь и ЗА(ТЕМ) пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как появился. ^ Волшебство языка родилось из этой волшебной природы () и удивительных свойств русского человека. ^ 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна ^ Русый (1) с кудрявой головой (2) без шапки (3) и с расстегнутой на груди рубахой (4) Дымов казался красивым и необыкновенно сильным. 1)1; 2) 1,2; 3) 1,2, 3; 4) 1,2,4. А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? С конца сентября наши сад и гумна пустели, погода (1) по обыкновению (2) круто менялась. Князь воротился, но (3) к всеобщему удивлению и разочарованию (4) даже не заехал в Мордасов. 1) 1,2; 2) 1,3; 3)3,4; 4) 1, 2, 3, 4. А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) ^ 2) Вдали перед ними пестрели и цвели луга и нивы золотые. 3) Художественный метод Врубеля не столько непосредственное наблюдение над видимой натурой сколько метод создания фантастически преображенного мира. 4) Дети собирали и ягоды и грибы и орехи. ^ Я в кибитке валкой еду да тоскую: скучно мне да жалко сторону родную. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного предложения заключает в себе следствие, вывод из того, что говорится в первой. ^ 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части. ^ 1. Мы стояли около избы (1) новую тесовую крышу (2) которой (3) заметили еще издали. 1) 1; 2) 2; 3)3; 4) 1,3. А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? К вечеру пошел дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя (4) дорога стала еще грязнее (5) но всё же лошадям стало легче. 1) 1,5; 2) 1,2,3; 3) 1,3,4,5; 4) 1,2.5. А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Впервые я увидел памятник Н.В. Гоголю в окружении экскурсантов, которые с весёлым гомоном разглядывали фигурки на барельефе. 2) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф. Юона подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день», которая проникнута каким-то особым ликованием. ^ 4) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слез. ^ Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений. ^ 1) Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий. ^ 3) Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян. ^ Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1. (1) Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину. (2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму. (3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор. (4) Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5) Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6) Но нет, несолидно! (7) Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SОS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро. (15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность». (17)Помните, у Н. Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака, ^ (19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит. (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского... (21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? (23)Кто, если не мы сами?! (По Н. Галь) А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста? 1) Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему. 2) Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется. ^ 4) Слова-штампы ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред. ^ 1) повествование и описание 2) описание 3) рассуждение и повествование 4) описание и рассуждение А30. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»? 1)) 7 2) 11 3) 20 4) 22 ЧАСТЬ 2 При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. В1. Из предложений 7—9 выпишите слово, образованное приставочным с способом. В2. Из предложений 20—22 выпишите числительное. В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами. В4. Среди предложений 5—11 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого сложного предложения. В5. Среди предложений 11 — 17 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. В6. Среди предложений 17—23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. ^ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29— АЗ0, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. В8. «Нора Галь известна своими блестящими переводами сокровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутье переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, чтобы показать свое отношение к этому явлению, Н. Галь использует такой троп, как — (предложения 8 и 13—14), и лексическое средство выразительности — ____ («убийственный» в предложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении 13, «постылые» в предложении 14). — предложения 7, 14, 20) придают динамику тексту, а — (предложения 21—23) отражают убеждение Н. Галь в том, что каждый человек в ответе за свой родной язык». ^ 1) развёрнутая метафора 2) лексический повтор 3) эпитеты 4) риторические вопросы 5) ряды однородных членов 6) гипербола 7) анафора 8) сравнительный оборот 9) термины Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
![]() | Вариант №1 A1 в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный? | ![]() | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В каком предложении вместо слова практический нужно употребить слово практичный? |
![]() | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В каком предложении вместо слова практический нужно употребить слово практичный? | ![]() | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В каком предложении вместо слова демократический нужно употребить слово демократичный? |
![]() | Тест 3 в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный? | ![]() | 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта дипломатов |
![]() | А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? А6 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? | ![]() | Тест 4 в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов |
![]() | Тест 2 в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: каменная почва с трудом поддавалась обработке | ![]() | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? На месте водной глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом |