Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания icon

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания



НазваниеОрганизация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания
Дата конвертации26.06.2013
Размер48.1 Kb.
ТипДокументы
источник

Горбунова Т.Н.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Младший школьный возраст – наиболее подходящий период для экологического воспитания детей. Усвоение учебного материала помогает школьникам ориентироваться в мире живой и неживой природы, расширяет их познания о жизни животных и растений. Задача каждого учителя начальных классов – неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать необходимые знания о ней, пробудить интерес к познанию, учить любить и оберегать, разумно использовать её. Однако сформировать экологическую культуру детей только на уроках невозможно, поэтому большая работа проводится и во внеурочное время.

Для повышения эффективности процесса экологического воспитания используется такая форма работы, как экологический проект. К проектной деятельности своих учеников приобщаю с первого класса. Цели, задачи и содержание работы от класса к классу становятся более сложными. Начиная с наблюдений за явлениями, происходящими в природе, постепенно перешли к созданию проектов.

Проектную деятельность ученики начальной школы могут осуществить пока только с помощью учителя. В основе каждого проекта лежит проблема. Задача учителя ненавязчиво подвести учащихся к проблеме, помочь сформулировать ее, а дети находят пути её решения. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, являются субъектом деятельности. При этом школьники сами выбирают способы и виды деятельности для достижения цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Учащиеся реально оценивают свои знаний, понимают как много, оказывается, они ещё не знают, и как много им предстоит ещё узнать. У детей появляется чувство ответственности перед одноклассниками, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут.

Тема проектов: Мы и наше здоровье.

Цели проектов:

1)научить самостоятельной исследовательской деятельности

2)сформировать компетентности в сфере самостоятельной и познавательной деятельности

3)сформировать потребность к сохранению своего здоровья

Свою работу строю поэтапно:

  1. Cтавим цели и определяем задачи

  2. Изучаем литературу

  3. Проводим опыты

  4. Обобщаем материалы, делаем выводы.

  5. Представляем результаты

В 3 классе мы начали работу по экопроекту «Цветы… Только ли красота?». Занимаясь этим проектом, ребята знакомились с названиями цветов, которые растут в нашем классе и у себя дома, у своих родственников и соседей, узнавали об их полезных свойствах, учились ухаживать за ними. Заинтересовавшись этими вопросами, ребята решили выяснить у взрослых и учеников других классов: любят ли они цветы, для чего цветы в их доме. Дети перед собой поставили проблему, под моим руководством и с помощью родителей начали добывать знания.

Выяснили следующее:

1) цветы создают психологически благоприятную среду;

2) положительно влияют на настроение людей;

3) придают помещению своеобразный колорит;

4) создают определённый комфорт.

Ученики ставили небольшие опыты, проверяя, как растения реагируют на полив и освещение. В результате проведенных исследований выяснили, что отсутствие цветов снижает влажность воздуха до 10% (при норме 40%), у человека появляется сухость кожи, першение в горле. К цветам, увеличивающим влажность воздуха, относятся циперус зонтичный, мирт обыкновенный, спотифилиум, розмарин лекарственный. Цветы, благотворно влияющие на сердечную деятельность: кофейное дерево, лавр благородный, лимон. Цветы, обладающие успокаивающим действием, герань. На кухне лучше всего разводить традесканцию, плющ и хлорофитум. Дети воспринимали цветы как живые существа, которые так же, как люди, любят слушать музыку, радуют окружающих своей красотой. В связи с этим озеленение комнат многих учеников изменилось, так же как и озеленение класса.

В конце учебного года ученик моего класса представил свой проект на общешкольной научно-практической конференции и занял второе место.

Тема экопроекта «Чистая вода! Будем беречь воду!» очень увлекла детей в 4 классе. Вода - главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети пришли к выводу, что проблема воды – это проблема всего человечества. Дети решили глубоко изучить эту тему, разобраться в возникших вопросах.

В ходе работы над проектом школьники узнали немало любопытных фактов по данной теме. Например, потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть, всего около 10%. Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу. Где же можно еще найти воду на Земле? Конечно же, в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды. В среднем в организме животных содержится более 50% воды.

Ребята проводили опыты, в результате, которых выяснили следующее:

  1. Самая чистая – кипяченая вода. В результате термического воздействия гибнут вирусы и бактерии.

  2. Для полной очистки водопроводной воды необходимо установить фильтр промышленного исполнения.

  3. Воды (чистой) на Земле становится всё меньше. Исчезают реки, озёра, водные ресурсы.

Дети заинтересовались, какую часть составляет пресная вода?

Из разных источников информации были найдены такие сведения:

  1. На каждые 100 литров воды Земли только 2 литра пресной. Большая её часть находится в ледниках.

  2. Большую часть воды составляют моря и океаны - это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты уменьшается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.

Вода нуждается в защите! С этой целью была проведена акция «Водосбережение» - выпуск детских листовок на основе полученных фактов с целью сохранения, экономного и бережного отношения к воде (было выпущено 500 листовок), выступление агитбригады с результатами работы по проекту.

Работая над проектом, учащиеся приобрели знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.

Проанализировав собственный опыт работы над проблемой, я увидела положительную динамику в росте познавательного интереса учащихся, умения и навыков работы с информационными источниками, появилась необходимость в поиске дополнительной информации к урокам, повысилось качество знаний, увеличилось число детей с учебной мотивацией. Кроме того, проектная деятельность помогла сплочению детского коллектива, вырос процент участия детей в творческих проектах. Дети научились оценивать и анализировать полученный результат. Ученики готовы к освоению метода проектов в основной школе. Сами же ребята отмечают, что в занятиях проектной деятельностью им нравится работать вместе с другими ребятами, что они узнают много нового и интересного, учатся отстаивать свою точку зрения. Дети заметили, что стали больше читать, интересно и грамотно рассказывать о том, что прочитали. Это ли не наглядный результат метода проектов?


Список литературы

  1. Господникова М.К., Полянина Н.Б. «Проектная деятельность в начальной школе» Волгоград: Учитель, 2008

  2. Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. «Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации». Волгоград: Учитель, 2009


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Киренска,

e-mail: meledi18@yandex.ru




Похожие:

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconТема: Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconСамостоятельная работа №1 (6 ч. ) «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания icon«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос» Кафедральный инвариантный модуль.
Тема: «Духовно-нравственное развитие в исследовательской деятельности младших школьников»
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconМоу сош с. Лохово автореферат экологические проекты как средство формирования экологического сознания младших школьников
Ii. Опыт организации экологической проектной деятельности младших школьников
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconДоклад на шмо нш об организации проектной деятельности младших школьников». «Организация проектной работы с младшими школьниками»
«Конспект занятия по развитию проектной (исследовательской) деятельности младших школьников»
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconДоклад на шмо нш об организации проектной деятельности младших школьников». «Организация проектной работы с младшими школьниками»
«Конспект занятия по развитию проектной (исследовательской) деятельности младших школьников»
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconСамостоятельная работа №4 (6 ч.)
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Слушатель: Чакова Марина Владимировна
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания icon«Организация исследовательской деятельности учащихся в школе» Цель: формирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Познакомить педагогов с задачами, формами и этапами исследовательской и проектной деятельности школьников
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы