Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) icon

Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень)



НазваниеРабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень)
страница1/4
Дата конвертации03.01.2014
Размер419.43 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова


Утверждена Согласована

приказом МКОУ СОШ №9 заместителем директора по УВР

им.Н.К.Калашникова _______________ О.Н.Хищенко

от________2013 г. №____ _______________2013 г.

Директор школы

_________________

Н.Г.Шаповалова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению

для 8-9 класса основного общего образования

(базовый уровень)


Разработал: Халюткина Марина Владимировна

Квалификационная категория: высшая по должности «учитель»


Высоцкое 2013

Петровского района Ставропольского края


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению составлена для обучения в 8-9 классе МКОУ СОШ №9 им.Н.К.Калашникова с учётом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по черчению (базовый уровень);

- программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993.

-нормативно-правовых документов:

-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74;

- примерным учебным планом для образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования, утверждённым приказом министерства образования Ставропольского края от 7 июня 2012 года №537-пр;

- приказа министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994; от 1 февраля 2012 года №74;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»).

- требований к уровню подготовки учащихся 8-9 классов;

-объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом МКОУ СОШ №9 им. Н.К.Калашникова;

-познавательных интересов учащихся.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.

Программа рассчитана на 70 учебных часов (35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе по 1 часу в неделю).

^ Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

^ Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

^ Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.

^ Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

  Учащиеся должны знать:

-основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

-учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

 

Учащиеся должны уметь:

-рационально использовать чертежные инструменты;

-анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

-читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

- выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.


^ Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся


Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1.Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2.Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.


^ Формы контроля


Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.

^ В 8 классе Графических и практических работ – 11.

В 9 классе Графических и практических работ -11.


Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работПрограмма детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных  стандартов основного общего образования (2004г.)

Структура документа

Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

-научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

-Обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно

Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.


^ Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса

Учащиеся должны знать:

приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о шрифте;

правила выполнения чертежей;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.


^ Учебно-тематический план




п/п

Тема урока

Количество часов

Количество контрольных, графических, практических работ




^ 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).







1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

1




2

Правила оформления чертежей.

1




3

^ Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

1

1

4

Шрифты чертёжные.

1




5

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

1




6

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

1

1




^ 2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).







7

Проецирование общие сведения.

1




8

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

1




9

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1




10

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

1




11

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1




12

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

1

1




^ 3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)







13

Построение аксонометрических проекций.

1




14

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

1




15

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1




16

Технический рисунок.

1







^ 4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).







17

Анализ геометрической формы предмета.

1




18

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1




19

Решение занимательных задач.

1




20

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

^ Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

1

21

Порядок построения изображений на чертежах.

1




22

Построение вырезов на геометрических телах.

1




23

Построение третьего вида по двум данным видам.

1




24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».

1

1

25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1




26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

1




27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

1

1

28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1




29

Порядок чтения чертежей деталей.

1




30

^ Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

1

1

31

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

1

1




^ 5. Эскизы (4 часа).




1

32

Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

1

1

33

^ Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

1

1

34

^ Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

1

1

35

Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

1




Итого:




35

11
  1   2   3   4




Похожие:

Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа по информатике Для 5-7 класса основного общего образования (базовый уровень)
Охватывают следующие группы вопросов
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа по информатике Для 10-11 класса основного общего образования (базовый уровень)
Охватывают следующие группы вопросов
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа по истории для 8 класса основного общего образования (базовый уровень)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса основного общего образования (базовый уровень) iconРабочая программа по истории для 7 класса основного общего образования (базовый уровень)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы