Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» icon

Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования»



НазваниеДоклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования»
Дата конвертации10.10.2012
Размер140.57 Kb.
ТипДоклад
источник

МОУ «Кадетская школа «Патриот»


Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование УУД у обучающихся на ступени начального образования».


Авраменко О.И., учитель высшей

квалификационной категории


г. Энгельс

20011 год

Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показывает, что при отборе требований, обязательных для реализации в первом звене школы, разработка этого государственного документа исходила из двух важнейших принципиальных позиций:

  • признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования… в удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности…

  • учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них универсальных учебных действий (УУД):

1) личностных;

2) регулятивных, включая саморегуляцию;

3) познавательных, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативных действий.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.

^ Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

^ Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

^ К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

^ Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

Смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

 смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа. 



Наиболее эффективно осуществить задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) становится возможным лишь при реализации идеи личностно ориентированного обучения младших школьников, т.е. замены авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения демократическим, поисково-творческим.

^ Личностно-ориентированное обучение – один из основополагающих принципов, на которых построены развивающие программы, в частности,

УМК «Начальная школа 21 века».


Личностно-ориентированное обучение – это:

    • Признание учителем приоритета личности перед коллективом;

    • Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;

    • Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

    • Отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

    • Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией;

    • Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …;

    • Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам;

  • Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.

Сущность личностно- ориентированного подхода становится понятнее, если сравнить его с традиционным подходом в обучении и воспитании.

 

Компоненты урока

Традиционный подход

Личностно- ориентированный подход

 

Цели


 

 

 Методы мотивации стимулирования учебно - познавательной деятельности


 

 

 

 

 

 

 

 

  Методы организации осуществления учебно - познавательной деятельности


 

 

 


 Методы контроля и самоконтроля


 

 

 



Формулирует и объявляет учитель. Определяются им через изучаемое содержание или деятельность учителя.

 

 

Преобладает внешняя мотивация: убеждение в важности и значимости знаний. Предъявление требований, упражнения в выполнении требований. Поощрение и порицание. Соревнование.

 

 

 

 

 


 Преобладание объяснительно иллюстративного и репродуктивного методов в рамках стандартной структуры


 


Индивидуальный или фронтальный опрос в начале урока, письменная контрольная работа по завершении темы. При этом контроль эпизодичен, содержание его часто засекречено. Правила «игры» неизвестны и часто меняются. Применяются поурочный балл, рейтинговая система.

Учащиеся участвуют в определении целей урока, для чего педагогом специально создаются затруднения в деятельности, ситуации выбора.

 

Преобладает внутренняя мотивация: опора на познавательные потребности учащихся. Здесь создаются ситуации, мотивирующие учебную деятельность учащихся. Сама деятельность становится мотивом для её продолжения. Опора на жизненный опыт учащихся. Отказ от отметок и преобладание самооценки, рефлексия собственной деятельности.

 

Используется вся совокупность методов. Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации - целеполагание планирование

Организация своей работы-

Снабжение её недостающими познавательными ресурсами-

рефлексия.


Преобладают диагностическая и коррекционная функция контроля. Учителем создаются ситуации для самоконтроля и коррекции знаний и деятельности. Обеспечивается гласность уроков, содержание контроля. Сопоставляются полученные результаты с индивидуальными целями учащихся. Оценивается степень образовательного приращения учащихся. Отметки выставляются по завершении темы.

 



  В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;

  • технологии сотрудничества;

  • технологии свободного воспитания.

  Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

  ^ Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

  ^ Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.  Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

^ Каким же должен быть личностно  - ориентированный  урок ?

В таблице представлены основные различия между традиционным и  личностно-ориентированным  уроком.

^ Традиционный урок

 Личностно -  ориентированный  урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения



Памятка

Деятельность учителя на уроке с

 личностно-ориентированной  направленностью

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  4. Использование проблемных творческих заданий.

  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

  7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Для повышения эффективности урока немаловажное значение имеет использование активных форм обучения: ИКТ, в частности, мультимедийных презентаций, индивидуальные и групповые формы работы, работа в парах, игры, проектная деятельность, нестандартные уроки: уроки - деловые игры, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки-взаимообучение учащихся, уроки – аукционы, уроки-зачеты, уроки – формулы, уроки – конкурсы, уроки – обобщения, уроки семинары, уроки – «круговая тренировка», уроки – игры «Поле чудес».

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предпола­гает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процес­са.


Таким образом, реализация идеи личностно ориентированного развивающего обучения младших школьников позволяет наиболее эффективно осуществить задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).




Похожие:

Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» icon«Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования»

Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель Программы формирования ууд
Цель Программы формирования ууд – обеспечение реализации требований и содержания фгос в школе I ступени
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconДоклад на тему Личностно-ориентированный урок: технология проведения
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения,...
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconЛичностно ориентированный подход к подготовке учащихся к егэ
В моём понимании лоо (личностно ориентированное обучение) – это обучение, ориентированное на индивидуальные особенности каждого ребёнка....
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом...
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconКомитет администрации целинного района по образованию
Программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconМбоу «Шихобаловская основная общеобразовательная школа»
Программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconФормирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов
«научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового...
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconДоклад на тему: «Формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников как одна из составляющих личностно ориентированных целей образования»
Средняя общеобразовательная школа №1 c углубленным изучением отдельных предметов п. Чернянка
Доклад на тему: «Личностно-ориентированное развитие и формирование ууд у обучающихся на ступени начального образования» iconПротокол №5 заседания рабочей группы по введению фгос нового поколения
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы