Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 icon

Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356



НазваниеКоллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356
Дата конвертации07.11.2012
Размер60.84 Kb.
ТипДокументы
источник

Коллектив и личность.


Размышления о теории А.С.Макаренко.


Кирсанова Наталия Алексеевна,

учитель немецкого языка

первой категории

ГБОУ школа №356

г. Санкт-Петербург


В российском обществе всё большее внимание уделяется проблеме воспитания подрастающего поколения. И эта тенденция заставляет нас снова обратить внимание на наследие советского педагога Антона Семёновича Макаренко.

О системе воспитания Макаренко написано много и у нас в стране, и за рубежом. Пожалуй, ни один русский педагог не привлекал и не привлекает к себе большего внимания, как А.С.Макаренко. И с годами споры о его системе воспитания разгораются с новой силой.



  1. Историческая справка.


Макаренко начинал свою карьеру в те годы, когда педагогическая арена сделалась достоянием педологии. Напряжённая борьба разгорелась вокруг методов воспитания. Педологи выводили свои методы воспитания из идеи «изучения» каждого ребёнка отдельно, и поскольку это изучение приводило к разным выводам, постольку они считали нужным применять и различные методы. Всё это вызывало неприятие у Макаренко, и он твёрдо осознаёт свой долг- высказать свои педагогические взгляды со всей полнотой и определённостью.


  1. Система коллективного воспитания А.С.Макаренко.


Макаренко считал, что «достойной нашей эпохи … задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». И таким методом он видит воспитание в коллективе и через коллектив. Он разрабатывает теорию коллектива.

«Коллектив- это свободная группа людей, объединённых единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности».

В его теориимы видим следующие качества коллектива:

  • коллектив объединяет не только в общей цели, но и в общей организации труда

  • коллектив- часть общества, органически связанная с другими коллективами

  • коллектив- это не толпа, а социальный организм, имеющий органы управления


Основной показатель зрелости коллектива- организованность, сплочённость, сформированность здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных отношений.

Особое внимание Макаренко уделял первичному коллективу, так как он носит контактный характер, через него можно прикоснуться к каждой личности. Макаренко говорит о принципе параллельного действия- всякое прикосновение к коллективу в целом есть прикосновение к каждой отдельной личности, и наоборот.

Признаком жизнеспособности коллектива Макаренко считает непрерывное движение вперёд. Развитие. Он разрабатывает систему «перспективных линий». И говорит о том, что организацию этих «перспективных линий» надо начинать с личных и близких перспектив.

Проблема «личность и общество»- социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное общество предоставляет для становления и развития личности., и в какой мере деятельность личности сказывается на обществе, как увязываются интересы личности и общества.

В основе большинства теорий лежит идея о неустранимости и вечности этого противоречия, взгляд на них как на некие самостоятельные целостности. Но Макаренко, будучи сторонником идей марксизма, считал, что в процессе развития социализма это противоречие разрешается. Он считал, что проблема «личность и общество» разрешается не только в свободе, но и в дисциплине. Как раз дисциплина отличает общество от анархии, как раз дисциплина определяет свободу. «... дисциплина- это свобода»,- пишет Макаренко, «... дисциплина должна требоваться от коллектива». « Прежде всего каждый ученик должен быть убеждён, что дисциплина является формой для наилучшего достижения цели коллектива». «... дисциплина ставит каждую отдельную личность … в более свободное положение». « В каждом отдельном случае нарушитель дисциплины обвиняется не только мною, но и всем коллективом в том, что он нарушает интересы других членов коллектива:лишает их той свободы, на которую они имеют право».

Макаренко убеждён в том, что нельзя воспитать детский коллектив, если не будет коллектива педагогов. « Совершенно несомненно, что нельзя воспитать коллектива, если 15 педагогов будут каждый воспитывать кто как умеет и как кто хочет». «Единство педагогического коллектива- совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом».

« Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно». Единство ответственности всех учителей школы за воспитание каждого учащегося предполагает прежде всего единство их требований.


  1. Теория Макаренко и современность.


А.С.Макаренко создавал свою теорию в совсем других исторических условиях, на основе определённой идеологии, а именно- коммунистической идеологии. Почему же и в наши дни его теория интересна для нас, поднятые в ней проблемы остаются актуальными? Во-первых, педагогическая система Макаренко учит диалектическому методу в решении сложных задач воспитания, каждое её положение дано в развитии. А потому его система остаётся жизненной. Во-вторых, мы не можем отрицать тот факт, что коллектив и личность взаимно влияют друг на друга, что проблема эта актуальна во все времена.

Человек живёт и развивается в системе отношений с окружающим миром. Каждый человек, преобразуя себя, окружающий мир, действует в содружестве с другими и на основе созданного человечеством опыта. Воспринимая общественный опыт, человек совершенствует свой индивидуальный опыт. Возникают прочные связи личности и общества. Поэтому основным условием формирования личности и в наше время является коллектив. Влияние коллектива на личность сказывается даже на протекании психических процессов. В коллективе человек иначе мыслит, иначе проявляет себя. Успешное воспитание учащихся немыслимо без сплочённого, педагогически управляемого первичного коллектива. Коллектив даёт возможность каждому воспитаннику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие качества. Коллектив- это место, где ребёнок учится взаимодействовать, учится формулировать свои мысли, отстаивать их.

Не секрет, что в настоящее время понятие «коллектив» стало чем-то отрицательным, нарицательным. Эта реакция отторжения напрямую связана с тем, что в течение многих десятилетий у нас было ложное понимание коллектива и коллективных интересов. А ведь реализовать воспитательные возможности коллектива можно только при правильной его организации.

В коллективном воспитании некоторые склонны видеть лишь «массовое» воспитание, при котором интересы личности якобы не учитываются. Но ведь индивидуальный подход как раз и является неотъемлемой частью коллективного воспитания. Только в коллективном воспитании индивидуальный подход не связан с риском воспитать индивидуалистов. Сейчас, кстати, очень часто путают эти два понятия- индивидуальность и индивидуализм. К сожалению, именно вторых в наше время становится всё больше и больше.

В жизни мы нередко делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями. Именно поэтому и оказывается живучим потребительское отношение к жизни. А наша современная жизнь требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению задач. И сейчас перед школой стоит задача- вырастить инициативного, думающего человека. Роль коллектива в этом очень велика. В коллективе ребёнок учится общению, приобретает навыки организаторской деятельности. Но реализовать воспитательные возможности коллектива можно лишь при следующих условиях:

  • развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников

  • развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений

  • развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями


Я думаю, большинство согласится с тем, что общешкольный коллектив должен быть. Он необходим. И мы должны подумать, как его создавать. Сплотить же детский коллектив можно только вокруг общих интересных, увлекательных и полезных дел. В настоящее время для большинства школа- это лишь место обучения, а хотелось бы, чтобы она стала и местом общения детей во внеучебное время. Тем более, что стремление самих детей к этому отчётливо проявляется.

В чём сложность сегодняшнего дня?

Мы все ощущаем недостаток человеческого общения, доброты. Я думаю, что сегодня главным в коллективе, что может сплотить его, должно быть проявление заботы друг о друге, доброты. Именно на этой основе можно создать коллектив, где более или менее гармонично будут сочетаться интересы личности и общества.

Конечно, решить проблему «коллектив и личность» нам, вероятно, не под силу. Лучшие умы человечества не смогли это сделать в течение тысячелетий, но стремиться к её разрешению мы должны, должны искать пути сочетания индивидуального и коллективного. Аверное, тогда нам всем будет жить намного комфортнее.

Так или иначе, нашим детям придётся жить в коллективе. И главный вопрос, на который нам необходимо попытаться найти ответ: как и какой детский коллектив может в современных условиях помочь ребёнку в решении жизненных проблем?


Использованные источники:


www.makarenko.edu.ru - А.С.Макаренко, электронный архив произведений






Похожие:

Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconДополнительный материал к учебнику немецкого языка «Мозаика» для 3 класса Кирсанова Наталия Алексеевна учитель немецкого языка первой категории гоу сош №356 Московского района города Санкт- петербурга

Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconСочинение моу «Дунайская сош». Горбатовский Виталий, ученик 10 класса Учитель немецкого языка первой категории: Андреева Лариса Алексеевна

Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconРеферат «Урок-проект как одна из форм организации учебного процесса» Автор: учитель немецкого языка Кирсанова Наталия Алексеевна. Санкт-Петербург 2001 г
Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического...
Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconСистема упражнений по обучению диалогической речи учащихся 6 классов школ с углубленным изучением немецкого языка. Тема «Geburtstag» Кирсанова Наталия Алексеевна
Система упражнений по обучению диалогической речи учащихся 6 классов школ с углубленным изучением немецкого языка
Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconПредставление есеновой Калампыр Рахимбердыевны, учителя немецкого языка первой квалификационной категории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Кумакская средняя общеобразовательная школа»
...
Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconУчитель немецкого языка, I квалификационной категории, 1962 года рождения
Галина Александровна – творчески работающий педагог с богатым опытом работы, широким кругозором, высоким теоретическим и методическим...
Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconУчастники «Мастер-класса»- 2008-2009 уч года Гордеева Наталия Александровна-учитель английского языка, моу-сош №1, р п. Степное
Моу-сош, с. Мечетное; Евстратова Вера Владимировна-учитель русского языка и литературы моу-сош р п. Советское; Степанова Татьяна...
Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconПрезентация Учитель: Кирсанова Н. А. Школа №356 Немецкий язык. Классы 3б и 3в Projekt "Wandzeitung zu Weihnachten" Die Wandzeitung der Klasse 3B

Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconСпособности Андрея Владимировича востребованы на школьном и на районном, и региональном уровнях. Участие в смотре художественной самодеятельности, в конкурс
Работал учителем литературы и немецкого языка в Астафьевской основной общеобразовательной школе, с 2009 года работает в моу красногорская...
Коллектив и личность. Размышления о теории А. С. Макаренко. Кирсанова Наталия Алексеевна, учитель немецкого языка первой категории гбоу школа №356 iconЭлективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения
Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы