|
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» Градоблянская Людмила Петровна учитель математики классный руководитель 11 класса Цель: показать значение, роль и свойства слова в жизни человека; определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов, формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. ^ Ход классного часа: Учитель: Ребята! Наш сегодняшний классный час о культуре русской речи и здоровье души Ученик: Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами, ^ Они слышны и здесь, и там, на улице и дома: Одно – давно привычно нам, другое незнакомо. Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном океане слов Купаться ежечасно! Учитель: Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание. Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей. Ученик: «Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки". На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой". Ученик: Словом можно осчастливить, а можно повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». ^ С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, ^ Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; ^ Как знамена в чехле, их в душе берегу. Учитель: Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару? Ученик: У Владимира Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай - не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздробить. Оно одарит, иль ограбит. Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. Учитель: Удивительно, но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек? Ученик: В азербайджанском языке слово человек звучит, как адам. Учитель: А что означает слово человек в русском языке? Ученик: В «Славянорусском корнеслове» Александр Семенович Шишков возводит его происхождение к понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога! Учитель: Какое же высокое достоинство придано всем нам! Давайте по- новому осознаем привычные слова, например слово образование. Ученик: Корень этого слова – образ, то есть икона. Учитель: Таким образом наш мудрый язык подсказывает нам, что образование - это не просто передача суммы знаний, а восстановление в человеке образа Божия. Ученик: Что же, слово безобразие означает потерю образа Бога? Учитель: Именно так. Возможно кто-то спросит: а не все ли равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть? Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб. Чем же обогатился наш язык последние десятилетия? И обогатился ли? Сценка Ученики: - Привет, чувак! Bay! Твоя тачка? - Моя! - Классный тюнинг у твоей тачки! - А то! Фарэва! - Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг? - Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом... - О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд? - Прикольно! Замётано! Учитель: Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали! Русский язык сегодня - четвертый по распространенности в мире, где насчитываются более двух с половиной тысяч языков. Он является родным для двух сот восьмидесяти восьми миллионов человек на земле. Больно и тревожно за судьбу нашего языка. Владимир Короленко писал: «Мне страшно подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним и мои стремления, мечты, любовь к природе, родному народу, стране». Ученик: Пусть для кого-то он не самый Хороший на материке, Но маму мы назвали мамой На нашем русском языке. И потому-то столь тревожно Душе, когда земляк иной Тебя коверкает безбожно, Как будто вовсе не родной. И нет конца моей тревоге, И этот груз не сбросить с плеч- Я думаю, какой в итоге Дойдет к потомкам наша речь? Учитель: Сегодня мы разучились сверять свою жизнь с учением христианства и, возможно поэтому так остры современные ситуации, происходящие с нашим языком, который принадлежит к Святыням России. Учитель: Наша речь пережила много испытаний. В годы Великой Отечественной войны для поэтессы Анны Ахматовой сохранить великое русское слово означало - сохранить родной язык, а значит, сохранить великий русский народ. В ее стихах – завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. Ученик: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Учитель. У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять сквернословием. Ученик: Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Ученик: В наше время мат используется: 1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к "своим". Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). Учитель Слова – выражение мыслей, а мысли могут быть гадкие, злобные, осуждающие и даже проклинающие. И вот грубые скверные слова носятся в воздухе, загрязняют нашу среду обитания и разрушают наше здоровье, душевное равновесие, наше настроение. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Не может не заинтересовать научная точка зрения на эту проблему. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И, в зависимости от ритма и смысловой нагрузки, эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. (Демонстрируются, на слайдах презентации фотографии кристаллов воды.) Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так не могут уста ругать самое святое и прекрасное. Ученик: (Э. Асадов «О скверном и святом», 1970) Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное - Мать! Так почему ж большое слово это, . Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено? Тот пращур был и тёмный, и дурной И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось как тёмная река. Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь годы и века... Пусть иногда кому-то хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки причём? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее - от самого святого! Не уж то вправду за любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уж не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?! Ну как позволить, чтобы за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь как хотите, Но не теряйте звания людей: Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! (На слайде презентации - фотографии учеников с мамами) Учитель Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми. Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка. (песня Е. Смольяниновой «Слово мама дорогое»). Ученики работают. Учитель. Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая. А теперь, подведем итог нашего классного часа. Ученики: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты - очень и очень важно. (На экране - слайд презентации) 1. Слово - особый дар. 2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей. 3. Приготовься ответить за каждое свое слово. 4. Думай, с какой целью произносишь слово. 5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают». 6. Молчи, особенно в неприятностях Звучит музыка Ученики дарят гостям, присутствующим на классном часе, цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота». ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета "Сквернословие в нашей жизни" Класс_______ «___» Пол м / ж 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________ 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________ 3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________ 4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________________________________ 5. Как ты думаешь, плохо это или нет? __________________________________________________________________ 6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? __________________________________________________________________ 7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________ 8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? __________________________________________________________________ 9.От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________________________________________ 10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? __________________________________________________________________ 12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? __________________________________________________________________ Спасибо за откровенность! Литературные источники
Ресурсы интернета: http://www.gramota.ru http://www.slova.ru |
![]() | Методическая разработка классного часа Это знамя наша гордость и святыня. Поэтому признание его в качестве одного из символов России закономерно. Материал классного часа... | ![]() | Разработка тематического классного часа для 10–11-х классов по профилактике подростковой наркомании "Я выбираю жизнь!" Цель Провести предварительное анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в новых ощущениях |
![]() | «Что имеем – не храним, потерявши плачем» (Методическая разработка классного часа 7А класс, классный руководитель Елистратова Юлия Сергеевна) Едставление детей о здоровом образе жизни, способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности,... | ![]() | Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Победы «Память сердца» Методическая разработка предназначена для проведения классных часов по тематике вов, где звучат песни военных лет, стихи, показаны... |
![]() | Сценарий классного часа. Защита фантастических проектов «Страна, в которой мне хотелось бы жить». (Коллективное творческое дело) Цель классного часа Показать значение творческого отношения к делу каждого ученика в подготовке сценария «Страна, в которой мне хотелось бы жить» | ![]() | КонсультантПлюс Приложение №7 утверждено приказом мнс россии от 03. 03. 2004 № бг-3-09/178 Форма №09-2-1 Российской Федерации (для иностранного гражданина или лица без гражданства; для гражданина России, представившего документ, удостоверяющий... |
![]() | КонсультантПлюс Приложение №7 утверждено приказом мнс россии от 03. 03. 2004 № бг-3-09/178 Форма №09-2-1 Российской Федерации (для иностранного гражданина или лица без гражданства; для гражданина России, представившего документ, удостоверяющий... | ![]() | Классный час "Умей дружить" Цели классного часа: Научить детей выяснять отношения спором, употреблять слова, выражающие отказ, просьбу, извинения, сделать класс более дружным и сплочённым Воспитание любви к русской речи, воспитание личности, способной правильно воспринимать любую информацию, отстаивать свою точку зрения... |
![]() | Роль классного руководителя в воспитании гражданина России Однозначно прописанных функций классного руководителя не существует, и в педагогических вузах нет такой специальности классный | ![]() | Классный час «Мы- граждане России» (разработка классного часа взята из ресурсов сети Интернет) Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом... |