«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» icon

«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души»



Название«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души»
Дата конвертации06.07.2013
Размер121.03 Kb.
ТипДокументы
источник

«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России»


Разработка классного часа для старшеклассников

«О культуре русской речи и здоровье души»


Градоблянская

Людмила Петровна

учитель математики

классный руководитель 11 класса

Цель: показать значение, роль и свойства слова в жизни человека; определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов, формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

^ Перед проведением классного часа можно провести анкетирование старшеклассников по теме: «Сквернословие в нашей жизни» (Приложение)

Ход классного часа:

Учитель:

Ребята! Наш сегодняшний классный час о культуре русской речи и здоровье души

Ученик:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

^ И всё, что в памяти у нас, - означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое незнакомо.

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном океане слов

Купаться ежечасно!

Учитель:

Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание.

Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.

Ученик: «Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки". На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".

Ученик: Словом можно осчастливить, а можно повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова».

         ^ Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

         С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

         Словом можно убить, словом можно спасти,

         Словом можно полки за собой повести,

         ^ Словом можно продать, и предать, и купить,

         Словом можно в разящий свинец перелить.

         Но слова всем словам в языке у нас есть:

         Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

         ^ Повторять их не смею на каждом шагу, -

         Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель:

Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

Ученик:

У Владимира Солоухина есть замечательное стихотворение

«Слово о словах»:

 Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 

Оно одарит, иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Учитель: Удивительно, но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек?

Ученик: В азербайджанском языке слово человек звучит, как адам.

Учитель: А что означает слово человек в русском языке?

Ученик: В «Славянорусском корнеслове» Александр Семенович Шишков возводит его происхождение к понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога!

Учитель: Какое же высокое достоинство придано всем нам!

Давайте по- новому осознаем привычные слова, например слово образование.

Ученик: Корень этого слова – образ, то есть икона.

Учитель: Таким образом наш мудрый язык подсказывает нам, что образование - это не просто передача суммы знаний, а восстановление в человеке образа Божия.

Ученик: Что же, слово безобразие означает потерю образа Бога?

Учитель: Именно так. Возможно кто-то спросит: а не все ли равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть? Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб.

Чем же обогатился наш язык последние десятилетия? И обогатился ли?

Сценка

Ученики:

- Привет, чувак! Bay! Твоя тачка?

- Моя!

- Классный тюнинг у твоей тачки!

- А то! Фарэва!

- Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?

- Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом...

- О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?

- Прикольно! Замётано!

Учитель: Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!

Русский язык сегодня - четвертый по распространенности в мире, где насчитываются более двух с половиной тысяч языков.
Он является родным для двух сот восьмидесяти восьми миллионов человек на земле. Больно и тревожно за судьбу нашего языка.


Владимир Короленко писал: «Мне страшно подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним и мои стремления, мечты, любовь к природе, родному народу, стране».

Ученик:

Пусть для кого-то он не самый

Хороший на материке,

Но маму мы назвали мамой

На нашем русском языке.

И потому-то столь тревожно

Душе, когда земляк иной

Тебя коверкает безбожно,

Как будто вовсе не родной.

И нет конца моей тревоге,

И этот груз не сбросить с плеч-

Я думаю, какой в итоге

Дойдет к потомкам наша речь?

Учитель: Сегодня мы разучились сверять свою жизнь с учением христианства и, возможно поэтому так остры современные ситуации, происходящие с нашим языком, который принадлежит к Святыням России.


Учитель: Наша речь пережила много испытаний. В годы Великой Отечественной войны для поэтессы Анны Ахматовой сохранить великое русское слово означало - сохранить родной язык, а значит, сохранить великий русский народ. В ее стихах – завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру.

Ученик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Учитель. У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять сквернословием.

Ученик:

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Ученик:

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим". 

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).  

Учитель Слова – выражение мыслей, а мысли могут быть гадкие, злобные, осуждающие и даже проклинающие. И вот грубые скверные слова носятся в воздухе, загрязняют нашу среду обитания и разрушают наше здоровье, душевное равновесие, наше настроение. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Не может не заинтересовать научная точка зрения на эту проблему. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И, в зависимости от ритма и смысловой нагрузки, эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
(Демонстрируются, на слайдах презентации

фотографии кристаллов воды.)

Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так не могут уста ругать самое святое и прекрасное.

Ученик: (Э. Асадов «О скверном и святом», 1970)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это, .

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки причём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее - от самого святого!

Не уж то вправду за любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уж не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

(На слайде презентации - фотографии учеников с мамами)

Учитель Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми. Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка.

(песня Е. Смольяниновой «Слово мама дорогое»).

Ученики работают.

Учитель. Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая. А теперь, подведем итог нашего классного часа.

Ученики: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты - очень и очень важно.

(На экране - слайд презентации)

1. Слово - особый дар.

2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

3. Приготовься ответить за каждое свое слово.

4. Думай, с какой целью произносишь слово.

5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают».

6. Молчи, особенно в неприятностях

Звучит музыка

Ученики дарят гостям, присутствующим на классном часе, цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».


ПРИЛОЖЕНИЕ


Анкета "Сквернословие в нашей жизни"

Класс_______ «___»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? __________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? __________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? __________________________________________________________________
9.От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? __________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? __________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!


Литературные источники

  • Банников Н. В. Три века русской поэзии.- М.: «Просвещение». 1986

  • Ирзабеков В. Тайна русского слова. - М.: Даниловский Благовестник, 2002

  • Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. – Москва : ПРО-ПРЕСС, 2010

Ресурсы интернета:

http://www.gramota.ru

http://www.slova.ru




Похожие:

«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconМетодическая разработка классного часа
Это знамя наша гордость и святыня. Поэтому признание его в качестве одного из символов России закономерно. Материал классного часа...
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconРазработка тематического классного часа для 10–11-х классов по профилактике подростковой наркомании "Я выбираю жизнь!" Цель
Провести предварительное анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в новых ощущениях
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» icon«Что имеем – не храним, потерявши плачем» (Методическая разработка классного часа 7А класс, классный руководитель Елистратова Юлия Сергеевна)
Едставление детей о здоровом образе жизни, способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности,...
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconМетодическая разработка классного часа, посвященного Дню Победы «Память сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения классных часов по тематике вов, где звучат песни военных лет, стихи, показаны...
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconСценарий классного часа. Защита фантастических проектов «Страна, в которой мне хотелось бы жить». (Коллективное творческое дело) Цель классного часа
Показать значение творческого отношения к делу каждого ученика в подготовке сценария «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconКонсультантПлюс Приложение №7 утверждено приказом мнс россии от 03. 03. 2004 № бг-3-09/178 Форма №09-2-1
Российской Федерации (для иностранного гражданина или лица без гражданства; для гражданина России, представившего документ, удостоверяющий...
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconКонсультантПлюс Приложение №7 утверждено приказом мнс россии от 03. 03. 2004 № бг-3-09/178 Форма №09-2-1
Российской Федерации (для иностранного гражданина или лица без гражданства; для гражданина России, представившего документ, удостоверяющий...
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconКлассный час "Умей дружить" Цели классного часа: Научить детей выяснять отношения спором, употреблять слова, выражающие отказ, просьбу, извинения, сделать класс более дружным и сплочённым
Воспитание любви к русской речи, воспитание личности, способной правильно воспринимать любую информацию, отстаивать свою точку зрения...
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconРоль классного руководителя в воспитании гражданина России
Однозначно прописанных функций классного руководителя не существует, и в педагогических вузах нет такой специальности классный
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоровье души» iconКлассный час «Мы- граждане России» (разработка классного часа взята из ресурсов сети Интернет)
Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы