Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» icon

Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье»



НазваниеУрок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье»
Дата конвертации27.06.2013
Размер77.17 Kb.
ТипУрок
источник

Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье».

Тема урока: Экология человека. Здоровье как категория экологии (учитель географии и экологии Кемпф А.П.).

Материал урока может быть использован для проведения классных часов в старших классах.


Задачи:

- углубить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;

- выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье;

- охарактеризовать составляющие компоненты здорового образа жизни;

-осуществить самоконтроль, оценивание и рефлексию,

- формировать логичность и критичность мышления,

- прививать навыки коллективного труда.

Оборудование: магнитная доска, плакат.

На урок можно пригласить учителей, родителей, медсестру и т.д.


  1. ^ Организационный момент (8 минут).

Класс разбит на 6 групп по 3 – 4 человека.

Учитель задает классу загадки (группа, правильно ответившая на загадку, получает жетон).

Загадки:

  1. Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (доктор)

  2. Стоит он в баночке в аптеке, коричневый, пахучий. А на локтях и на коленках он желтый и шипучий (йод).

  3. Горькой бывает, сладкой бывает, ойкают дети, ее запивая (таблетка).

  4. Когда он к нам приходит, то в сказку всех уводит. А солнышко взойдет – он сразу и уснет (сон).

  5. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит (зубная щетка).

  6. Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне (мыло).

  7. Я под мышкой посижу, и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать (градусник).

  8. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке. Собирается она вымыть спинку до красна (мочалка).

  9. А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, мама в ней белье стирала. А потом я купался под дождем. Что за дождик? Что за речка? Подскажите мне словечко! (душ).

  10. По пустому животу бьет меня невмоготу, метко сыплют игроки мне ногами тумаки (мяч).

  11. Кто по снегу мчится, провалиться не боится? (лыжник).




  1. Силачом я стать хочу. Прихожу я к силачу. Расскажите вот о чем, как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ: очень просто, много лет ежедневно, встав с постели, поднимаю я … (гантели).

  1. Зеленый луг, сто скамеек вокруг, от ворот до ворот бойко бегает народ. На воротах этих рыбацкие сети (стадион).

  2. Не кормит, не поит, а здоровье дарит (сорт).

  3. Чтобы мы никогда и ничем не болели, чтобы щеки здоровым румянцем горели, чтобы мы на пятерки уроки учили, чтобы в школе и дома мы добрыми были, чтобы было здоровье в отличном порядке, всем нужно с утра заниматься ….(зарядкой).

Учитель – Что объединяет все эти загадки? Если затруднения вызвал вопрос, то необходимо обратить внимание учащихся на доску, на которой написано следующее:


ЮТБИЖМАПВЭ

КЦЗДОРОВЬЕД

НФМГАХЛРБМИ

Расшифровав записи, всем становиться ясно, что разговор на сегодняшнем уроке пойдет о ЗДОРОВЬЕ.

Запись учащимися темы урока в тетрадь.


^ 2.Основная часть урока – изучение нового материала (всего 24 минуты).

Задание 1. Подумайте и дайте определение понятия «Здоровье» (что такое здоровье?) – 5 минут.

После минутного обсуждения заслушиваются ответы групп, верные ответы оцениваются жетонами.

Верные ответы – 1. Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека ( по определению ВОЗ). 2. Здоровье это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия при отсутствии болезней и повреждений, состояние сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.

На магнитную доску вывесить плакат «Составные части здоровья».


Физическое ЗДОРОВЬЕ Психическое




Душевное Духовно-нравственное Социальное

Статистика – наша страна по показателям детской смертности занимает 44 место в мире. Сегодня 5 – 10 % детей появляются на свет раньше срока. По данным исследований здоровье зависит от образа жизни на 50%, на 15-20% от состояния окружающей среды, на 15-20% от наследственности человека, на 10% от недостатков здравоохранения (показывается на ватмане).

^ Задание 2 – сделайте вывод – 2минуты.

ВЫВОД: таким образом, здоровье в значительной степени обусловлено образом жизни людей.

На доске -

ОБРАЗ ЖИЗНИ – это уровень жизни,

- это качество жизни,

- это стиль жизни.

Разбор данных составляющих (коротко, например, для бизнесмена, учителя и колхозника разграничить эти понятия на примерах из жизни).

^ Задание 3. Запишите, какие факторы влияют положительно и отрицательно на здоровье (лист разделить на 2 части) – 5минут.

Заслушать ответы, раздать листы с правильными ответами.

Правильные ответы.

Положительные факторы:

- наличие целей в жизни,

-уровень культуры,

- менталитет здоровья,

- наследственность,

- активная (полезная) социально-значимая деятельность,

- высокий уровень профессионализма,

- эколого- благоприятные условия,

- физическая активность,

- рациональное и сбалансированное питание,

- положительные эмоции,

- соблюдение режима труда и отдыха,

- социально- экономические условия,

- приведение в равновесие энергетического поля человека,

-пример родителей, окружения,

- супружеские, семейные отношения,

- приятный круг общения,

- творчество,

- удовлетворенность жизнью.

Отрицательные факторы:

- отсутствие целей в жизни,

- низкий уровень культуры,

- низкая мотивация на сохранение, укрепление здоровья,

- отсутствие здорового стиля жизни,

- отрицательные эмоции,

- отсутствие стабильной деятельности,

- экологически неблагоприятные условия жилья, туда, отдыха,

-недостаток или отсутствие физической активности,

- некачественное, несбалансированное питание,

- вредные привычки,

- беспорядочный режим труда и отдыха,

- нарушение энергетического поля человека,

- несоблюдение норм поведения в быту,

- неудовлетворенность жизнью,

- опасное поведение, стрессы,

- перегрузки, недостаточный сон,

- необоснованное лечение,

- недостаточная пропаганда ЗОЖ.

^ Физпауза. Синхронное движение. Группой покажите синхронно плавание, бег, прыжок в длину (1 минута).

Учитель. (Теория – 2 минуты). Итак, остановимся на ЗОЖ. Статистика: образ жизни значительной части населения не соответствует нормам. Только треть населения занимается физкультурой, около 30% населения имеют избыточный вес. Разрушает здоровье человека неумение отдыхать. Каждый человек вносит «вклад» в загрязнение окружающей среды.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ включает:

-физическую культуру,

- культуру питания,

- творческую активность,

- периодическую смену ближайшего окружения,

- полноценную семейную жизнь,

- высоконравственное отношение к окружающему миру.

Каждая группа получает конверт с одним компонентом ЗОЖ. В конверте находятся основные понятия, характеризующие один компонент ЗОЖ. Задание 4. Составьте связный, понятный рассказ, объясняющий суть компонента, используя все слова и понятия (8 минут).

Конверт 1 «Рациональное питание» - необходимая потребность в энергии и веществах, умеренность, сбалансированность, разнообразие, полноценность, высокая работоспособность, нормальное самочувствие.

Конверт 2 «Культура движения» - физические нагрузки, двигательная активность, мышечная активность, эмоциональное состояние, ритмичность физической активности, зарядка, самочувствие, здоровье.

Конверт 3 «Периодическая смена ближайшего окружения» - отрицательное влияние на самочувствие оказывает длительное пребывание в одном и том же месте, пассивный отдых, пустое времяпрепровождение, «досуговая утомляемость», потребность в смене ближайшего окружения, туризм, экскурсии, путешествия.

Конверт 4 «Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе» - отрицательные эмоции, стрессовые ситуации, правила общения друг с другом, духовное здоровье человека: порядочность, интеллигентность, гуманизм, умение адекватно оценивать ситуации, проявление выдержки, объективность, экологическая ответственность и культура.

Конверт 5 «Полноценная семейная жизнь» - супружество, гармония, любовь, общность интересов, счастье, забота о детях.

Конверт 6 «Активная творческая жизнь» - разумный труд, физический труд, умственный труд, долголетие, развитие человеческого мозга, мобилизация нервной системы, рост сопротивляемости и активности иммунной системы.


Каждая группа дает характеристику одного компонента, а все остальные учащиеся заполняют схему по ЗОЖ (каждый компонент поясняется ассоциативными понятиями).

ФИЗПАУЗА – промаршировать и одновременно петь «В траве сидел кузнечик…»(1 минута).

^ 3.Закрепление материала (3 минуты).

Каждому ученику выдается тест.

Тест. 1 Какие из перечисленных ниже факторов влияют на здоровье?

А. Наследственность. Б . Окружающая среда.

В. Медицина. Г. Все перечисленное выше.

2. Что такое здоровый образ жизни?

А. Потребность заниматься физической культурой

Б. Основа устойчивости организма к негативному влиянию среды.

В. Вариант А и Б.

3 Какие компоненты ЗОЖ вы можете назвать из перечисленных?

А. Наследственность. Б. Активная творческая жизнь.

В. Рациональное питание. Г. Культура движения.

Д. Духовное здоровье. Е. Гармония семейной жизни.

Ж. Нравственное отношение к окружающим.

4. Может ли человек сам выйти из небольшого стрессового состояния?

А. Да. Б. Нет.

5. Какие из компонентов будут являться отклонением от ЗОЖ?

А. Нет привычки пользоваться отдельной посудой в общественных местах.

Б. Курение, алкоголь, наркотики.

В. Пассивное отношение к спорту.

Ответы: 1 – Г; 2 – Б; 3 – Б, В, Г, Е, Ж; 4 – А; 5 – Б.

По окончанию работы с тестом учащиеся сами себя проверяют и оценивают.

^ 4. Рефлексия. Подведение итогов (5 минут).


Оценка собственного здоровья. Оцените объективно собственное здоровье по 10 бальной шкале. Признаки здоровья:

  1. Отсутствие быстрой утомляемости.

  2. Хорошая работа органов выделения.

  3. Хороший аппетит.

  4. Хороший сон.

  5. Упорядоченность мыслей и действий.

  6. Доброжелательность.

  7. Умение общаться с окружающими и управлять своими эмоциями.

  8. Хорошее настроение.

  9. Поддержание порядка во всем.

  10. Желание работать.

Здоровый человек имеет 100 баллов. Пользуясь этим расчетом, каждый может определить меру своего здоровья и заняться восстановлением недостающего.

В оставшееся время (если не осталось, то дома) предложить учащимся составить синквейн (стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, состоит из 5 строк).

1 строка – название

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза

5 строка – существительные.

Например,

Здоровье.

Полное. Физическое.

Свидетельствует, сохраняется, проявляется.

Здоровье – главная ценность человека.

Активность, благополучие, гармония.


Оценивается в конце урока и работа групп. Группа набравшая больше всего баллов оценивается.




Похожие:

Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconУрок и его воздействие на здоровье учащихся
Какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные...
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconУчебный план муниципального общеобразовательного учреждения
В школе III ступени 5 классов, 94 учащихся, обучаются по очной форме – 10а класс 25 человек, 11а класс – 25 человек, по заочной форме...
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconУрок по окружающему миру с применением икт. Тема. Мы и наше здоровье. (3 класс) Цели
Оборудование: компьютерная программа «Природа и человек», презентация, выполненная в Microsoft Power Point, учебники, рабочая тетрадь...
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconДокументи
1. /билеты с ответами по экологии 11 класс/10.doc
2. /билеты...

Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconУрок по разделу "Общество" Раздел Человек (11 уроков)
Урок Человек как духовное существо Урок 10. Деятельность способ существования людей
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconДокументи
1. /интегр урок по экологии 10 класс.doc
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconI (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс
Из перечисленных названий людей выберите то, которое относится к виду Человек разумный (Homo sapiens)
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconУрок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
«Освоение Земли человеком» (7 класс), «Природные комплексы суши и океана» (7 класс), «Земледелие» (8 класс), «Международные экономические...
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconУрок по теме «Россия в период 1900-1917 год» 9 класс
Один ум -хорошо, а много лучше. Чем больше аргументов, тем ближе победа. Противник не враг, а одноклассник. Внимание и быстрота залог...
Урок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье» iconТематическое планирование по Обществознанию для 8 класс
Урок Естествознание и обществознание Урок Человек, индивид: его потребности и способности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы