Урок по теме: «первые романовы» icon

Урок по теме: «первые романовы»



НазваниеУрок по теме: «первые романовы»
Дата конвертации29.06.2013
Размер108.26 Kb.
ТипУрок
источник

Урок по теме: «ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ». 10 класс.

      Цели урока: характеристика государственного строя России в XVII в.; выявление изменений, произошедших в системе управления страной по сравнению с предшествующим периодом.

      Основные даты и события
      1613 г. — избрание царем Михаила Федоровича Романова.
      1613—1645 гг. — правление Михаила Федоровича Романова.
      1645—1676 гг. — правление Алексея Михайловича.
      1649 г. — принятие Соборного уложения.

      Термины и понятия урока
      Земские соборы — высшие сословно-представительные учреждения в России середины XVI — конца XVII в. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 г. — с патриархом), Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На Земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.
      Соборное уложение 1649 г. — свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648—1649 гг. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX в.

      Персоналии
      Алексей Михайлович (1629—1676 гг.) — русский царь, сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649 г.), была воссоединена с Русским государством Левобережная Украина (1654 г.), возвращены Смоленск, Северская земля и другие территории; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове и Крестьянская война под руководством Степана Разина 1670—1671 гг., произошел раскол Русской церкви.
      Михаил Федорович (1596—1645 гг.) — избран русским царем в 1613 г., первый царь из династии Романовых. Принадлежал к старомосковскому нетитулованному боярскому роду, занимавшему видное положение при великокняжеском, а затем царском дворе. Юность кандидата давала боярским группировкам надежду править от его имени. С избранием царя Смута не прекратилась, даже положение самого Михаила Федоровича долгое время оставалось неопределенным. Однако постепенно он стал символом национального и государственного возрождения, легитимным монархом, вокруг которого объединились самые различные социальные слои. В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к паломничествам по монастырям. Любимое его занятие — охота, «звериные ловли». Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем.

      Оборудование урока: презентация к уроку

      План изучения нового материала: 1. Первые Романовы. 2. Изменения в системе центрального и местного управления. 3. Вооруженные силы России в XVII в. 4. Соборное уложение 1649 г.

      В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить последствия Смуты. Школьники могут указать на потерю ключевых земель на западе и северо-западе страны, на падение авторитета власти, на подрыв экономики страны. Крестьянство и посадские люди стали значительной силой. Учитель отмечает, что первые годы правления Михаила Романова вошли в историю как «московская разруха», запустение земель в отдельных районах достигло 60%. В этих условиях главной задачей, которая стояла перед властью, была ликвидация последствий Смуты. Преодолеть их можно было, только укрепив самодержавную власть и сделав эффективным аппарат управления страной.
      1. В годы правления Михаила Федоровича Романова (одному из учащихся можно поручить подготовку доклада о первом царе из династии Романовых) царская власть при решении общегосударственных задач опиралась на сословно-представительные структуры.
      В. О. Ключевский так характеризует эти годы: «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с Земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выборные от всех чинов людей Московского государства. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли. По документам известно за время царствования Михаила до 10 созывов Земского собора.
      Что еще важнее, Земский собор в это время является с компетенцией более широкой, какой он не имел прежде... Теперь Земский собор рассматривает такие дела, которыми прежде ведала только Боярская дума, — текущие дела государственного управления, например, вопросы о налогах... Значит, собор прямо входил в круг дел Боярской думы. Но к царю с первых минут по его избрании собор стал в особое отношение. Как временное правительство, он с боярами во главе до приезда новоизбранного царя в Москву распоряжается всем в государстве. Однако не он предписывает условия своему избраннику, а наоборот».
      Во второй половине XVII в. при Алексее Михайловиче начинается переход к абсолютистской форме правления, что выражается в снижении значения Земских соборов, появлении представителей неродовитых фамилий в составе Боярской думы. После 1653 г. деятельность Земских соборов фактически прекращается. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждается в подобном органе управления. По мнению Августина фон Мейерберга, посланника императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга, «...Алексей, без сомнения, Государь, потому что повелевает всеми самовластно по древнему обычаю. Его воля — непреложный закон для всех подданных. Как господин над рабами, он имеет надо всеми право живота и смерти по своему произволению. Когда он сам накажет или по его приказу высекут кого-нибудь розгами либо плетьми, наказанные приносят еще ему благодарность. Не себя называют москвитяне владельцами своего имущества, а Бога да царя...». Учащиеся могут самостоятельно составить историческую характеристику Алексея Михайловича на основе доклада одного из учеников.
      2. Характеристику системы управления страной в XVII в. целесообразно начать с задания построить схему центрального управления Россией в изучаемый период. Учащиеся могут составить ее самостоятельно на основе материалов учебника.

^ Органы государственной власти в России XVII в.



      Анализируя схему, учащиеся отмечают, что изменился состав Боярской думы: увеличилось число и влияние думных дворян и дьяков, попадавших в Думу не за знатность, а за личные способности. Следует обратить внимание на то, что численное расширение превращало Боярскую думу в громоздкий, неэффективный орган управления, и это заставляло царя обсуждать наиболее важные вопросы с узким кругом приближенных и доверенных лиц.
      Система московских приказов была неэффективна. Обычным явлением были взяточничество, волокита, казнокрадство. С усложнением государственного управления и хозяйства возникает путаница с функциями приказов. Отсюда попытка Алексея Михайловича реорганизовать и слить некоторые приказы, что отражено на схеме. Важным моментом является создание Монастырского приказа, что свидетельствовало о начале подчинения церкви государству.
      В вопросе о реорганизации местного управления учитель обращает внимание учащихся на то, что позиции государства на местах также укреплялись, основная власть переходила к назначаемым центром воеводам. При воеводах создавались приказные и судные избы. Воеводам подчинялись земские старосты с земскими избами и губные старосты с губными избами (занимались разбором уголовных дел). На основе материалов учебника учащиеся могут составить схему местного управления.

^ Система местного управления в России в XVII в.



      Учитель отмечает, что широкие полномочия воевод, сходные с полномочиями кормленщиков, вели к злоупотреблениям, с которыми центральная власть пыталась бороться с помощью регулярной смены воевод раз в 2—3 года, организации «сысков» и т. п. Августин фон Мейерберг, посланник императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга, писал: «...царства, области и города, подвластные московскому владычеству, управляются наместниками, называемыми у москвитян воеводами, которых управление, однако же, продолжается редко больше трех лет. Они управляют во всем согласно с постановлениями, которые в 1647 году Алексей велел составить по древним неписаным обычаям и, напечатав, хотел сделать общим законом; а так как лица, пользующиеся расположением государя, получают даром его милости, точно водопроводные трубы воду, но никому не отводят ее даром, то необходимо нужно располагать этих любимцев к себе множеством подарков для получения должности».
      3. На основе материалов учебника учащиеся отмечают усиление централизации в организации вооруженных сил. Дворянское ополчение становится малоэффективным из-за постоянных местнических споров, уклонения от службы, слабой военной подготовки. Меры, предпринимаемые правительством, не помогали. Стрелецкие полки были сосредоточены в основном в Москве. Помимо собственно военной деятельности, стрельцы занимались ремеслом и мелкой торговлей, а к концу XVII в. все чаще использовались в политической борьбе придворных группировок. Примером могут служить стрелецкие восстания 1682 и 1698 гг. Поэтому уже с 30-х гг. XVII в. создаются полки «иноземного» строя: солдатские, рейтарские, драгунские. В качестве офицеров приглашались иностранцы. Основой комплектования таких полков был либо вольный найм, либо принудительный набор «даточных людей» (один человек со 100 дворов). Они получали жалование, а в мирное время отпускались по домам, так как за ними сохранялись земельные наделы. К концу века такие полки уже играли значительную роль в вооруженных силах России. Оборона южных рубежей страны осуществлялась казачеством. Особая роль в этом принадлежала донскому казачеству.
      4. Переходя к рассмотрению Соборного уложения 1649 г., учитель отмечает, что изменения, происходившие в государстве, сопровождались активизацией законодательной деятельности. Как отмечает В. О. Ключевский, «Царствование Михаила было временем оживленной законодательной деятельности правительства, касавшейся самых разнообразных сторон государственной жизни. Благодаря этому к началу царствования Михайлова преемника накопился довольно обильный запас новых законов и почувствовалась потребность разобраться в нем».
      Восстание 1648 г. стимулировало издание нового кодекса феодального права — Соборного уложения.
      Анализ основных положений этого документа можно провести в виде небольшого практикума. Ниже приводится отрывок из Соборного уложения и вопросы и задания к нему.

^ Работа с историческими источниками

Соборное уложение 1649 г.
(Извлечение)

      Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.
      1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.
      2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию. <...>
      18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем. <...>

      Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было.
      1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впередь так делати. <...>
      6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из ыного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет до смерти, и того казнити смертию же. <...>

      Глава XI. Суд о крестьянех.
      1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископы или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
      2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики; и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет. <...>
      9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати; и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать. <...>

      Глава XIX. О посадских людех.
      1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырския, и бояр, и околничих, и думных, и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. <...>
      21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати. <...>
      23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жити в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жити в тягле в сотнях и в слободах; а будет за кого выдут, и их взяти в посад. <...>

      Вопросы и задания к документу: 1. Какие изменения в положении крестьян и посадских людей закрепило Соборное уложение? 2. Интересы каких слоев населения, на ваш взгляд, удовлетворяет Соборное уложение? 3. Опираясь на текст Соборного уложения, приведите аргументы, подтверждающие, что в России наметилась тенденция перехода к абсолютной монархии.

      Отвечая на вопросы и задания к документу, учащиеся делают вывод, что Уложение удовлетворяло требованиям дворянства и верхушки посада. Сыск беглых крестьян становится бессрочным. Тем самым они окончательно прикреплялись к земле, а посадское население — к посадам.
      Как отмечал В. О. Ключевский, «Соборное уложение 1649 г. завершило собой ряд процессов нашей внутренней жизни, начавшихся со Смуты и под ее влиянием, закрепило законом положение государства, создавшееся из этих процессов к половине XVII в.».
      Подводя итог урока, учитель предлагает учащимся еще раз перечислить новые черты государственной системы управления, появившиеся в XVII в. Школьники могут назвать централизацию судебно-административного аппарата, детальную разработку системы суда и унификацию правовых отношений на основе феодальных принципов, а также наметившуюся тенденцию перехода к абсолютной монархии.
      Домашнее задание: § 32, подготовить тезисы ответа по теме: «Укрепление центральной власти России XVII в.».




Похожие:

Урок по теме: «первые романовы» iconДокументи
1. /первые романовы материал/Doc1.doc
2. /первые...

Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по теме: «Первые русские князья»
Цели урока: характеристика политики первых правителей Руси (Игоря, Ольги и Святослава); анализ реформы взимания дани
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок 4-й в теме. Тип урока: Урок постановки учебной задачи
Тема. «Образ жизни подростка». На тему определяется 8 часов. Данный урок 4-й в теме
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по теме «What are the British like?»
Урок по теме «What are the British like?» в 8 классе по учебнику Кузовлева В. П. проведен в ноябре 2008 г учителем английского языка...
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по теме недели. Е. И. Деминова провела урок математики в 1 классе в форме сказки, А. Б. Четкорина показала разнообразные
Этот урок получил самый высокий балл по оценке коллег. Вне конкурса был урок речевого этикета в 5
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по немецкому языку в 8 классе по теме
Данный урок является плановым рабочим уроком по теме «Система школьного образования». Это занятие является логическим продолжением...
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по теме Цели: 1 закрепить понятие о причастном обороте; познакомить с графическим
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме: «первые романовы» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка г. Александров Владимирской области «Последние Рюриковичи, первые Романовы в изобразительном искусстве»
Ивана III до Алексея Михайловича Тишайшего. Тем более, что почти все они побывали в Александровской слободе, которая в 2013 году...
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по теме «Сталинградская битва». 1 декабря в 5А и 5Г классах прошло праздничное родительное собрание, посвящённое Дню матери
А и 5Г классов посетили библиотеку им. Куликова, где сотрудники библиотеки провели урок по теме «Сталинградская битва»
Урок по теме: «первые романовы» iconУрок по теме: «Христос и Его Крест» Урок
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы