Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) icon

Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.)



НазваниеКонспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.)
Осина И.В
Дата конвертации26.06.2013
Размер152.26 Kb.
ТипКонспект
источник

Урок географии в 7 классе разработала учитель географии 1 кв. категории

МОУ «Крутовская основная общеобразовательная школа» Осина И.В.

1 Раздел: «Главные особенности природы Земли», 3 тема: « Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы», 2 урок темы.

Тема урока: «Жизнь в океане»

Образовательные цели:

  • Продолжить формирование знаний о разнообразии и распространении жизни в океане;

  • Продолжить формирование понятия «планктон»;

  • Начать формирование понятий «нектон», «бентос», «апвеллинг»;

  • Формирование знаний о группах живых существ по условиям их обитания;

Развивающие цели:

  • Развитие речи учащихся;

  • Развитие ОУУН;

  • Развитие мыслительных способностей учащихся;

  • Развитие творческих способностей учащихся (написание сочинения-размышления)

Воспитательные цели:

  • Создание условий для формирования познавательного интереса к предмету

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок- путешествие

Методы:

  • Проблемный

  • Частично-поисковый

  • Объяснительно- иллюстративный (беседа)

  • Репродуктивный

Оборудование:

  • Презентация к уроку

  • Фотоматериалы

  • Судовой журнал (опорный конспект для учащегося)

  • Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.)

  • Комплект морских организмов (7 шт.)

  • Заготовка наглядного пособия «Жизнь в океане»

Литература:

  • Чернова Н. М. и др. «Основы экологии» учебник для 9 класса;

  • Энциклопедия «Мир животных»;

  • «Человек в экстремальных условиях природной среды» В. Г. Волович;

  • Справочные материалы «География» под ред. В. П. Максаковского;

  • «Уроки географии» О. В. Крылова;

  • «Занимательные материалы. География» Н. А. Касаткина.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

1 мин.

1. приветствие

2. Дисциплина

3. Отсутствующие

СЛАЙД 1

4. Тема урока: «Жизнь в океане»

5. Эпиграфом к уроку будут слова всем известного капитана Немо о море:

«Да, я люблю море! Море – это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыханье его чисто и животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг он ощущает биение жизни. В лоне морей обитают невиданные, диковинные существа. Море – это вечное движение и вечная жизнь…»

(Ж. Верн)

6. Ваши задачи:

  • Совершить подводное путешествие и познакомиться с группами организмов, обитающих в океане, их приспособлениями.

  • Выяснить от чего зависит распространение организмов в океане.

  • Самостоятельно вести краткие записи в судовом журнале в ходе путешествия.




Слушают

2. Проверка знаний

5 мин.

^ СЛАЙДЫ 2-4

Понятия темы: «Воды Мирового океана и течения»:

  • Гидросфера

  • Части гидросферы

  • Процентное соотношение суши и океана на Земле

  • Основные свойства вод Мирового океана

  • Соленость

  • Единица измерения солености

  • Факторы, определяющие соленость воды

  • Фактор, от которого зависит температура воды

  • Температура замерзания океанической воды

  • Водная масса

  • Типы водных масс

  • Течение

  • Причинно-следственная связь образования течений.

Устно дают определения, индивидуально

3. Изучение нового материала:


А. Определения ПЛАНКТОН, НЕКТОН, БЕНТОС


Б. Приспособления планктона, нектона, бентоса


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


В. Погружение в океан


Г. Профессор Аранакс об обитателях океана


Д. Погружение глубже 200 м, глубоководные организмы


Е. Апвеллинг


Ж. Содержание кислорода в воде


З. Разнообразие организмов в устьях рек


И. Подарок капитану


(8 мин)



Условия жизни в океане различны, но именно от этих условий зависит разнообразие и богатство органического мира, чтобы это доказать мы сегодня отправляемся в подводное путешествие на корабле знаменитого капитана Немо. Все свои наблюдения вы будете записывать в судовые журналы, которые лежат на партах.

  • Вспомните, какие группы морских организмов вам известны? (планктон, нектон, бентос).

Для того чтобы вспомнить данные определения предлагаю вам поработать с учебниками и дополнительной литературой в парах следующим образом:

  1. Ряд – ищет определение планктона.

  2. Ряд – нектон

  3. Ряд – бентос.

Результаты своих исследований запишите в судовой журнал. На всю работу дается 2 минуты, после этого мы обмениваемся собранной информацией.

Ваше время истекло, приступаем к проверке:

^ СЛАЙД 5 ПЛАНКТОН

Дополнение к планктону:

«Крошечные скитальцы планктона подразделяются на фитопланктон (дрейфующие растения) и зоопланктон (дрейфующие животные). Наиболее распространенный представитель фитопланктона – одноклеточные растения диатомеи размером от нескольких сотых до нескольких десятых миллиметра, имеющие разнообразную форму и строение тела. Их панцирь пронизан мельчайшими отверстиями, с помощью которых обеспечивается контакт клетки с морской водой, а целый ряд щетинок помогает им удержаться на определенной глубине, так как плавать или утонуть для диатомей – вопрос жизни и смерти» (А. Лори).

^ СЛАЙД 6 НЕКТОН.

СЛАЙД 7 БЕНТОС.

  • Каждый морской организм, живя в океане, борется за свое существование. Подумайте и запишите приспособления, которые помогают выжить каждой группе организмов.

Обсуждение:

СЛАЙД 8 приспособления планктона

  • Как приспособился плавать планктон, если эти организмы не умеют плавать сами? (выросты, усы, большая площадь тела).

СЛАЙД 9 приспособления нектона.

  • Какими приспособлениями обладают организмы нектона для того, чтобы свободно плавать в толще воды? (плавники, обтекаемая форма тела, вытянутое и уплощенное с боков тело).

  • Что вы можете сказать об окраске тела данной группы организмов? Для чего это необходимо? (верх- темный, низ – светлый; незаметны хищникам)

  • Какие представители нектона вам известны? (РЫБЫ, ДЕЛЬФИНЫ, КИТЫ И Т.Д)


СЛАЙД 10 приспособления бентоса

  • Какие приспособления имеют бентосные организмы? уплощенное тело, темный окрас, иногда умеют ее менять, могут прикрепляться ко дну, зарываются в грунт, прятаться в раковины




  • Как вы считаете, равномерно ли в океане размещены организмы? Сейчас мы в этом убедимся.




  • Ваша задача при погружении отметить фактор, влияющий на распределение организмов с увеличением глубины и записать его в судовой журнал. Итак, мы погружаемся. Желаю вам приятного путешествия!

СЛАЙД 11 погружение батискафа (3 фото)


В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 м.

СЛАЙД 12 (13 фото)

  • Запишите, какой фактор с увеличением глубины влияет на разнообразие органического мира, распределение планктона, нектона, бентоса. (свет)

  • Какие организмы, известные вам, мы встретили у поверхности, в толще воды? (планктон, рыбы,)

СЛАЙД 13 (аквалангисты 2 фото)

СЛАЙД 14 (7 фото)

По мере погружения мы знакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию. Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь…» (Ж. Верн. «2000 лье под водой»).

- млекопитающие

  • Какие внешние признаки можно отметить у рыб – обитателей небольшой глубины? (яркая окраска, блестящая чешуя, активность.)

  • Каких обитателей толщи воды можно увидеть, кроме рыб?

СЛАЙД 15 (18 фото)

  • Погружаясь мы прошли отметку 200 м, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать наши спутники – стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма… Капитан приказал включить прожектор, и мы обнаружили, что и здесь есть жизнь.

  • На какие особенности внешнего строения вы обратили внимание? Сделайте пометки в судовой журнал. (огромные пасти, светящиеся изнутри, лишены окраски, у многих плохо развиты глаза.)

  • Как вы считаете, почему глубоководные организмы такие? Сделайте запись в судовой журнал. (приспособление к условиям среды – отсутствие света)

  • Почему глубоководные организмы являются хищниками?

СЛАЙД 16

Проплывая вблизи западных берегов Ю. Америки, можно отметить относительное богатство органического мира. В чем же причина этого явления? Прибрежные воды у западных берегов Ю. Америки очень глубоки. Здесь почти нет континентального шельфа, а глубины порядка 1000 м. Ветры, дующие параллельно берегу к северу, поднимают придонные холодные воды, содержащие фосфаты. Области подъема хорошо видны по мутно-зеленым пятнам, образуемым фитопланктоном. Обычно пищевые цепи начинаются планктоном, поэтому здесь много рыбы и птиц. Капитан Немо объяснил, что это зона называется «АПВЕЛЛИНГ». Она образуется у берегов материков при подъеме глубинных холодных вод. При перемешивании поверхностных и глубинных вод происходит насыщение воды кислородом.

  • Запишите в судовой журнал определение апвеллинга. (подъем глубинных вод, перемешивание воды и обогащение кислородом).

  • В чем причины богатства органического мира вдоль западных берегов Ю. Америки?

Капитан решил продолжить тему кислорода – эта проблема сейчас особенно актуальна, ведь мы находимся под водой. Рыбы и другие организмы должны реагировать на количество кислорода в воде, но как определить наличие кислорода в воде?

СЛАЙД 17 (аквариумы с рыбками)

Капитан провел простой опыт: поставил два аквариума с рыбами. Один аквариум помощники капитана немного нагрели, а другой – остудили. Результат не заставил себя ждать: в теплой воде рыбы всплывали чаще, чем в холодной.

  • Сделайте вывод о зависимости количества кислорода в воде от ее температуры и запишите его в журнал. (Количество кислорода и плотность воды уменьшается при ее нагревании)

  • Как вы считаете, в каких водах тропических или умеренных органический мир будет разнообразнее? Сделайте пометку в судовой журнал. (умеренные)

Мы проплываем около устья крупной реки, впадающей в океан. Количество рыб и других обитателей моря здесь увеличилось. Капитан объяснил это явление так: реки выносят большое количество питательных веществ, и это способствует повышению разнообразия организмов.

  • Запишите в судовой журнал причину разнообразия организмов в местах впадения рек в океан.

Капитан Немо, провел большое количество часов под водой и собрал огромную коллекцию морских организмов, но упорядочить обитателей океана у него - нет времени. Поэтому предлагаю сделать подарок капитану, распределив имеющиеся в коллекции организмы на группы: 1 ряд выбирает из предложенных организмов только планктон, 2 ряд – нектон, 3 – бентос.

^ Подарок почти готов! Осталось распределить и наклеить организмы в соответствии с местом их обитания: планктон – у поверхности, нектон – толща воды, бентос – дно.

На доске висит профиль дна океана (ватман)

Подходят по группам, наклеивают морских организмов на ватман.

  • Перед нами таблица «Жизнь в океане» сделайте вывод: Как изменяется разнообразие и богатство органического мира океана с глубиной?






-устный ответ


-работа в парах с учебником, дополнительной литературой.


-ведут записи в судовом журнале.


-устно дают определения


-работа с судовым журналом


-устные ответы, анализ иллюстраций, фотографий слайдов, заполнение схем судового журнала


Выполнение гимнастики для снятия напряжения с глаз.

Устные ответы


- анализ фотографий, работа с судовым журналом


-


- Устные ответы


- Работа с журналом.


- устно


-устно, решение проблемного вопроса


-работа с журналом: запись определения


-устно


- делают вывод


-работа с судовым журналом, заполнение схемы


- делают вывод


-работа с раздаточным материалом


- создание наглядного пособия


-делают вывод



4.Закрепление

(3 мин)

СЛАЙД 18(3 вопроса):

  1. Какие группы организмов выделяют в океане?

  2. В чем заключается особенность распространения организмов в океане?

  3. Что влияет на распространение организмов в водах океана?

Устно

5. Домашнее задание

(3 мин)

СЛАЙД 19

Параграф 11.Обратимся к судовым журналам: Результат вашей работы должен быть отображен на контурных картах. Покажите основные районы рыболовства и объясните причины такого распространения.

Затем выбрать и выполнить любое из 4 предложенных заданий:

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Мое первое погружение» по плану:

  • Тезис

  • Доказательство

  • Вывод

  1. Подготовить сообщение о распространении жизни в океане с использованием дополнительной литературы.

  2. Нарисовать рисунок «Жизнь в океане»

  3. Составить кроссворд с использованием материала урока.

Выбирают любое задание, которое могут выполнить.

6.Вывод

(Рефлексия)

(2 мин)

  • Изучением какой темы мы занимались на уроке?

  • Что нового и интересного вы узнали?

  • Какой материал вам показался наиболее важным и интересным?




Устно



Судовой журнал.

Капитан ____________________

Т
Группы организмов
ема: ________________________________________________________________________.


ПЛАНКТОН – ЭТО совокупность организмов, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

НЕКТОН – ЭТО совокупность организмов,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БЕНТОС – ЭТО совокупность организмов, ______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________



С увеличением глубины на разнообразие органического мира влияет __________________ (напиши фактор).

Большое влияние на распространение растений в океане оказывает ___________________ (напиши фактор).

Н
^ ВНЕШНИЙ ВИД:

________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
аиболее заселены глубины от __________ до ____________ метров.


^ ГЛУБОКОВОДНЫЕ ОРГАНИЗМЫ



_____________________________ - это зона океана, богатая жизнью, образующаяся у берегов материков при подъеме глубинных вод и перемешивании их с поверхностными водами.

Количество кислорода в воде _____ при ____ температуры воды (поставь знаки ↑ или ↑).


^ ТРОПИЧЕСКИЕ ШИРОТЫ

УМЕРЕННЫЕ ШИРОТЫ
Органический мир

(поставь знак < или >)


В местах впадения рек в океан разнообразие организмов велико, потому что _____________________________________________________________________________

^ Домашнее задание: §11, учить; читать материалы судового журнала; выполнить задания судового журнала.

1. Отметьте на контурной карте основные районы рыболовства и объясните причины такого распространения.



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выполните любое из предложенных заданий:

  1. Написать сочинение – рассуждение на тему «Моё первое подводное путешествие».

  2. Подготовить сообщение о распространении жизни в океане с использованием дополнительной литературы.

  3. Нарисовать рисунок «Жизнь в океане».

  4. Составить кроссворд с использованием материала урока.




Похожие:

Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект открытого урока Аслгареевой Зульфим Назахутдиновны, учителя родного языка и литературы Тема: Г. Бәшировның "Туган ягым- яшел бишек" әсәрен өйрәнүне йомгаклау
План-конспект открытого урока Аслгареевой Зульфим Назахутдиновны, учителя родного языка и литературы
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока алгебры в 7-м классе по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. Технология: Личностно-ориентированная
План-конспект урока алгебры в 7-м классе по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока литературного чтения по теме
Цель урока: Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока литературы в 11 классе
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В. Я. Брюсова
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока по теме «Аминокислоты как амфотерные органические соединения» цель: сформировать понятие об ак как органических амфотерных соединениях. Задачи
План – конспект урока по теме «Аминокислоты как амфотерные органические соединения»
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconДокументи
1. /Конспект урока по теме Страны Западной Европы/Конспект урока .docx
2. /Конспект...

Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема: «В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество»
Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В. Я. Брюсова
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconУрок технологии и литературы в 6-м классе по теме: "Соединение деталей из древесины"
Технические средства обучения: компьютер с аудио- видео обеспечением, проектором с экраном /музыкальное оформление урока, иллюстративный...
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока по теме «Масштаб плана» для 6 класса Практическая работа определение видов масштаба Цели урока
Изучить прием работы с линейным масштабом. Выполнить задание 1 и 2 учебника Проверить задание №6 по парам
Конспект для учащегося) Комплект материалов с информацией по теме урока (4 источника литературы) (7 шт.) iconКонспект урока архимедова сила Ананина Марина Юрьевна
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме «Архимедова сила»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы