Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 icon

Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010



НазваниеПрограмма для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010
Дата конвертации03.01.2014
Размер267.73 Kb.
ТипПрограмма
источник

Аннотация к рабочим программам по дисциплинам преподаваемым в

МКОУ СОШ №9 им. Н.К.Калашникова



Наименование дисциплины

класс

Общее кол-во часов

Кол-во контрольных работ, зачётов, практических работ

УМК курса

Содержание дисциплины

1

География

6

70

контрольных работ-4

практических работ-10


Программа для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы / сост. С. В. Курчина. — М. : Дрофа, 2010.

1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.



^ Содержание тем учебного курса

Введение- 4часа

1. На к/к надписать материки и океаны, нанести маршруты Ф. Магеллана. Х.Колумба (оценочная).

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.

^ Изображение земной поверхности -16 часов

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности.

2. Опр. расстояний, направлений (оценочная)

Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

^ 3. Топографический диктант (оценочная)

4. Опр. географических координат, направлений, расстояний (оценочная)

Оболочки Земли- 44 часа

Литосфера, строение земной коры... Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. №5. Опр. г.п , высоты гор, равнин(оценочная)

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

^ 7. Обозначение на к/к объектов гидросферы (оценочная)

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности

^ 8. Составление графиков, диаграмм, описание погоды за месяц (оценочная)

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

^ 9. Найти природные комплексы, созданные человеком(оценочная)

Население- 6 часов

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы

^ 10. Описание ПК своей местности (оценочная)

3

География

7

70

контрольных работ- 4

практических работ-12


Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г. Составитель Е.В. Овсянникова.

Учебник: ^ География материков и океанов». Авторы: В.А.Коринская, И.В.Душина. «Дрофа», Москва 2010 г.


Введение –3часа

Общее представление о материках, островах, их размерах, взаимном расположении. Здесь же разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света», изучается история открытия и изучения Земли работа с тематическими картами.

^ Земля – уникальная планета -10 часов

Тема «Литосфера» История развития литосферы, строение земной коры, зависимость форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема « Атмосфера и климаты Земли» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.

Тема «Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы» призвана раскрывать закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира .С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Географическая оболочка» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.

^ Материки и океаны –54часа

Включает в себя темы: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны,

Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- рельеф;

- Клима;

- внутренние воды;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение курса позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.

^ Земля – наш дом -3часа

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Взаимодействие природы и общества

Практические работы:

1.Опр. Расстояний между точками, координат. (оценочная)

2.Сравнение природы 2х океанов. (оценочная)

^ 3.Опр. Причин разнообразия природных зон материка. (творческая)

4.Сравнение географического положения Африки и Австралии(оценочная)

5.Описание крупных речных систем .(оценочная)

6.Описание природы, населения страны(оценочная)

^ 7.Сравнение природы Арктики и Антарктики (оценочная)

8.Сравнение климата отдельных частей материка

9.Сравнение климата Евразии с климатом С. Америки(оценочная)

10.Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и С.Америке(оценочная)

^ 11.Работа на местности по выявлению ПК.(оценочная)

12.Составление плана местности, на котором изучаются ПК(оценочная)

4

География

8

70

контрольных работ- 4

практических работ-18



Программа для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы / сост. С. В. Курчина. — М. : Дрофа, 2010;

Учебник : ГЕОГРАФИЯ. ^ Природа России» - Авторы: И.И.Баринова, «Дрофа», Москва 2009 г.

Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.



Главная цель курса «География России» заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Содержание тем учебного курса

Введение. Наша Родина на карте мира (4 часа)

П.Р.№1: Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Пр.р. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

^ Особенности природы и природные ресурсы России. (35 часов)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 ч)

Пр.р.3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

^ Климат и климатические ресурсы (8 ч)

Практические работы Оценка основных климатических показателей одного

из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной

деятельности населения.

Пр.р. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса.

Пр.р. 5. Определение по картам закономерностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков.

Пр.р. 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы (7 ч)

Пр.р.7. Составление характеристики одной из рек.

Пр.р. 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений, их зависимости от рельефа и климата.

Пр.р. 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов страны, составление прогноза их использования.

^ Почва и почвенные ресурсы (6 ч)

Пр.р. 10. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

^ Растительный и животный мир (5 ч)

Пр. р.11. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

«Природные комплексы России» ( 27 часов).

Природное районирование (7 ч)

Пр.р. 12. Сравнение двух природных зон (по выбору)

Пр.р. 13. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны.

Природа регионов России (20 ч)

Пр.р. 14. Оценка природных условий и ресурсов региона. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Пр. р.15. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов.

Пр.р.16. Сравнение природы двух регионов.

Пр.р.17. Составление карты «Природные уникумы России»

Человек и природа(3часа)

Пр.р.18. Характеристика экологического состояния одного из регионов (по выбору).

5

География

9

70

контрольных работ -4;

практических работ-23


Дронов В.П - Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы


Учебник :^ География России. Население и хозяйство. - Авторы: В.П.Дронов. «Дрофа», Москва 2009 г.

Атлас. Экономическая и социальная география России.

9 класс.

Тематические географические карты, таблицы.


Раздел I. Общая часть курса (28 ч)

Тема 1. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство. Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России. Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально- экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Трудовые ресурсы.

Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия. Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫРОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Н а у ч н ы й к о м п л е к с , его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы. М а ш и н о с т р о и т е л ь н ы й к о м п л е к с , его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

Практическая работа.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Т о п л и в н о - э н е р г е т и ч е с к и й к о м п л е к с , его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности. Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы.

1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим

материалам.

2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 5. КОМПЛЕКСЫ. ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

^ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.

М е т а л л у р г и ч е с к и й к о м п л е к с , состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Х и м и к о - л е с н о й к о м п л е к с , состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы.

1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим

материалам.

2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


Тема 6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)

А г р о п р о м ы ш л е н н ы й к о м п л е к с , место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практическая работа.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Тема 7. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

И н ф р а с т р у к т у р н ы й к о м п л е к с , его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе. Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем. Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда

Раздел II. Региональная часть курса (38 ч)

Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ

Районирование — важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.

Тема 2. ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН - ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная частьстраны. Проблемы социально-экономического развития.

Ц е н т р а л ь н а я Р о с с и я . Состав района. Преимущества географического положения — важнейший фактор развития. Центральная Россия — очаг

русской национальной культуры. Дикое поле, засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов .Высокая численность и плотность населения.Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации.Количество и качество трудовых ресурсов.Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы. Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов: Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска. Волго-Вятский и Центрально Черноземный районы.

С е в е р о - З а п а д н а я Р о с с и я . Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь из варяг в греки, окно в Европу. Современные особенности географического положения района. Район древнего заселения. Господин Великий Новгород. Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация насудостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона Янтарь.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Е в р о п е й с к и й С е в е р . Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефеи наборе полезных ископаемых Кольско - Карельского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины. Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Современные проблемы региона.Проблема охраны природы Севера.

Практические работы.

1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Е в р о п е й с к и й Юг — С е в е р н ы й Кавказ . Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфитеатр. Ресурсы региона. Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура. Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.

Практические работы.

1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

П о в о л ж ь е . Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемырегиона.

Практические работы

1. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

2. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

У р а л . Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала. Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность,металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы.

1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

З а п а д н а я С и б и р ь .

Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы развитияотраслей хозяйства. Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.

Практические работы.

1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Ал тайского) района для жизни и быта человека.

2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

В о с т о ч н а я С и б и р ь . Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.

Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы. Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления. Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние

транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: плато Путора-на и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы.

1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение,

природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Д а л ь н и й В о с т о к

Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона. Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Богатство морей Тихого океана биоресурсами.

Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон.

Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы.

1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока проблемы и перспективы развития.

О б о б щ е н и е по к у р с у (3 ч )

6

География

10

35

Зачетов -4;

практических работ-12


программадля общеобразовательных учреждений: География. 10-11 классы Составитель В.П. Максаковский М., « Просвещение», 2010г.

Учебник :^ Экономическая и социальная география мира» - 10 кл. Авторы: В.П. Максаковский. «Дрофа», Москва 2013 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7



^ Содержание тем учебного курса

Современная политическая карта мира - 4 ч

Пр.№1 Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира»

^ География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана

окружающей среды-6 ч

Пр. №2 Используя данные учебника, рассчитать на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

Пр. №3. Используя данные учебника,сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.

Пр. №4. Используя Интернет и др. средства инф-и, привести по неск. примеров

:а)+ воздействия природоохранной деят-ти и экологич. политики; б) отрицат. воздействия антропогенного вмешательства в окруж. природ.среду.

^ География населения мира – 6 ч

Пр. №5 Используя данныетабл.3 в учебн. построить на контур.карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать ее и сделать выводы.

^ НТР и мировое хозяйство -7 ч

Пр. №6. Используя учебник и доп. источники инф-и, составить в тетради систематизирующую табл. с самост. выбором стран:

Страны

Отрасли их международной специализации

Пр. №7. Пользуясь текстом учеб. нанести на контур.карту мира глав. региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать ее для конкетизаци и хар-ки международной экономической интеграции.

Пр. №8. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде табл.)воздействие отдельных факторов на размещение произв-ва..

География отраслей Мирового хозяйства- 8 ч

Пр. №9. По карте мирового машиностр-я составить систематиз. таблицу «Группировки стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить4 группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с ее отсутствием.

Пр. №10. Используя данные учеб, составить систематиз. таблицу «Распространение главных отраслей живот-ва» с указанием глав.стран распростр. скотоводства, свиноводства, овцеводства»

Россия в современном мире – 3 ч

Пр.№11. Используя текст и «Приложения» учебника, составить табл.«Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве».

Пр.№12. Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом

«Стратегия 2020».

7

География

11

35

Зачетов -6;

практических работ-7



программадля общеобразовательных учреждений: География. 10-11 классы Составитель В.П. Максаковский М., « Просвещение», 2010г.

Учебник :^ Экономическая и социальная география мира» - 10 кл. Авторы: В.П. Максаковский. «Дрофа», Москва 2013 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7



^ Содержание тем учебного курса

Часть 2. Региональная характеристика мира.

Тема. Зарубежная Европа – 6 ч

Практическая работа №1. Используя карты атласа, нанести на контур. карту глав.промышл-е центры,с/х р-ны, транспортн.магистрали и морские порты одной из стран зарубеж.Европы (по выбору). Провести анализ полученной картосхемы.

^ Тема. Зарубежная Азия. Австралия – 10 ч

Практическая работа №2. Пользуясь материалами учеб., нанести на контур.карту Азии страны, явл.: 1) республиками, 2)монархиями, 3)странами с федеративным гос.строем. Практическая работа №3. Используя материалы учеб. И атласа, нанести на контур.карту Индии ареалы возделыв. Риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сах. тростника, чая. Опред-ть, какие р-ны (типы) с/х заруб. Азии представлены в Индии

Тема. Африка – 4 ч

Практическая работа №4. Используя карты атласа и табл. 3-5 «Приложений», провести классиф-ю стран Африки по степени их богатства полез.ископаемыми. Составить таблицу:

Страны, богатые ресурсами минер.сырья

Страны, богатые 1-2 видами минер.сырья

Страны, бедные минер.

ресурсами



^ Тема. Северная Америка – 6 ч

Практическая работа №5. Пользуясь текстом и рис.учебника, а также эконом. Картой США в географ.атласе, составить справоч. таблицу «Промышленные пояса США»:

Название пояса

Ведущие отрасли промыш-ти

Главные центры



^ Тема. Латинская Америка – 4 ч

Пр.№6. Используя текст и рис. учебника, карты атласа, установите черты

сходства и различия м/у Мексикой, Бразилией и Аргентиной.

Черты сходства

Черты различия




Мексика

Бразилия

Аргентина

^ Тема. Глобальные проблемы человечества – 7 ч

Пр.№7. Составить конспективно-справочную табл. «Характеристика глобальных

проблем человечества»

Сущность проблемы

Причина возникновения

Пути решения



9

Краеведение –

элективный курс

7

35



программа краеведение для средних общеобразовательных школ Ставропольского края Н.С. Румыниной.

Учебник - «Физическая география Ставропольского края» под ред. Н.И. Бутенко, В.В. Савельевой, В.А. Шальнева, Ст., 2000.

Содержание тем учебного курса:



  1. Географический адрес Ставрополья – 2 ч

  2. История исследования и заселения Ставропольского края – 1 ч

  3. Рельеф края – 5 ч

  4. Климат края – 5 ч

  5. Внутренние воды – 5 ч

  6. Почвы края – 2 ч

  7. Растительность края – 2 ч

  8. Животные края – 3 ч

  9. Ландшафты Ставрополья – 1 ч

  10. Экологические проблемы края – 2 ч

  11. Население Ставропольского края – 3 ч






Похожие:

Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconРабочая программа по географии, 6-9классы, основная ступень, базовый уровень, на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / составитель С. В....
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconПрограмма для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы./ Сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2008 год

Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconРабочая программа составлена на основании
Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е....
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconПрограмма для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2010
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева....
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconПрограмма по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Дрофа
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. М.: Просвещение
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconРабочая программа по «изо» на 2011 2012 учебный год для 6 класса
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconРабочая программа по «изо» на 2011 2012 учебный год для 5 класса
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconПрограмма для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. Т. Г. Рамзаева, «Дрофа», 2009
Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. Т. Г. Рамзаева, «Дрофа», 2009
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconУчебник для общеобразовательных учреждений, автор Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, М., «Дрофа», 2010г. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М. Дрофа. 2010
Учебник: Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, автор Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, М., «Дрофа», 2010г
Программа для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / сост. С. В. Курчина. М. Дрофа, 2010 iconПрограмма по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Дрофа 82
Разумовская М. М. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. М.: Дрофа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы