IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon

IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеIV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/3
Дата конвертации28.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3

IV. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

- устанавливает ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

- определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

- выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- определяет типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

^ 1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

^ Формирование основ гражданской идентичности личности

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- уважения истории и культуры каждого народа;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

^ Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

^ Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов

нравственности и гуманизма

-принятие и уважение ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

-формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой.

^ Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

^ Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

^ 2. Понятие, функции, виды и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.


2.1. Понятие универсальных учебных действий

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

^ 2.2. Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


^ 2.3. Виды универсальных учебных действий


Личностный

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивный включающий также действия саморегуляции


- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательный

- Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


- Знаково-символические действия:

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативный


-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;


- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

·из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

·из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.·е. самооценка и Яконцепция как результат самоопределения;

·из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Яконцепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

^ 3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.




^ Основные виды УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные


Личностные


^ Русский язык

.- ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка;

- усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв;

- развитие знаково-символических действий замещения

(звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова);

- формирование «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка;

- обеспечение успешного развития адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации;

- участие в продуктивном диалоге;

-самовыражение: монологические высказывания разного типа.

- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

- формирование умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

- жизненное самоопределение в следствии работы над текстами, отдельными предложениями нравственно-эстетического характера.



^ Литературное чтение

- формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания;

- формулирование личных, языковых, нравственных проблем;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.


- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

- смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;


^ Иностранный язык (немецкий)




- формирование обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;



- общее речевое развитие учащегося;

- развитие письменной речи;

- формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

- уважение интересов партнёра;

- умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

- развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

- уважение интересов партнёра;

- умение слушать и слышать собеседника.


- смыслообразование через анализ текстов и диалогов о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.






Математика

- формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности;

- ормирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

- овладение моделированием, в состав которого включены знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование,

- осваивание системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. (анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия)

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.


- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.



- смыслообразование посредством использования сюжетных текстовых задач о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны

^ Окружающий мир

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

- формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

- формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.


- использование средств языка и речи для получения и передачи информации,

- участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.

- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

- умение различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу;

- ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

- формирование основ исторической памяти — умение различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- развитие морально - этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Музыка


формирование замещения и моделирования,

- приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки;


- развитие эмпатии и умение выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

- формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

^ Изобразительное искусств

- формирование общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира;

- развитие познания ребёнком мира;

- формирование логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов.


- использование средств языка и речи для получения и передачи информации,

- участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.


- целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умение контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.


- формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения,

- развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.


Технология

- моделирование и планирование, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

- формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации;

- участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.

организация процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;

- рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности

- нравственно-этическая ориентация, освоение моральных норм, готовность принять на себя ответственность за выполненную работу;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей.

^ Физическая культура

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.


- использование средств языка и речи для получения и передачи информации;

- участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации;

- участие в продуктивном диалоге;

- самовыражение: монологические высказывания разного типа.

- формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости.


  1   2   3




Похожие:

IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
Нормативно-правовой и документальной основой программы формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Функции. Состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу сош №3 п. Эльбан Амурского муниципального раойна
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы