Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) icon

Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся)



НазваниеТема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся)
Дата конвертации26.06.2013
Размер112.27 Kb.
ТипДокументы
источник

Номинация «Лучший проект развития системы поддержки талантливых детей».

Беседина В.М.- зам. директора по УВР

Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся)

Наша школа является базовой в школьном округе и объединяет 7 школ. Кроме того, мы являемся стажерской площадкой АКИПКРО по теме: «Опыт управления деятельностью ОУ по организации работы с одаренными детьми в условиях школьного округа».

Внеурочная исследовательская и проектная деятельность учащихся – одно из направлений работы с одаренными детьми в нашей школе. А Проект «Одаренные дети» является одним из семи проектов нашей программы развития «Школа здоровья».

Почему именно внеурочной исследовательской и проектной деятельности мы уделяем большое значение?

В настоящее время в образовании страны идут глобальные преобразования.

В эпоху быстрой смены технологий ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и умений, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Список профессий обновляется более, чем на 50% каждые 7лет.

Человеку в течение жизни приходится менять сферу деятельности в среднем 3-5 раз.

Сегодня, для того, чтобы подготовить успешных в жизни людей, надо развивать у учащихся общие компетенции, важнейшей из которых является умение самостоятельно добывать знания.

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию этих компетенций.


Актуальность организации в школе данного вида деятельности школьников подтверждается и социальным заказом, сформулированным в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:

«…Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению… Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, в ходе которых они научатся осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, получать навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни…»

«…Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.

Главная цель исследовательского обучения:  формирование у  учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, что, несомненно, повлечет за собой повышение качества образования, будет способствовать успешной социализации выпускников.

Внеурочная исследовательская и проектная деятельность учащихся 2-11 классов организуется в школе пятый год.

Начинали мы эту работу в 2006-07 уч. году. Все работы детей в тот год связывались по теме с программой развития школы и наша конференция прошла под девизом «Мы выбираем здоровье!». Выступающих на конференции было всего 9 человек, и организация самой конференции была, прямо скажем, обычной. Но два пункта резолюции, которую мы приняли на этой конференции, были судьбоносными для этого вида нашей деятельности:

- ежегодно проводить ученические конференции и

-предложить учащимся школ района участие в ней (школьных округов тогда еще не было).

С того времени это направление деятельности школы претерпело изменения.


У нас улучшились условия для работы:

1. Появилось современное оборудование, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, возможностями мультимедийных программ, средой Интернет.

В школе 18 из 23 учебных кабинетов оснащены компьютерами и мультимедийными пректорами. 30 компьютеров подключены к Интернету; имеется локальная сеть, медиатека.

Практически все дети, занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют дома компьютер с выходом в Интернет, многие свободно работают в различных программах.


2. Повысилась профессиональная квалификация, творческая активность педагогов.

В коллективе 42 педагога, у большинства есть стремление идти в ногу со временем, почти все освоили компьютер. 12 педагогов руководят районными, 8 – школьными МО.

Все своевременно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах и конференциях различного уровня, занимаются самообразованием (в том числе Интернет-образованием). Больше половины коллектива имеют первую и высшую квалификационные категории. Учителя понимают важность исследовательской и проектной деятельности и принимают ее.

3. Разработана нормативная база.

Локальные акты школы, регламентирующие данную деятельность:

  1. Программа развития ОУ «Школа здоровья»;

  2. Проект «Одаренные дети»;

  3. Положение об исследовательской деятельности;

  4. Положение об ученической конференции исследовательских и проектных работ «Первый шаг в науку»

  5. Положение об экспертизе учебно-исследовательских работ учащихся.

  6. Положение о НОУ.

  7. Устав НОУ.


4. Организовано методическое сопровождение по данному направлению, благодаря которому происходило совершенствование технологии исследовательской и проектной деятельности в школе.

На слайде тематика вопросов, рассматриваемых на методических семинарах, «круглых столах»:

-«Психологические особенности одаренных детей»-2007г.

-«Одаренный ребенок – особенности обучения»- 2007г.

- «Исследование, как основа обучения и развития одаренных детей»-2007г.

-«Технология организации внеурочной исследовательской деятельности школьников»-2008г.

- «Научно – исследовательская деятельность учащихся»-2008г.

- «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля»-2008г.

- «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога» - 2008г.

- «Портфолио учащихся» - 2009г.

- «Технология проектной деятельности»-2010г. и др.

Большое значение имеет взаимообучение педагогов (причем не только на семинарах).


^ Технология организации исследовательской работы в школе:


  • Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской или проектной деятельностью.

  • Утверждение на заседаниях школьных МО тем предполагаемых исследований или проектов.

  • Планирование, организация, руководство исследованием (постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы).

  • Независимая экспертиза.

  • Выступления учащихся со своими сообщениями в классах.

  • Проведение ученической конференции.

  • Поощрение лучших.



Работы детей в основном представляют собой учебное исследование. Реферативных работ последние годы почти нет. Появилось больше проектных работ.


Став базовой школой, мы приняли решение объединить для совместной работы в этом направлении школы нашего округа, но столкнулись с проблемой - активности со стороны коллег из школ округа не последовало. Административных рычагов для организации этой деятельности не было. Организация работы стажерской площадки - то, что нам надо!

В ноябре-декабре 2009 года на базе нашей школы была организована стажировка директоров и завучей. Мы познакомили их с имеющимся у нас опытом работы с одаренными детьми, обсудили возможность совместной работы в данном направлении, выяснили проблемы.

Главная - учителям других школ необходима методическая поддержка.

К этому времени у нас уже выделилась из учителей группа лидеров в организации исследовательской и проектной деятельности с детьми. С их участием мы организовали в округе ряд мероприятий, которые вызвали интерес у педагогов не только нашего округа, но и других, наиболее активных, школ района и желание принять в них участие.

Вот эти мероприятия:

  1. Педагогическая мастерская на тему: «Проектный метод обучения как средство повышения качества образовательных услуг и развития профессиональной компетентности педагогических кадров» (масштабное мероприятие получилось, свой опыт представили Григоренко Л.П., Монина В.И., Гетман И.В., Кошелева Е.Г., Кочетова А.Ф.- фото на слайдах) - декабрь 2009г.

  2. Выставка исследовательских и проектных работ учащихся, выставка портфолио детей и учителей на дне открытых дверей (проводится ежегодно в мае 2009 и 2010г.).

  3. Методический семинар (март 2010г.) «Развитие познавательной активности учащихся», на котором среди других рассмотренных вопросов было дано два мастер-класса:

  • Современные требования к составлению учебной презентации ( все дети на ученической конференции выступают с презентациями своих работ) - Гревцова В.А.- прошла Интернет-курсы),

  • Работа педагога в «Сети творческих учителей» (Григоренко Л.П. – здесь же был освещен вопрос участия в интернет-конкурсах).

  1. Семинар «Как корректно провести учебное исследование» (Кошелева Е.Г., Григоренко Л.П., Харламова Н.М., Беседина В.М.)- декабрь 2010г.

  2. В феврале 2011 г. мы создали брошюру «Учебное исследование школьников» - методические рекомендации для участников нашей традиционной конференции исследовательских и проектных работ -из опыта работы школы ( раздать присутствующим).



Вся эта деятельность принесла плоды:

В школах нашего округа и района нашлись педагоги, которые поддержали нас, готовы сотрудничать. И если в прошлом году 6 детей из других школ нашего округа приняли участие в нашей ученической конференции, то в этом году их намного больше (14 апреля пройдет очередная конференция).

Проделанная работа в округе явилась сильнейшим стимулятором совершенствования, доработки, систематизации и обобщения нашего опыта, ведь «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других» - это слова римского философа Сенеки.

^ Основные результаты:

  1. Заниматься исследовательской и проектной деятельностью в нашей школе стало престижно и для детей, и для учителей (это одно из приоритетных направлений работы школы);

  2. Количество участников ученической конференции исследовательских и проектных работ растет, так же, как число учителей, ведущих с детьми эту работу(диаграммы);

  3. Статус конференции изменился в сторону расширения участников:

школьная, затем - окружная, а с этого года – районная;

  1. Активную поддержку мы ощущаем от родителей (особенно детей начальных классов);

  2. Существенно повысился качественный уровень исследовательских и проектных работ (реферативного характера работ все меньше – обязательно есть элементы исследования);

  3. Повысилось качество защиты: все дети выступают

- с презентацией своей работы,

-появились стендовые доклады,

-изготавливаются буклеты.

7. За эти годы соответственно выросло количество секций на конференции от одной (в первый год) до 7 (и в начальной школе, и в основной и старшей);


Темы исследований детей можно посмотреть в программах, которые мы делаем на каждую конференцию (раздать присутствующим).

  1. Растет мотивация и учеников, и учителей к исследовательской и проектной деятельности. На слайде результаты опроса учеников и учителей: что побуждает вас заниматься исследовательской деятельностью?



Ученики:

  • интерес к предмету;

  • желание углубить свои знания;

  • расширить кругозор;

  • связь с будущей профессией;

  • удовлетворение процессом работы;

  • желание самоутвердиться;

  • желание поучаствовать в конкурсе;

  • показать публично достигнутый результат; 

  • успешно учиться в вузе и др.


Учителя:

  • лучше узнать своих учеников;

  • углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему;

  • научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе (развить компетенции);

  • получить более высокую категорию;

  • желание повысить свою профессиональную компетентность;

  • получить возможность принять участие в различных конкурсах;

  • материальное стимулирование и др.




  1. Растет число участников краевых конкурсов проектных и исследовательских работ (слайды).



Администрация школы старается стимулировать и учащихся, и учителей к исследовательской работе.

Учащихся стимулируем тем, что:

  • Конференцию проводим празднично (афиша, линейка, торжественные пожелания, вручение папки участникам: блокнот, ручка, программа).

  • Все ученики награждаются (диплом, грамоты, благодарности),

  • Все получают свидетельства членов школьного НОУ;

  • С этого года вводим на каждой секции приз зрительских симпатий;

  • Лучшие работы выдвигаются на пленарную часть конференции, отправляются на различные конкурсы;

  • Имена победителей звучат на общешкольных линейках;

  • Информация об участниках и победителях с фотографиями размещается на школьном сайте, стенде «Наши успехи»;

  • Победителей конкурсов исследовательских работ чествуют на празднике «За честь школы»;

  • Фиксирование успешности в «Истории школы»;

  • Учащиеся 9 классов, у которых работы признаны лучшими на конференции имеют право выхода с ними на итоговую аттестацию - экзамен по выбору.


Стимулирование педагогов:

  • Грамоты;

  • Добавка к стимулирующей заработной плате;

  • Размещение на сайте, на стенде школы информации о победителях ученической конференции, участниках конкурсов исследовательских работ различного уровня;

  • Проделанная ими работа учитывается при аттестации;

  • Фиксирование успешности в «Истории школы».




Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер.

Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.

Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности.


Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.


Работа по данному направлению в школьном округе будет продолжаться и совершенствоваться.





Похожие:

Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconРекомендации по созданию образовательными учреждениями программ учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся введение
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий проектной и исследовательской...
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) icon«Организация исследовательской деятельности учащихся в школе» Цель: формирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Познакомить педагогов с задачами, формами и этапами исследовательской и проектной деятельности школьников
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconПлан работы школьного округа (базовая школа мбоу псош №1 с. Поспелиха) в 2011-2012 учебном году
«Основные направления деятельности школьного округа в ходе модернизации региональной системы образования»
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconТема: Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос»
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) icon«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ооп оу в рамках фгос» Кафедральный инвариантный модуль.
Тема: «Духовно-нравственное развитие в исследовательской деятельности младших школьников»
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconОб организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся мобу основная общеобразовательная школа
Основным звеном этой деятельности является выполнение учащимися под руководством руководителя Академии «ТриУмф» ученических исследовательских...
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconДоклад на шмо нш об организации проектной деятельности младших школьников». «Организация проектной работы с младшими школьниками»
«Конспект занятия по развитию проектной (исследовательской) деятельности младших школьников»
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconДоклад на шмо нш об организации проектной деятельности младших школьников». «Организация проектной работы с младшими школьниками»
«Конспект занятия по развитию проектной (исследовательской) деятельности младших школьников»
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconПриказ №2/11 о проведении IV районной конференции проектных и исследовательских работ учащихся и педагогов с целью подведения итогов проектной и исследовательской деятельности учащихся и педагогов, выявления и распространения педагогического опыта
Учащихся 1 – 11 классов педагогов, педагогических коллективов образовательных учреждений района с межрегиональным участием учащихся...
Тема: Базовая школа как центр поддержки талантливых детей образовательных учреждений школьного округа (на материале организации внеурочной исследовательской и проектной деятельности учащихся) iconПоложение о VII научно-практической конференции проектно-исследовательских работ учащихся
Конференция проводится ежегодно для выявления и поддержки одаренных детей, в целях творческого и интеллектуального развития учащихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы