Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович icon

Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович



НазваниеМетодическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович
Дата конвертации25.10.2012
Размер185.98 Kb.
ТипМетодическое пособие
источник


Таблица соответствия учебного материала к государственному стандарту полного (общего) образования по информатике и ИКТ (профильный уровень)

Траектория информатики:


  • Траектория использования информационных моделей и моделирования с выходом на физико-математический профиль (4 часа в неделю, элективные курсы, работа в клубе программистов)

Траектория ИКТ:

  • Траектория активной подготовки ИКТ с выходом на информационно-технологический профиль (4 часа в неделю, элективные курсы, работа в компьютерном клубе, работа в школьной компьютерной бригаде)



Учебники:

  • «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс, автор: Н.Д. Угринович

  • «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 11 класс, автор: Н.Д. Угринович

  • Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», 8-11 класс,
    автор: Н.Д. Угринович.



^ Инвариантная составляющая траекторий обучения в 10-11 классах (по 4 часа в неделю в каждом классе)


^ Темы курса информатики и ИКТ


Содержание из государственного стандарта

Знания, умения, навыки из государственного стандарта

Параграфы учебника

^ Компьютерный практикум

Средства ИКТ

Архитектура компьютеров

и компьютерных сетей.

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.

Виды программного обеспечения.

Операционные системы.

Понятие о системном администрировании.



знать/понимать

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;




Учебник 10-го класса Глава 1. Архитектура компьютера и защита информации

1. 1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера

1.2.Процессор и оперативная память

1.4. Файл и файловые системы

1.5. Операционная система


Работы 1.1 – 1.17

Средства ИКТ

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ.

Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.

Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области деятельности



знать/понимать

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь

  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций.
Средства ИКТ




Профилактика оборудования.



уметь

  • обеспечение надежного функционирования средств ИКТ.


знать/понимать

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

Учебник 10-го класса Глава 1. Архитектура компьютера и защита информации

1.6. Защита информации от вредоносных программ


Работы 1.18 – 1.25

Информация и информационные процессы



Виды информационных процессов.

Процесс передачи информации.

Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации.

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

Скорость передачи информации.


знать/понимать

  • Виды и свойства источников и приемников информации,

  • способы кодирования и декодирования,

  • причины искажения информации при передаче;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;


уметь

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;




Учебник 10-го класса Глава 2. Информация. Системы счисления.

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.2. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

2.3. Алфавитный подход к определению количества информации

2.4. Формула Шеннона

2.5. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

2.6. Хранение информации


Работы 2.1 – 2.3

Информация и информационные процессы


Системы счисления.


знать/понимать

  • способы кодирования и декодирования,




Учебник 10-го класса Глава 2. Информация. Системы счисления.

2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления

2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

2.9. Арифметические операции в позиционных системах счисления

2.10. Представление чисел в компьютере

Работы 2.4 – 2.6

Информация и информационные процессы


Логика и алгоритмы.



Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания.



знать/понимать

логическую символику;


уметь

вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;


Учебник 10-го класса Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера

3.1. Формы мышления

3.2. Алгебра логики

3.3. Логические основы устройства компьютера

Работы 3.1 – 3.11

Матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индуктивное определение объектов.

Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция;

Диагональное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания.

Кодирование с исправлением ошибок.

Сортировка.





Учебник 10-го класса Глава 4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

4.1. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур

4.2. История развития языков программирования

4.3. Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование

4.4. Система объектно-ориентированного программирования Microsoft Visual Studio .NET

4.5. Система объектно-ориентированного программирования Delphi

4.6. Переменные

4.7. Графический интерфейс

4.8. Пространство имен .NET

4.9. Процедуры и функции

4.10. Итерация и рекурсия

4.11. Делегаты

4.12. Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языках объектно-ориентированного программирования

4.13. Графика в объектно-ориентированных языках программирования

4.14. Модульный принцип построения решений и проектов

4.15. Чтение и запись данных в файлы

4.16. Массивы

Работы 4.1 – 4.24

Информация и информационные процессы


Элементы теории алгоритмов

Формализация понятия алгоритма.

Вычислимость.

Эквивалентность алгоритмических моделей.

Построение алгоритмов и практические вычисления.

знать/понимать

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;

  • тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

Информация и информационные процессы


Язык программирования


Типы данных.

Основные конструкции языка программирования

знать/понимать

  • основные конструкции языка программирования;


уметь

строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования)


^ Информация и информационные процессы


Системы

Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.

знать/понимать

  • Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов,

  • методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;


уметь

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

  • проводить виртуальные эксперименты;

  • самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;




^ Учебник 11-го класса Введение. Окружающий мир как иерархическая система. (Повторение)




Информация и информационные процессы


Модели и моделирование


Модель в деятельности человека

Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания.

Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.

Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.

Математические модели


Учебник 11-го Глава 1. Построение и исследование информационных моделей

    1. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

    2. Построение и исследование физических моделей

    3. Приближенное решение уравнений

    4. Вероятностные модели

    5. Биологические модели развития популяций

    6. Оптимизационное моделирование в экономике

    7. Модель системы распознавания химических волокон

    8. Модели логических устройств

    9. Информационные модели управления объектами

    10. Графы и их исследования с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Turbo Delphi




  1. Проект «Бросание мячика о стенку»

  2. Проект «Система координат»

  3. Проект «Диапазон углов»

  4. Проект «Приближенное решение уравнений»

  5. Проект «Метод Монте-Карло»

  6. Проект «Численность популяций»

  7. Проект «Оптимизация раскроя»

  8. Проект «распознавание волокон»

  9. Проект «Триггер»

  10. Проект «полусумматор»

  11. Проект «Управление с обратной связью»

  12. Проект «Автоматическое управление с обратной связью»

  13. Проект «Управление без обратной связи»

  14. Проект «Построение остовного связного дерева графа»




Примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе:

физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах.

Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы.

^ Телекоммуникационные технологии



Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония.

Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий.

Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.

Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.

Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.

Инструменты создания информационных объектов для Интер-нета.

Методы и средства создания и сопровождения сайта.


знать/понимать

  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности,

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;


уметь

  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

Учебник 11-го класса Глава 5. Коммуникационные технологии

5.1. Глобальная компьютерная сеть Интернет

5.2. Интерактивные формы на Web-страницах

Практическая работа 5.1. + задания из Практикума

Технологии создания и обработки текстовой информации

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.

Использование готовых и создание собственных шаблонов.

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Тезаурусы.

Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей.

Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети.

Использование цифрового оборудования.

Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.

Использование систем распознавания текстов.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;




Учебник 11-го класса Глава 2. Технологии создания и обработки текстовой информации

2.1 Основные типы приложений для создания документов

2.2 Компьютерные языковые словари

^ 2.3 Системы оптического распознавания символов



Практические работы 2.1 – 2.7


Технологии поиска и хранения информации


Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах.

Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных.

Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые.

Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.

Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Правила цитирования источников информации.

знать/понимать

  • назначение и области использования основных информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;



уметь

  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;

  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;

Учебник 11-го класса Глава 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации

3.1. Базы данных

3.2. Системы управления базами данных

3.3. Поиск и сортировка в базе данных

3.4. Многотабличные базы данных

Практические работы 3.1 – 3.7

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации


Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах.

Форматы графических и звуковых объектов.

Ввод и обработка графических объектов.

вод и обработка звуковых объектов.

Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.

Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование.

Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.

Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;

  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;




Учебник 11-го класса Глава 4. Технология создания и обработки графической информации

4.1. Цветовой охват

4.2. Палитра RGB и CMY

4.3. Растровая и векторная графика

4.4. Устройства ввода графической информации

4.5. Устройства вывода информации

4.6. Системы управления цветом

Практические работы 4.1. - 4.2.

Обработка числовой информации

Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков.

Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности.

Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.

Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.

Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.

уметь

  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;




Учебник 11 класса. Глава 1. Построение и исследование информационных моделей


1.2.4. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах


1.3.4. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах


1.5.4. Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах


1.6.4. Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах


1.8.4. Модели логических устройств в электронных таблицах


Проект «Бросание мячика в стенку» в электронных таблицах.

Проект «Приближенное решение уравнения» в электронных таблицах

Компьютерная модель «Численность популяций» в электронных таблицах

Компьютерная модель «Оптимизация раскроя» в электронных таблицах

Проект «Полусумматор» в электронных таблицах

^ Информационная деятельность человека

Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).

Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций.

Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной.

Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура.

Образовательные информационные ресурсы.

Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Информационная этика и право, информационная безопасность.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.


знать/понимать

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

  • принципы обеспечения информационной безопасности.

уметь

  • выделять информационный аспект в деятельности человека;

  • выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Учебник 10-го класса Глава 2

2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике

2.1.1. Информация в физике

2.1.2. Информация в биологии

2.1.3. Информация в общественных науках

2.1.4.Информация в кибернетике





Технологии управления, планирования и организации деятельности


Технологии автоматизированного управления в учебной среде.

Технологии управления, планирования и организации деятельности человека.

Создание организационных диаграмм и расписаний.

Автоматизация контроля их выполнения.

Системы автоматического тестирования и контроля знаний.

Использование тестирующих систем в учебной деятельности.

Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования




Учебник 11 класса. Глава 1.

1.9. Информационные модели управления объектами

1.9.1. Информационные модели систем управления

Проект «Управление без обратной связи» на языке Visual Basic

Проект «Автоматическое управление с автоматической обратной связью» на языке Visual Basic

Проект «Управление с обратной связью» на языке Turbo Delphi




Похожие:

Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconМетодическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», автор: Н. Д. Угринович
Базовый курс информатики и икт для профилей: аграрно-технологический, физико-химический, биолого-географический
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconРабочая программа по информатике 10 класс Составитель: Кивачицкий Александр Викторович, учитель информатики. Моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Н. Д. (Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. — М.:...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconПояснительная записка Содержание курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на базовом уровне. Преподавание обновленного курса «Информатика и икт» в старшей школе на базовом уровне ориентировано...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconН. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебник
Угринович Н. Д. «Информатика и икт, 9 класс» бином. Лаборатория знаний, 2010г с учетом примерной программы основного общего образования...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconПреподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе
«Информатика и икт» в основной школе. В федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconПоурочное планирование учебного материала
Программа: Рабочая программа, составленная на основе планирования преподавания курса «Информатики и икт» в основной и старшей школе....
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconЦелей: освоение знаний
Икт, примерной программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) автор – Н. Д. Угринович, рекомендованной...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconЦелей: освоение знаний
Икт, примерной программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы) автор – Н. Д. Угринович, рекомендованной...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconЦелей: освоение системы базовых знаний
Икт, примерной программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы (10-11 классы) автор – Н. Д. Угринович, рекомендованной...
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 класс, автор: Н. Д. Угринович iconЦелей: освоение системы базовых знаний
Икт, примерной программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы (10-11 классы) автор – Н. Д. Угринович, рекомендованной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы