Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема icon

Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема



НазваниеУрок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема
Дата конвертации04.07.2013
Размер81.32 Kb.
ТипУрок
источник

МОУ «Кваркенская средняя школа»
Кваркенского района Оренбургской области








Брусенцова Светлана Александровна

МОУ «Кваркенская средняя школа»

Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс.


Тема: Состав слова (обобщение).


Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.


Задачи: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых

частях слова.

2. Развивать умение разбирать слова по составу.

3. Воспитывать любовь к природе.


Оборудование: учебник русского языка, предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация.


^ I. Организационный момент


II. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы будем обобщать знания о составе слова. (Слайд1)


III. Минутка чистописания

У. Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда отправимся – надо отгадать ребус. (Слайд2)



о ← с

море ’’

с




^ Д. В космос.


У. Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

(Слайд3)




У. Космос - слово словарное. Посмотрите, как оно пишется и запомните.

космос

I группа – запоминает слово и пишет его, стараясь не смотреть на доску.

II группа – может смотреть на доску, если испытывает затруднения.

III группа – списывает с доски.

Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд4)

^ Космос, космонавт, ракета, космический

Д. Ракета. Космос, космонавт, космический – однокоренные.

У. Какие слова называются однокоренными? Выделите корень. (Слайд5)


^ IV. Обобщение по теме.

У. В космос мы отправимся на ракете, которую сделали сами на уроке труда.

(Слайд6)


Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.




Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить то, о чем я буду рассказывать. В это время постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.


« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню». (Слайд7)



У. На первую строку запишите слова, которые вы нашли.

1.Звезд , звед ы,, звезд ами , о звезд ах .

Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.

(Слайд8)

^ Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

У.Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Выходим, а там: светит солнце, поют птицы, вокруг много цветов, деревьев. Так приятно и красиво. Планета – как один большой сад. (Слайд9)

Давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

^ Д. Корень, ствол, ветки, листья.

У. А какая часть самая главная?

Д. Корень.

У.На этой планете растут необычные деревья – словообразовательные. На них вырастают новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .Что бы оно выросло надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

- Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

(Слова вывешивают на доску)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.


^ У. Какие это слова?

Д. Однокоренные.

У.Почему их так называют?

Д.У этих слов общий корень.

У. Что такое корень?


Д. Корень – это общая часть однокоренных слов. (Слайд10)

У.Вот какое красивое дерево выросло.



Мы идем по планете дальше. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.


^ V. Физкультминутка.




Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

(Слайд11)


^ V.Обобщение (продолжение)

У. Среди множества цветов выделяется один, он очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?

Д. Ромашка.

У. На этой планете такой цветок называется приставочным.

Как вы думаете, почему?

^ Д. На лепестках – приставки.

У. Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. Запишите их на третьей строке и выделите приставки.

(Слайд12)



3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.

У. Что такое приставка? Для чего она служит?

Д.Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У. Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через овраг. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите на четвертой строке.





гнездо ёнок

сова ышк

ветер к

береза ок

коза ик

мост очк (Слайд13)





4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

У.Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

^ У. Посмотрите, у каждой записанной строки есть номер. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

Д. Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

^ У. Как называется такой разбор?

Д. Разбор слова по составу.

У. Найдите памятку в учебнике и прочитайте. А теперь проверим, чему вы научились на этой планете.


^ VI. Самостоятельная работа.


У. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд14)


I группа II группа III группа




садик садовый посадить

У. Какие это части речи?

Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У. Сделайте разбор частей речи, используя памятку.

Сверьте свои работы с теми, что на доске. Поставьте себе оценку.


VII. Итог.


У. Нам уже пора домой. Но, прежде чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называется эта планета. Для этого надо отгадать кроссворд. (Слайд15)

1. Изменяемая часть слова.

2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Общая часть однокоренных слов.






м





















о

к

о

н

ч

а

н

и

е










п

р

и

с

т

а

в

к

а




с

у

ф

ф

и

к

с










к

о

р

е

н

ь
















м














^ У. Планета, на которую мы прилетели, называется Планетой морфем.

Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.


Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.

(Слайд16)




Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.




VIII. Оценка

(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке.)


IХ. Домашнее задание (Слайд17)

Повторить правила. Подготовиться к контрольной работе.


Х.Литература

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005г.

2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание.

3. Перекатьева О.В. Первоклашки в гостях у сказки. – Ростов н/Д: «Феникс».





Похожие:

Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconЯзык – важнейшее средство общения (вводный урок–путешествие в 5-м классе)
Сегодня праздник вы пришли в пятый класс и урок у нас будет необычный. Вы не будете писать, читать это после. Сейчас мы отправимся...
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconДокументи
1. /Русский язык 7 класс/Календарно-тематический план русский 7 класс.docx
2.
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconРусский язык 5 класс Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» (Урок «Космическое путешествие»). Цель и задачи
Цель и задачи: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном; закрепление навыка отграничивать прилагательное от других...
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconТихонова Надежда Павловна Класс: 2 Школа: мкоу оош село Полом Кирово- чепецкого района Кировской области Предмет: русский язык Тема урок
Тема урока: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу и другими изученными орфограммами с использованием краеведческого...
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconРабочая программа по учебному предмету «русский язык», 5 класс программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5 9, 10 11»
Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 6 класс» под редакцией доктора
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconУрок по предмету «Русский язык» Тема: «Обобщение знаний по теме «Местоимение»»
Этот урок? ( Повторить всё, что знаем о местоимении)
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconРежим работы моу «Уразовская сош №1 имени Ф. Энгельса» Количество классов комплектов: всего-22
Всего – Это классы, в которых продолжается углубленное изучение отдельных предметов: 7 а – русский язык,8 – русский язык, 9 а – русский...
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconМуниципальное учреждение управление образования администрации питерского муниципального района саратовской области прика з №396 от 28.
Моу «сош с. Алексашкино» (обществознание,10 класс), моу «сош с. Агафоновка» (русский язык, 5 класс), моу «сош с. Питерка (русский...
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconУрок путешествие по сказке «Гуси лебеди». Русский язык во 2 классе (по учебнику В. П. Канакиной)
Цель: Формировать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком
Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс. Тема iconДокументи
1. /РП русский язык/2012_Беляева_Рус.яз_11кл базовый.doc
2. /РП...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы