Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса icon

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса



НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 2 класса
страница1/8
Дата конвертации02.01.2014
Размер1.24 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Николая Кузьмича Калашникова


Рассмотрена на заседании Утверждена

методического объединения приказом МКОУ СОШ № 9

учителей начальных классов им.Н.К.Калашникова

Протокол № __ от ________2013 г. от ___________2013 г. № ____

Руководитель МО Директор школы __________

_______________Т И. Штыкнова Н.Г.Шаповалова


Согласована

заместителем директора по УВР

Хищенко О.Н.______________

_____________2013 г.


Рабочая программа по

литературному

чтению для 2 класса

(базовый уровень)


Разработчик: Полянская.Л.Д., учитель

начальных классов


квалификационная первая по должности

категория: «учитель»


2013 год с. Высоцкое

Петровского района Ставропольского края


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.


Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 2 класса МКОУ СОШ №9 им. Н.К. Калашникова и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год. (Приказ Минобр. науки России от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использоваию в образовательных учреждения, реализующих образовательных программ общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год »);

4.Базисного учебного плана СК на 2013-2014 учебный год.;

5. «Методические рекомендации для начального образования на 2013-2014 г. СКИРО ПК и ПРО» Хижнякова О.Н.

6.Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ №9 им. Н.К. Калашникова.

7. Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»


Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

  3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

  4. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

^ Линии общие с курсом русского языка.

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.



Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

  1. Примерная программа по курсу «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.

  2. Учебно-методический комплект содержит:

  • учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс.- Изд. 4-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2012.-208с., 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • тетрадь Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 2 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2012.-64с. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)

  • методическое пособие для учителя Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2012.-320с. (Образовательная система «Школа 2100»);

  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент образования и составлена в соответствии с материалом учебника «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» и рабочей тетрадью.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Вес книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

^ Во втором классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.

^ Во 2-ом классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-ом классе – это игра-путешествие.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

^ I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. ^ Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

^ 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

^ 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

^ III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

^ 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

^ 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


^ ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.


^ ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

^ Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

^ Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

^ Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

^ Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

^ Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

^ Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


^ Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2- м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2 – м классе является формирование следующих умений.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).


^ Межпредметные связи

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Литературное чтение имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, риторики.

  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс умк: «Школа России» По программе: 102 часа (3 часа в неделю)
«Литературное чтение» 2004 года и авторской программы по литературному чтению для 4 класса автора Л. Ф. Климановой// Школа России....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconУчебник для 1 класса начальной школы в двух частях. Составители: Климанова Л. Ф., Голованова М. В., М. Просвещение, 2011
...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconУчебник для 1 класса. Самара: Издательский дом «Фёдоров», «Учебная литература», 2009. Дополнительная литература
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению Для
Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Литературное чтение 3 класс на 2012-2013 уч год
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по русскому языку 1 Казакова Л. В. Рабочая программа по литературному чтению
Перечень рабочих программ для реализации учебного плана (федеральный компонент)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса с учетом фгос
Изучение литературного чтения в нач школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы