Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса icon

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса



НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
страница1/6
Дата конвертации02.01.2014
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

имени Николая Кузьмича Калашникова


Рассмотрена на заседании Согласована Утверждена

методического объединения заместителем директора по УВР приказом МКОУ СОШ № 9

учителей начальных классов ______________Хищенко О.Н. им.Н.К.Калашникова

Протокол № ___от _________2013 г. _________________ 2013 г. от _________2013 г. № ______

Руководитель МО Директор школы __________

_______________Штыкнова Т.И. Н.Г.Шаповалова


Рабочая программа

по литературному чтению для 4 класса

(базовый уровень)

Разработчик: Христофорова О.В., учитель

начальных классов


квалификационная первая, по должности

категория: «учитель»


2013 год

с.Высоцкое

Петровского района Ставропольского края


^ Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса по литературному чтению для обучения в 4 классе МКОУ СОШ №9 им.Н.К.Калашникова создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Литературное чтение для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, из расчета 3 часа в неделю – 105 часов в учебный год разработана и реализуется на основе следующих документов:


1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования

4.Базисного учебного плана СК на 2013-2014 учебный год.;

5. «Методические рекомендации для начального образования на 2013-2014 г. СКИРО ПК и ПРО» Хижнякова О.Н.

6.Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ №9 им.Н.К.Калашникова с.Высоцкого.

7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»).

   Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. 
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

   формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

   введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

   развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

   приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

   Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом "Обучение грамоте", затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

  


^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  

   Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

   ^ Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.

   Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

   ^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

   ^ Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

   ^ Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

   ^ Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

   ^ Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

   ^ Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

   ^ Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

   Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

  

   Личностными результатами изучения предмета "Литературное чтение" являются следующие умения и качества:

   эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

   эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

   чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

   любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

   понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

   наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

   ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

   этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

   Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

   ^ Метапредметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является формирование универсальных учебных действий (УУД).

   Регулятивные УУД:

   самостоятельно формулировать тему и цели урока;

   составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

   работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

   в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

   Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

   ^ Познавательные УУД:

   вычитывать все виды текстовой информации;

   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

   извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

   перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

   пользоваться словарями, справочниками;

   осуществлять анализ и синтез;

   устанавливать причинно-следственные связи;

   строить рассуждения;

   Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

   ^ Коммуникативные УУД:

   оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

   высказывать и обосновывать свою точку зрения;

   слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

   задавать вопросы.

   ^ Предметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является сформированность следующих умений:

   воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

   осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

   самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

   самостоятельно находить ключевые слова;

   самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

   формулировать основную мысль текста;

   составлять простой и сложный план текста;

   писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

   аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

   понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

   иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

   самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

   относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

   относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

   видеть языковые средства, использованные автором.

  

  

^ Круг детского чтения

4-й класс -105 ч (3 часа в неделю)

   Произведения современной детской литературы разных жанров (9 или 7 ч).

   Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

   У истоков русской детской литературы (20 или 17 ч).

   Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала "Детское чтение для сердца и разума", детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

   Детская литература XIX в. (46 или 30 ч).

   Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей "Чёрная курица, или Подземные жители" А. Погорельского. "Сказка о царе Салтане..." А. Пушкина и "Спящая царевна" В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука". Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

   Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ "Слон" А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

   Детская литература XX в. (61 или 48 ч).

   Отрывки из повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки". Детская литература 1920-х гг.: "Морские рассказы" Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского "Серебряный герб". Детские журналы 1920-1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши "Три Толстяка" (отрывки).

   Детская литература 1930-1950-х гг. Герои А. Гайдара ("Тимур и его команда"). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

   Детская литература 1960-1990-х гг. "Панорама" поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса>сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

  

   ^ Техника чтения.

   На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

   способ чтения - чтение целыми словами;

   правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

   скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

   установка на постепенное увеличение скорости чтения.

   Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

   Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

   Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

  

   ^ Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

   4-й класс

   Развитие умений:

   самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

   самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

   проводить "диалог с автором" в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

   самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

   устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

   находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

  

   Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

   прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

   самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

   проводить "диалог с автором": по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

   формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

   составлять простой и сложный план текста;

   пересказывать текст по плану.

  

   ^ Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

   4-й класс

   Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

   Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

   Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией.

   Место произведения в истории русской детской литературы.

   Наблюдение над языком художественных произведений.

   Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

  

   ^ Литературоведческая пропедевтика

   На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

  

   4-й класс - детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада - рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

  

   ^ Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

   4-й класс

   Обучение:

   подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

   составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

   творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

   Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

  

   ^ Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

   отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

   подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

   составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

   учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

   выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

^ Учебно-тематический план

4 класс (105 часа - 3 часа в неделю, в том числе на проведение проверочных работ и проверки техники чтения - 10 часов)

  

   N

   п/п

   Разделы

   Тема раздела

   ^ Количество часов

   1

   Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

   1

   2

   Раздел 1

   ^ Любимые книги

   7

   3

   Раздел 2

   ^ У истоков русской детской литературы

   18

   4

   Раздел 3

   ^ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

   31

   5

   Раздел 4

   ^ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

   45



График проведения контрольных работ.

N

п/п

^ Вид работы

Дата проведения

1

   Проверочная работа N 1 «Любимые книги».




2

   Проверочная работа N 2 «У истоков русской детской литературы».




3

   Проверочная работа N 3 «У истоков русской детской литературы».




4

   Проверочная работа N 4 «19 век. Путешествие продолжается».




5

   Проверка техники чтения.







6

   Проверочная работа N 5 «19 век. Путешествие продолжается».

7

   Проверочная работа N 6 «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями.».




8

   Проверочная работа N 7 «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями.».




9

   Итоговая контрольная работа Н.Носов «Федина задача»




10

   Проверка техники чтения.






  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс умк: «Школа России» По программе: 102 часа (3 часа в неделю)
«Литературное чтение» 2004 года и авторской программы по литературному чтению для 4 класса автора Л. Ф. Климановой// Школа России....
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconУчебник для 1 класса начальной школы в двух частях. Составители: Климанова Л. Ф., Голованова М. В., М. Просвещение, 2011
...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconУчебник для 1 класса. Самара: Издательский дом «Фёдоров», «Учебная литература», 2009. Дополнительная литература
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению Для
Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Литературное чтение 3 класс на 2012-2013 уч год
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по русскому языку 1 Казакова Л. В. Рабочая программа по литературному чтению
Перечень рабочих программ для реализации учебного плана (федеральный компонент)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса с учетом фгос
Изучение литературного чтения в нач школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы