Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» icon

Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе»



НазваниеЭссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе»
Дата конвертации09.07.2013
Размер113.55 Kb.
ТипДокументы
источник

Эссе на тему: «Использование ИКТ в образовательном процессе».

В ИКТ - компетентности учителя-предметника можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная.

Под базовой ИКТ - компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю для решения образовательных задач средствами информационно-коммуникационных технологий.

Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию учебного процесса. Это:

  • наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ;

  • наличие представлений о едином образовательном пространстве образовательного учреждения;

  • наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования;

  • владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;

  • владение приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих материалов в электронном виде;

  • владение приёмами организации личного информационного пространства;

  • владение технологическими основами создания сайта поддержки образовательной деятельности.

Сегодня учитель - уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор и координатор учебной деятельности. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

В этих условиях я пришла к выводу о целесообразности применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что обучение физике на основе ИКТ позволяет существенно повысить эффективность использования учебного времени, что очень важно при сокращении количества учебных часов. Стараюсь активно использовать материалы школьной медиатеки. Учащимся предлагаю работу с текстами электронных энциклопедий: «От плуга до лазера», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Используя эти энциклопедии, учащиеся знакомятся с данным там глоссарием, находят дополнительный материал о жизни и научной деятельности ученых (Например, о И. Ньютон, Д.Максвелл, Г.Галилей). Все это ведет к положительным результатам:

    • появляется интерес к ученым, физическим явлениям, которые они открыли;

    • расширяется кругозора учащихся.

При изучении нового материала сложилась определенная собственная система по применению ИКТ. Считаю, что большую пользу в усвоении нового материала кроме рассказа учителя играют знаковые системы, поэтому почти ко всем темам составлены опорные конспекты, обобщенные схемы, таблицы, позволяющие глубже усвоить теоретический материал. При этом «работают» все виды памяти:

Все это ведет к прочному усвоению теоретических знаний по теме, у учащихся появляется возможность вернуться к тому материалу (у учащихся есть папки с этими блоками) когда они что-то забыли. Изучение нового материала раскрывает широкие возможности для виртуального моделирования и визуализации тех физических явлений, которые ранее не были доступны для демонстрации (Например, Броунское движение, равноускоренное движение, ядерный взрыв). Познавательный процесс при этом оптимизируется, создаются условия для развития наглядно-образного и логического мышления учащихся.

Для более глубокого освоения методики применения презентаций в 2009 - 2010 учебном году я прохожу дистанционные курсы «Компьютерная поддержка урока физики» на базе Педагогического университета «Первое сентября». В процессе обучения я познакомилась с методикой создания учебного проекта в программе Publisher. Конструктор презентаций позволяет достаточно быстро подготовить материал по заданной теме, обеспечивает наглядность процессов и явлений, поддерживает динамику урока. Проводить презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, в зависимости от поставленных целей ее использования:

  • для объяснения нового материала; например, в теме «Давление» 7класс предъявлены кадры с четкой формулировкой учебной проблемы, продуман способ анимации кадра, и сопровождающий видеоряд. В 8 классе по теме «Свет» важность новых знаний отражена через серию проблемных вопросов (с видеорядом), ответы на которые учащиеся сформулируют после изучения темы. На уроке «Звук» 9 классе обращение через гиперссылку к историческим фактам, исследованиям, которые связанны с реальным «физическим» экспериментами.

  • для демонстрации процесса (построение диаграмм и таблиц); например, в теме «Сила трения. Трения скольжения. Трение покоя » 7 класс, «Законы Ньютона» 9 класс.

  • для показа результатов индивидуальных и групповых проектов; групповые проекты создаются детьми, которые имеют хороший опыт в их создании. В 8 классе по темам «Оптические приборы», «Электронагревательные приборы».

  • для корректировки и контроля знаний, например, по теме «Графики движения» в 7 классе.

Используя возможности программы Power Point за последние три года мною созданы учебные презентации практически по всем темам физики в 7 и 8 классах. Активно разрабатываю в этом учебном году для 9 и 10 классов. Они помогают разнообразить уроки.

В этом году начала использовать интересный, по моему мнению, вид работ – это виртуальные лабораторные работы.


Это позволяет проводить такие лабораторные работы, которые ранее были недоступны из-за отсутствия оборудования, громоздкости эксперимента, сложности вычислений. Вместе с тем, лабораторные работы в компьютерном варианте обеспечат полную самостоятельность мышления и деятельности каждого ученика.

По роду деятельности учащихся, компьютерные эксперименты можно классифицировать следующим образом:

  • исследование явления на качественном уровне,

  • исследование явления на количественном уровне,

  • упражнения, на построение моделей, тренажеров, иллюстраций.

Виртуальные лабораторные работы не могут заменить полностью привычные, натуральные, однако они предоставляют возможности для проведения опытов, неосуществимых в реальном мире. В то время как в интерактивных лабораторных работах есть весь необходимый инструментарий для проведения огромного количества опытов. За каждым компьютером могут работать от 1 до3 учеников. Целью использования виртуальных лабораторных работ в школьном образовательном процессе в этом случае является проведение учащимися интерактивного компьютерного исследования физических явлений, законов путем изменения параметров процесса, исследования свойств объектов, изучения моделей самих процессов. Результаты выполнения этих заданий позволяет оценить уровень усвоения знаний по каждой теме.


В своей педагогической практике активно использую возможности интерактивной доски, которые позволяют смоделировать мысленные эксперименты, дающие новый фактический материал. Интерактивную доску можно применять для составления логических конспектов. Для демонстрации конспекта можно применять вспомогательные инструменты интерактивной доски: Шторка», «Прожектор».




Накопленный опыт работы с ИКТ пропагандирую в школе, районе, через открытые уроки и выступления на районных методических объединениях учителей физики и информатики. Давала открытые уроки с использованием интерактивной доски и мультимедийного оборудования.

Учебный год

Муниципальный уровень

Школьный уровень

2007 -2008

для заместителей директоров по УВР по теме «Свет. Источники света» в 8 классе

В рамках методического месячника «Инновационный урок» по теме «Тепловые явления» в 8 классе

2008-2009




В рамках методического месячника «Не совсем традиционный урок» по теме «Электронагревательные приборы» в 8 классе

2009-2010




В рамках методического месячника «Использование ИКТ на уроке» по теме «Сила» в 7 классе



^ Активно участвую в конкурсах, где требуются знания и умения по ИКТ

Муниципальный уровень

2008-2009

Заочный методический конкурс «Инновационный проект»

Благодарственное письмо

2008-2009

Конкурс «Перекресток», номинация «Компьютерная игра»

Грамота

Краевой уровень

2007-2008

Творческий конкурс «Алтай – наш общий дом» (презентация)

Почетная грамота

2008-2009

Конкурс методических материалов «Лес – бесценный дар природы» (интерактивная игра)

Свидетельство

2008-2009

Интернет – конкурс «Читая, узнавай свой права» (презентация)

Благодарственное письмо

2009-2010

Заочный конкурс «Формирование экологической культуры школьников» (интерактивная игра)

Результаты не подведены

2009-2010

Конкурс ИКТО -2009

Справка участника

Большое значение уделяю организации работы учащихся по поиску и подбору информации в Интернете. Много полезной информации нахожу для себя:

  • "Сеть творческих учителей" - сайт для педагогов

  • «Открытый урок» — Фестиваль педагогических идей

  • Школа. Методика учителям: методические материалы, рекомендации, разработки

  • Сайт для учащихся и учителей «Физика.ru»

  • Сайт школьной физической лаборатории

Продолжением урока является внеурочная деятельность, где ИКТ нашли самое широкое применение. Участвуем с детьми в конкурсах, проектах различных уровней

^ Участие моих учеников в конкурсах, где необходимы знания по ИКТ:

Школьный уровень

Учебный год

Название конкурса

Участник

Результативность

2007-2008

I школьная научно-практическая конференция

Элерт Роман, 8 класс

Майер Дарья, 10 класс

Грамота


Грамота

2008-2009

II школьная научно-практическая конференция

Боргардт Татьяна,

5 класс

1место Грамота

2009-2010

III школьная научно-практическая конференция

Ганзвинд Юлия,

8 класс

2место Диплом

Муниципальный уровень

2008-2009

Историко-краеведческая олимпиада

Волкова Наталья,

9 класс

Грамота

2009-2010

Историко-краеведческая олимпиада

Боргардт Татьяна,

6 класс




2009-2010

Окружная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ

Ганзвинд Юлия,

8 класс

3 место

2009-2010

Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ по физике

Ганзвинд Юлия,

8 класс

Благодарственное письмо

Краевой уровень

2009-2010

Конкурс «Знатоки техники»

Элерт Роман,

10 класс

Конкурс не завершен

2009-2010

Региональный конкурс по истории и культуре Алтая «Наша Родина -Алтай»

Кузьмина Наталья,

10 класс

Сертификат

2009-2010

ИКТО-2009

Боргардт Татьяна,

6 класс

Справка участника

Всероссийский уровень

2009-2010

Конкурс – игра «Зимние интеллектуальные игры»

11 учеников,

6 – 10 класс

Сертификаты

2009-2010

Научно-познавательный конкурс- исследование «Леонардо»

18 учеников

7 – 10 класс

Сертификаты

2090-2010

Межрегиональная заочная физическая олимпиада

Арташкина Арина

7 класс

Участие


В этом году на III школьную научно-практическую конференцию готовим с учащимися два исследовательских проекта.

Такая систематическая работа позволяет говорить о результативности моей деятельности:

  • положительную мотивацию на уроках с применением ИКТ;

  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

  • повышение уровня использования наглядности на уроке;

  • повышение производительности труда;

  • появление возможности организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

Для обмена опытом с коллегами в ноябре 2009 года мною был создан собственный сайт www.majerti.ucoz.ru Два раза в месяц сайт пополняется новым материалом: презентациями, методическими разработками уроков, дополнительным материалом к урокам.

Однако очень важно помнить, что при использовании ИКТ в образовательном процессе необходимо соблюдение норм и требований СанПиН.

Твёрдо убеждена в том, что используя информационные технологии, учитель       – повышает уровень профессиональной культуры;
      – снижает трудоемкость процесса контроля и консультирования;
      – развивает плодотворное сотрудничество с учащимися;
      – повышает уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;
      – переходит от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя - тьютора;
      – получает возможность самореализации и самоутверждения;
      – повышает авторитет среди учащихся, коллег.

Активное освоение ИКТ - компетентностей учителя-предметника это для меня не дань моде, актуальная потребность и необходимость.





Похожие:

Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconПротокол семинара практикума рмо учителей начальных классов
Тема: «Использование икт в начальной школе в процессе внедрения фгос и использование эор в образовательном процессе»
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconОбщее знакомство с эор для начальной школы
«Использование икт в начальной школе в процессе внедрения фгос и использование эор в образовательном процессе»
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconКурсы повышения квалификации по использованию икт в образовательном процессе
Цель: Проанализировать эффективность использования средств икт в образовательном процессе
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconПрактическое использование икт в образовательном процессе учитель иностранного языка Солодовникова Н. В

Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconДоклад с мультимедийной презентацией на тему: «Использование икт-технологий в психолого-педагогическом процессе» ст воспитатель Лопанскова И. В

Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconПоложение об областном конкурсе методических разработок по использованию икт, интерактивных информационных средств в образовательном процессе
Областной конкурс методических разработок по использованию икт, интерактивных информационных средств в образовательном процессе (далее...
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconТребования к стандартам знаний икт учителя
Создание, распечатка, тиражирование, использование в учебном процессе методических материалов и дидактических способов с помощью...
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconПлан работы школы на 2012-2013 учебный год
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы третий год работал над темой : «Использование икт в образовательном и воспитательном...
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» icon5. сроки и этапы реализации
Икт, создание регламентов работы сети, разработку структуры школьного образовательного электронного ресурса, накапливаемого в сети,...
Эссе на тему: «Использование икт в образовательном процессе» iconИспользование икт на уроках физической культуры
Это разрешило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы