Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока icon

Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока



НазваниеТема урока: «Все было беды и победы » Цель урока
Дата конвертации06.07.2013
Размер116.88 Kb.
ТипУрок
источник

Тема урока: «Все было - беды и победы….»

Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики Петра 1

Задачи урока:

  • Образовательные: создать условия для определения учащимися основных направлений и результатов внешней политики России п.ч. 18 века

  • Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи

  • Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценки прошлого своей страны

  • Формирование ключевых метапредметных компетенций:

учебных: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), грамотной устной речи

коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,

толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами

социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся

^ Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: карта «Россия в п.ч. XVIII века», мультимедийный проектор, ПК

Основные понятия: Северный союз, Северная война, Битва при Лесной, Полтавская битва, Ништадтский мир

План урока: 1. Направления внешней политики, цели и задачи

2. Южное направление

3. Западное направление

4. Итоги внешнеполитической деятельности

Учитель: Здравствуйте! Я вас встретила сегодня впервые.

Но я человек, и вы человек

Мы люди на этой земле.

Здравствуйте,

Как я рада,

Что могу вам это сказать!

Здравствуйте, говорю вам я, Развина Лариса Валерьевна, учитель истории. Сегодня вместе с вами мы вновь обратимся эпохе Петра I

Предыдущие уроки были посвящены преобразовательной деятельности Петра I

^ С какими реформами вы познакомились ?

Какая область деятельности не была освещена?

Учащиеся называют – внешняя политика

Учитель: я предлагаю назвать наш урок словами советского поэта Гордейчева В «Все было - беды и победы…»

^ Почему поэт характеризует внешнюю политику Петра именно этой строкой

Учащиеся называют - какие беды, победы, чего было больше

Учитель:

О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой

Учащиеся называют: направления

Цели

Задачи

Союзники, соперники

Результаты

Учитель: Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики при Петре I. Результаты нашей работы мы будем фиксированы в технологической карте. (берем в руки карту) В ней вы ведете записи в течение урока, вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики, а также при характеристики каждого из направлений.

работа по карте – обратите внимание на карту «Россия в п. ч. 18 века» – какая внешнеполитическая цель стояла перед Россией

учащиеся называют и фиксируют в карте (цель) – выход к морям

Учитель: зачем

Учащиеся называют и фиксируют в карте (задачи) изменение статуса государства – великая держава, развитие прочных экономических связей с Европой, морские пути, так как они дешевле

Учитель: выход к каким морям имел важное значение для России

Учащиеся называют - Балтика, Черное море

Учитель: названные вами моря имели значимое экономико-географическое положение для России и определили основные направления внешней политики. Определите эти направления

Учащиеся называют и фиксируют в карте (направления) – южное, западное

Учитель: какие государства могли препятствовать продвижению России к морям

Учащиеся называют и фиксируют в карте (противники) – Турция (для южного направления), Швеция (для западного направления)

Учитель: Петр начинает свою внешнеполитическую деятельность на южном направлении. открываем учебник с. 25 пункт параграфа Азовские походы.

Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности Петра I на данном направлении

Учащиеся называют - военные походы состоялись в 1695, 1696 гг.(зафиксировать в технологической карте - события), Азов был присоединении, но выход к Черному морю не получили. (зафиксировать в карте в поле результаты)

Учитель: почему (по карте)

Учащиеся называют - Азовское море оставалось под контролем Османской империи

Учитель: что в это ситуации мог сделать Петр I.

Учащиеся называют - Возможно, продолжить войну

Учитель: что для этого нужно? Россия могла противостоять Османской империи в одиночку? Учащиеся называют – Союзники, не было помощи

Учитель: работа по картекакие государства могли стать союзниками для России в случае продолжения войны

Учащиеся называют - Речь Посполитая, Австрия

Учитель: Петр отправляется в Великое посольство в Европу, но договориться с Р.П. и Австрией не удалось, так как они были втянуты в войну за испанское наследство.

^ Какой выход из создавшейся ситуации вы видите, представьте на месте русского царя

Учащиеся называют - Союз с Турцией

Учитель: (фиксировать в карте – результаты) в 1700 г. – союз с Турцией

Учитель: подведем итог

Задание для групп

1 группа – проанализировать результативность южного направления для развития России

Учащиеся должны сказать, цели не были достигнуты, поэтому результаты при затратах минимальны

^ 2 группа – обратиться к теме урока – чего было больше бед или побед

Учащиеся должны назвать – больше бед


3 группа – спрогнозировать по результатам южного направления дальнейшее течение внешнеполитических событий

Учащиеся должны сказать, что необходимо менять направление, так как здесь не было даже союзников

Учитель: теперь у России появляется возможность обратить внимание на запад, по выражению Платонова повинуясь стихийному движению Москвы. Но с какими силами и союзниками начинать войну?

Работа с источником обратимся к мнению русского историка Ключевского

«Намечены были ближайшие цели, но не заметно разработанные планы. Какие были союзники у Петра в начале этой войны? ^ Польский король Август II, не сама Польша – совсем бессовестный саксонский авантюрист…Дания, не умевшая собрать для защиты своей столицы от 15 тыс. шведов, а душою союза был ливонский проходимец Паткуль, предназначавший Петру, единственному серьезному участнику этой опереточной коалиции, роль совсем балаганного простака, который за свои будущие победы должен удовольствоваться болотами Ингрии и Карелии.»

Учащиеся называют и фиксируют в карте (союзники)- Польша, Дания, Саксония

Учитель: все эти государства вошли в состав Северного союза. Во главе его стала Россия. В 1700 г.(фиксировать в карте – события) начинается Северная война со Швецией и начинается она для России с позорного поражения под Нарвой. Почему, ведь Россия сама начала войну?

Задания по группам: назовите причины поражения под Нарвой по различным историческим источникам.

1 группа – Петр I – причины поражения под Нарвой

^ ПЕТР I О НАРВСКОМ СРАЖЕНИИ.

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать день и ночь».

^ 2 группа – Павленко Н.И. – причины поражения под Нарвой

«Оказалось, что артиллерийского парку недоставало ни осадных орудий, ни их мощности, чтобы пробить бреши в стенах крепости; … порох был низкого качества и не обеспечивал ядрам достаточной ударной силы; провиантская служба в армии находилась на таком низком уровне, что не снабдила её необходимым продовольствием; наконец, личный состав – ни солдаты, ни офицеры не обнаружили необходимой выучки»

^ 3 группа – Соловьев – на основе исторического источника и ответов 1 и 2 групп сформулируйте основные уроки, извлеченные Петром I из нарвской конфузии:

Учащиеся:

  1. Преобразования внутренней политики

  2. Реорганизация армии

  3. Перевооружение

Учитель: как вы думаете какие выводы сделает король Швеции и главнокомандующий шведской армией Карл ^ XII после победы под Нарвой

Учащиеся называют – с Россией покончено.

Учитель: поэтому он направляет силы своей армии против союзников России, добиваясь их выхода из Северного союза. В России Петр начинает первые реформы, о которых мы говорили в начале урока

Учитель: результаты не замедлили сказаться. Одним из важнейших сражений стала баталия при Лесной. Сам Петр оценивал её так – на слайд (фиксировать в карте – события)

«Тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и мать Полтавской баталии, как ободрением людей, так и временем»

Учащиеся называют - поднялся боевой дух, приобрели опыт

Учитель: да по времени решающее сражение Северной войны произошло спустя 9 месяцев после битвы при Лесной. Это была Полтава (слайд – дата битвы (фиксировать в события)). Накануне сражения к солдатам своих армий обратились главнокомандующие – Петр и Карл

^ Слайд и чтение выразительное учеников 1 и 2 групп от имени Петра и Карла, обращаясь к 3 группе

Задание для 3 группы – за кем бы вы пошли и почему

Учитель: а теперь обратимся к фактам

Слайд видеороликом

Учитель: Вспомните, какое литературное произведение сообщает нам об этом сражении?

Учащиеся – полтавский бой

Учитель: Пушкин прекрасно передает настроение солдат армий, ход и результат сражение,

И грянул бой, Полтавский бой!.. Но близок, близок миг победы

Швед, русский — колет, рубит, режет; Ура! мы ломим; гнутся шведы.

Бой барабанный, клики, скрежет, О славный час! о славный вид!

Гром пушек, топот, ржанье стон - Ещё напор - и враг бежит.

И смерть и ад со всех сторон.

Учитель: каков результат битвы

Учащиеся победа

Учитель: в чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой

Учащиеся называют - создание регулярной армии

- вооружение, обмундирование,

- патриотизм солдат и офицеров, которые защищали свое отечество

Учитель: можно ли считать , что война завершилась после победы русских под Полтавой

Учащиеся называют - нет, так как Швеция господствует на море

Учитель: морские победы в 1714, 1720 года заставили пойти Швецию (фиксируют в карте – события) на подписание мирного договора в Ништадте. Заполните технологическую карту – результаты Северной войны и подумайте какие последствия имели результаты войны для России.

Работа по с. 30 учебника

  • Россия вернула территории утраченные в смутное время, в карту

  • Включила Эстляндию, Лифляндию

  • Получила выход в Балтику

  • Стала морской державой

  • Изменила статус на международной арене

  • Укрепила обороноспособность страны

Учитель: сравните результаты направлений внешней политики. Какое из них было более удачным?

Учащиеся называют западное. почему?

Обратимся к теме нашего урока - Чего было больше – бед или побед

Учащиеся называют - Много было и того и другого,

Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития,

Рефлексия- а теперь проверим уровень наших знаний - тестирование устное фронтальное по слайдам

^ Оценки за урок

Домашнее задание на слайд: Существует две точки зрения,

1.Петр I был продолжателем внешнеполитической деятельности своих предшественников

2 Петр I был новатором во внешнеполитической деятельности

Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Аргументируйте свой ответ.

Спасибо за урок и поддержку, взаимопонимание, мне приятно было сотрудничество с вами

Учитель: если вы заинтересовались данной темой или вы хотите поделиться впечатлениями о нашей совместной работе я приглашаю вас на мой сайт. Адрес указан на листе технологической карты.


Тема урока: «Все было - беды и победы….» (внешняя политика России в п.ч. XVIII века)

Цель России в п.ч. XVIII века:

________________________________________________________________________

Задачи России в п.ч. XVIII века:

1. ___________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________


Направления внешней политики России в п.ч. XVIII века:



Направления








Противники








Союзники









^ Основные события









Результаты











«Намечены были ближайшие цели, но не заметно разработанные планы. Какие были союзники у Петра в начале этой войны? ^ Польский король Август II, не сама Польша – совсем бессовестный саксонский авантюрист…Дания, не умевшая собрать для защиты своей столицы от 15 тыс. шведов, а душою союза был ливонский проходимец Паткуль, предназначавший Петру, единственному серьезному участнику этой опереточной коалиции, роль совсем балаганного простака, который за свои будущие победы должен удовольствоваться болотами Ингрии и Карелии.»

Русский историк Ключевский В.О.


^ ПЕТР I О НАРВСКОМ СРАЖЕНИИ.


«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать день и ночь».


«Оказалось, что артиллерийского парку недоставало ни осадных орудий, ни их мощности, чтобы пробить бреши в стенах крепости; … порох был низкого качества и не обеспечивал ядрам достаточной ударной силы; провиантская служба в армии находилась на таком низком уровне, что не снабдила её необходимым продовольствием; наконец, личный состав – ни солдаты, ни офицеры не обнаружили необходимой выучки».

Советский историк Павленко Н.И.


«Первый урок был тяжел: русские потерпели поражении, потеряли много людей, всю артиллерию. Но у них оставался Петр Великий, а великие люди бывают, сильны приготовлением к неудачам и к успеху, ибо не теряют духа при неудаче и умеют пользоваться успехом. Неудача – проба гения, и Петр умел выдержать страшные искушение…

Кроме материальных потерь, нравственное впечатление нарвского поражения было ужасно….. В глаза у многих нарвское поражение было явным наказанием божьим за грех нового дела».

Русский историк Соловьев С.М.




Похожие:

Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconАнализ урока иностранного языка Дата 200 г. Учитель Тема урока Цель урока Цель посещения
Цель урока
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconКонспект урока. Химия, 11 класс. Тема урока: «Из чего сделана наша одежда». Вид урока: Изучение новых понятий. Цель
Цель: Раскрыть по содержанию и объему понятие волокно, как высокомолекулярное соединение
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconТема урока: «Химический состав клетки. Органические вещества» 10 класс (спаренный урок) Цель урока
Цель урока: повторение, систематизация, закрепление, совершенствование и контроль знаний обучающихся по химическому составу клетки...
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconТема урока: что скрывается в строке меню цель урока
Тип урока: урок изучения нового материала и применения знаний к решению компьютерных задач
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconРазработка урока музыки в 1 классе, 3 четверть Учитель: Шинкарёва А. Н. Тема урока: «Музыкальные портреты»
...
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconТема «Полезные ископаемы России». Цель урока
...
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconКонспект урока тема урока: «Назначение и устройство компьютера» фио (полностью)
Цель урока: Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве...
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconПлан урока №1 Тема урока Системы автоматизированного проектирования. Тип урока Урок формирования новых знаний Вид урока
Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представления о разнообразии программных средств создания инженерной графики
Тема урока: «Все было беды и победы » Цель урока iconКонспект урока 8 класс. Тема урока: Витамины
Цель урока: Разъяснить, что такое витамины, их роль в обмене веществ, значение основных групп витаминов, содержание их в продуктах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы