Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана icon

Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана



НазваниеПояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана
Смирнова О.А
Дата конвертации04.01.2014
Размер88.91 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Утверждаю

Директор школы__________Молчанова Л.Г.


Программа элективного курса «Работа с текстом»


Разработала учитель русского языка

и литературы МОУ Савинская

основная общеобразовательная

школа Парфеньевского района

Смирнова О.А.


Пояснительная записка

Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана.

Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции девятиклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.

Основными задачами элективного курса «Текст как речевое произведение» являются:

- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;

- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;

- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- совершенствование навыков работы со справочной литературой;

- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка);

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка девятиклассников к итоговой аттестации в форме ГИА.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

^ Содержание программы

 

Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.

^ Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте ( лексические, морфологические и синтаксические).

Практическое занятие.

Тема 3. Функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи ( стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.

^ Тема 4. Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте.

Комплексный анализ текста.

Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.

Практические занятия.

Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.

Практические занятия.

Тема 7. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте.

Практические занятия.

Тема 8.

От анализа текста – к изложению.

Понятие об изложении. Виды изложений

Понятие о сжатом изложении. Основные приемы сжатия

Практические занятия.

Тема 9

Сочинение – это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Часть С2.1 и С2.2 на экзамене.

Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков.

Тема 10. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами частей С2.1 и С2.2

Приемы самоконтроля над качеством письменного текста.

Тема 11. Зачетная контрольная работа. Подведение итогов.


 

Учебно-тематический план курса


№№

П.п

Тема занятия

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

1

Текст и его основные признаки

1

1

2

Структура текста. Абзац.

 

1

3

Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.

 

1

4

Способы связи предложений в тексте

1

1

5

Средства связи предложений в тексте

 

1

6

Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки»

 

1

7

Диалог с текстом. Творческая лаборатория «Я – автор»

 

1

8

Функционально-смысловые типы речи

1

 

9

Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи)

1

 

10

Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики

 

1

11

Выразительные средства лексики и фразеологии

 

1

12

Тропы

1

1

13

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

 

1

14

Проверь себя! ( контроль за ЗУН по теме)

 

1

15

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

1

 

16

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления





17

Выразительные средства морфологии и словообразования






18

Выразительные средства синтаксиса



1

19

Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров

1



20

От анализа текста – к изложению. Понятие об изложении. Виды изложений

Понятие о сжатом изложении. Основные приемы сжатия


1



21

Сочинение – это тоже текст.

Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Часть С2.1 и С2.2 на экзамене.


1

 

22

Часть С2.1 и С2.2: в чем отличие? Проблема текста

1

2

23

Вступление и заключение. Аргументы: жизненные наблюдения и читательский опыт

1

1

24

Работа с КИМами ГИА Разбор заданий частей А и С

 

1

25

Культура работы с текстами сочинений-рассуждений на лингвистическую тему и тему, связанную с анализом содержания текста

 

1

26.

Зачетная работа: содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Подведение итогов.

 

1

 

Всего часов: 34

13

21

 

 

 Методическое обеспечение курса

1.С.И.Львова ГИА 2009 Русский язык Сборник заданий. Гл. «Текстоведение» стр.200-290. М.Эксмо 2009.

2.Л.И.Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М.Просвещение 1983.

3.В.Я.Коровина От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М. Мнемозина 1996

4.Г.К.Лидман-Орлова Учимся писать изложения. М.Дорфа 2003

5.Статьи журнала «Русский язык в школе»

  • И.Г.Милославский Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой. №№ 1,2 2006г.

  • Т.М.Пахнова От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3 2006г.

  • Г.А.Бакулина Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями.

№ 3 2005г.

  • Е.В.Бунеева Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.

  • П.Ф.Ивченков Учимся редактировать № 6 1995г.

  • В.И.Стативка Предупреждение текстовых ошибок при подготовке к сочинению

№ 5 1993г.

  • В.А.Сидоренков Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка. №» 1997г.

  • Л.С.Степанова Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9 классе общеобразовательной школы.№1 2004г.

  • Л.М.Корчагина Подготовка к сочинению-рассуждению №2 2007г.

  • И.А.Сотова Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста. №4 2007г.

  • И.Н.Добротина Упражнения по трасформации и моделированию текста. № 4 2007г.

  • С.А.Арефьева Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текста.№5 2007г.

  • Т.Н.Сокольницкая Текстовые ошибки и их классификация №7 2007г.

  • В.Ю.Башашкина Формирование навыка понимания текста. №6 2008г.

  • Т.Н.Соловьёва На пути к изложению. № 8 2008г.

  • Т.В.Зотина Работа над ошибками в изложениях учащихся №8 2008г.


Литература для учащихся:


1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.

2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.

4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.

8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2009.

9. КИМы к ГИА по русскому языку различных авторов 2010г.




Похожие:

Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconЭлективный курс для учащихся 11-х классов «Журналистика и русский язык» Пояснительная записка
В ситуации перехода старшей ступени образовательной школы на профильное обучение, необходимо обеспечение целостной и разносторонней...
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconПояснительная записка. Элективный курс «Проценты: просто, сложно, интересно»
Элективный курс «Проценты: просто, сложно, интересно» предназначен для учащихся 9 класса с различным уровнем подготовки. Темы курса...
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconПояснительная записка. Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Элективный курс «Решение задач с параметрами» является предметно-ориентированным и предназначен для обучающихся 10 класса, сориентированных...
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconЭлективный курс по теме: Живой организм (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11-х классов, 35 часов)
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconПрограмма Элективного бизнес курса по немецкому языку Программа составлена для учащихся 10 класса в количестве 34 часов. Автор программы: Т. П. Сухова пояснительная записка
Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10-11 классов
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconПояснительная записка. Элективный курс «Тайны воды»
Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconЭлективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка
Элективный курс «Основы журналистики» ориентирован на учащихся 10 класса гуманитарного профиля, так как элементы журналистики являются...
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconЭлективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива» Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен для удовлетворения возрастающих потребностей подрастающего поколения в общении друг с другом, в...
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconПрограмма кружка «развитие связной речи» 2 класс пояснительная записка Развитие речи это один из сложнейших разделов программы начальных классов
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы
Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана iconПояснительная записка. Элективный курс «Методы решения планиметрических задач»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы