Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы icon

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы



НазваниеРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы
Дата конвертации06.01.2014
Размер210.83 Kb.
ТипРабочая программа курса
источник

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

г. Макарьева


Рабочая программа курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
на 2011-2012 учебный год.
5 – 9 классы


Разработчик программы - Жилин В.А. учитель информатики


2011 г.


Утверждаю

директор МОУ МСШ № 2

_______________С. А. Баранова

_____ _____________ 2011 года

Программа


курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

МОУ МСШ № 2
на 2011 – 2012 учебный год.

5 - 9 классы


Пояснительная записка.


Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Настоящая программа определяет объем содержания образования по предмету, дает распределение учебных часов по учебным разделам и темам курса.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Цели основного общего образования:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

  • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, втом числе наркотиков;

  • обеспечению профилактики асоциального поведения
    учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по- следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1.В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных

источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций,
    связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

При изучении тематики ОБЖ можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:

1. Учебно-познавательную, включающую:

  • изучение нового учебного материала на уроках;

  • выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

  • установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

  • планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.


Реализация программы осуществляется согласно учебного плана:

В 5 классе 0.5 часа в неделю (региональный компонент)

В 6 классе 0.5 часа в неделю (региональный компонент)

В 7 классе 0.5 часа в неделю (региональный компонент)

В 8 классе 1 час в неделю ( федеральный компонент)

В 9 классе 0.5 часа в неделю (региональный компонент)


Содержание учебной программы для 5—9 классов


  1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни


Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.


  1. ^ Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях


Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании

к местам отдыха различными видами транспорта.

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.


  1. ^ Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта


Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.


  1. ^ Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера


Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно - опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.


  1. ^ Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций


Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения.


  1. ^ Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа

жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.


  1. ^ Факторы, разрушающие здоровье


Вредные привычки и их влияние на здоровье Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.


  1. ^ Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.


  1. ^ Первая медицинская помощь при неотложных состояниях


Правила оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

^ Тематическое планирование 5 класс


Раздел

Тема, содержание

Количество часов

^ Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Безопасность человека

13

Город как источник опасности. Особенности города как среды обитания. Опасные ситуации в городе

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре. Причины гибели людей во время пожаров.

Системы оповещения о пожаре. Средства пожаротушения Огнетушители, их типы. Действия людей во время пожара. Проверочная работа. Средства бытовой химии, продукты питания Затопление квартиры.. Взрыв и обрушение дома.

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Ж/д и авиационный транспорт

Морской и речной транспорт





^ Ситуации криминогенного характера

1

Ситуации криминогенного характера в доме, квартире, подъезде, на улице.




^ Средства индивидуальной защиты

1

Противогаз. Правила пользования противогазом




^ Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Виды кровотечений. Остановка кровотечений. Первая помощь при ожогах Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при отравлении хим. веществами

Первая помощь при поражении током

3




Всего

18 часов



^ Тематическое планирование 6 класс


Раздел

Тема, содержание

Количество часов

^ Раздел. Безопасность и защита человека в ЧС

Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе

14

Экстремальные ситуации в природе. Причины их возникновения. Факторы выживания.

Стрессоры выживания.

Автономное существование человека в природе. Основные правила поведения.

Действия при потере ориентировки.

Ориентирование на местности. Ориентирование на местности по местным признакам.

Определение направления выхода. Азимут. Техника движения.

Устройство бивуака. Укрытие в летний период и зимой. Способы добычи огня.

Устройство костра. Типы костров. Средство сигнализации.

Питьевой режим. Поиск водоисточников. Способы очистки и обеззараживания воды.

Питание в условиях ЧС. Охота. Рыбная ловля. Употребление в пищу растений. Употребление в пищу грибов.




^ Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Средства оказания медицинской помощи.

3

Перевязочные и лекарственные средства в условиях автономии.

Первая помощь при переломах, вывихах. Первая помощь утопающему.

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, ожоге. Первая помощь при укусах клещей, змей.









Всего

17 часов



^ Тематическое планирование 7 класс


Раздел

Тема, содержание

Количество часов

^ Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях

2

Чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация и последствия. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера




^ Чрезвычайные ситуации природного характера

6

Землетрясения, причины возникновения, последствия. Защита населения при землетрясении. Извержение вулканов. Основные районы. Причины извержения вулканов. Защита населения. Зачёт. Проверочная работа




^ Оползни, сели, обвалы.

4

Оползни. Обвалы и снежные лавины. Последствия , оползней, обвалов. Действие населения при угрозе обвалов, оползней, снежных лавин.




^ Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2

Характеристика ветра Смерч. Ураганы. Бури. Меры безопасности при угрозе бурь. Наводнения. Типы. Основные районы. Поражающие факторы, масштабы.

Действия населения при угрозе и во время наводнения. Зачет. Контрольная работа




^ Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

3

Наводнения. Типы. Основные районы. Поражающие факторы, масштабы.

Действия населения при угрозе и во время наводнения. Зачет. Контрольная работа








Всего

17 часов

Тематическое планирование 8 класс (региональный компонент)


Раздел

Тема, содержание

Количество часов

^ Опасные и чрезвычайные техногенного характера

Основные виды и причины чрезвычайных ситуациях

3

Понятие аварии и катастрофы, ЧС техногенного характера. Классификация ЧС. Краткая характеристика основных видов ЧС техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных происшествий.




^ Пожары и взрывы

6

Пожары. Причины возникновения пожаров. Пожароопасные объекты. Взрывы. Условия и причины взрывов и пожаров. Основные поражающие факторы взрыва и пожара. Правила поведения во время пожаров.




^ Аварии с выбросом опасных химических веществ

5

Опасные химические объекты. Характеристика АХОВ и их поражающие факторы. Меры 1-й помощи. Причины и последствия аварий на ХОО. Действие населения при аварии на ХОО




^ Аварии с выбросом радиоактивных веществ

7

Атомная энергия. Радиоактивность, радиационно опасные объекты. Естественные источники излучения. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характеристика поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Правила проживания в загрязнённой местности




^ Гидродинамические аварии

4

Аварии на ГТС. Причины и виды ГДА. Последствия ГДА. Меры по защите населения от ГДА




^ Нарушение экологического равновесия

5

ЧС экологического характера. Загрязнение атмосферы, почвы. Измерение состояния гидросферы. Меры защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия




^ Средства защиты населения

3

Защитные сооружения ГО. Эвакуация населения. Правила поведения. Средства индивидуальной защиты








Всего

35 часов



^ Тематическое планирование 9 класс


Раздел

Тема, содержание

Количество часов

^ Опасные ситуации и условия жизнедеятельности

Правила безопасного поведения в повседневной жизни

3

Правила безопасного поведения дома.

Правила безопасного поведения в школе. Правила безопасного поведения на улице




^ Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

7

Виды травм. Классификация травм. Основы ПМП при травмах. Механические травмы. Симптомы. Способы обработки ран. Кровотечения. Виды. Причины. Остановка кровотечений. Терминальные состояния. Экстренная реанимационная помощь. Искусственная вентиляция лёгких, НМС




^ Основы здорового образа жизни.

7

ЗОЖ, здоровье. ЗОЖ - путь к достижению здоровья. Критерии состояния здоровья. Физическая культура и её влияние на здоровье. Закаливание. Рациональное питание и его влияние на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Зачет







Всего

17 часов



В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

• основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных
    ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллектив
    ной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных
    и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.


Литература и пособия:


  1. Поляков В. В. Кузнецов М.И. Марков В.В. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс, из-во Дрофа, Москва, 2009 год.

  2. А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс, из-во Дрофа, Москва, 2008 год.

  3. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс, из-во Просвещение, Москва, 2009 год.

  4. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс, из-во Астрель 2006 год.

  5. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс из-во Астрель 2006 год.

  6. В.Н. Латчук, С.К. Миронов Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности, 5 класс, из-во Дрофа, 2008 год.

  7. Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности под ред. Ю.Л. Воробьева, 6 класс, из-во Астрель 2008 год.




Похожие:

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. Региональный компонент 10-11 классы
«Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11 классы», разработанной авторским коллективом в составе:...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-12 класса (базовый уровень)
А. Т. Смирнова (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. – М. «Просвещение»,...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности на 2011- 2012 учебный год 5-9 класс
Концепция модернизации российского образования на период до 2011 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 9 класс на 2012 2013 учебный год Разработчик
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconПрограммно-методическое обеспечение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (8кл.) /2011-2012 учебный год
Программно-методическое обеспечение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (8кл.)
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5 7 классов на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования с...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа элективного курса «основы предпринимательской деятельности» для 10 класса разработчик: учитель истории Титова С. Ю
Рабочая программа элективного курса написана на основе авторской программы Смирновой Е. В. «Основы предпринимательской деятельности»...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconАннотация рабочей программы по обж в 5-11 классах
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007.). Основная литература...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы iconПрограмма курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по обж для 1-4 классов, авторы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы