Воспитание гражданина в современной школе icon

Воспитание гражданина в современной школе



НазваниеВоспитание гражданина в современной школе
Дата конвертации20.10.2012
Размер73.84 Kb.
ТипДокументы
источник

Воспитание гражданина в современной школе

Сусикова Елена Анатольевна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ №15 г. Балашова Саратовской области.

Старченко Лариса Сергеевна, учитель начальных классов II квалификационной категории МОУ СОШ №15 г. Балашова Саратовской области.


Аннотация: Статья посвящена вопросам гражданского воспитания в начальной школе. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Главной задачей начального образования является развитие творческого потенциала младшего школьника.


Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения.

Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учёте особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определённой мере обобщён и систематизирован теоретический и практической опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребёнка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности. «В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся…

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей… Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира…» ( из письма Минобразования России от 15.01.2003 г. №13-51-08/13). Необходимо как можно раньше начинать работу по формированию у детей прочных нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно переходят в привычки, опыта гуманного поведения и отношения к окружающему миру.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании у обучающихся и воспитанников гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

1. Патриотическое воспитание Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Актуальность этой задачи в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утверждённой Правительством РФ в феврале 2001 года. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Важно понимать, что кроме официальных, есть и другие значимые символы для России – Московский Кремль, Конституция, Президент и др. С национально-государственной символикой учащиеся и воспитанники знакомятся на ставших уже традиционными «Уроках России» и «Уроках гражданина».

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Курс «Окружающего мира», изучаемый дошкольниками и младшими школьниками, знакомит детей с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. На уроках окружающего мира дети узнают о истории и культуре родного города. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Умелое сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий позволяет педагогам эффективно проводить работу по формированию у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, конструкторов, писателей, художников, композиторов.

Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство. В школе ведётся большая краеведческая работа по ознакомлению детей с родным краем. Туристско-краеведческая деятельность позволяет детям, совершая тематические прогулки, экскурсии, познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», а это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Организуются экскурсии в музеи района, ведётся поисковая работа об истории района. Ежегодно проводятся трудовые десанты «Чистый парк», операция-листовка «Берегите природу». По результатам краеведческой работы оформляются проекты и стенгазеты, организуются выставки и экспозиции.

2. Воспитание правовой культуры Органическая составная часть гражданского воспитания – формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения. Задачи правового воспитания в школе заключаются в том, чтобы довести до сознания учащихся и воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Работа в данном направлении начинается со элементарного знакомства детей с нормативно-правовыми документами, такими как «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», Закон РФ об образовании.

Наша задача помочь детям в овладении элементарной юридической грамотности, осознании своих прав и обязанностей и ответственности за свои поступки. Воспитание правовой культуры – один из главных и в тоже время сложных вопросов. Педагогам необходимо в доступной форме помочь детям младшего возраста осознать необходимость соблюдения законов, правил общества, так как от этого будет зависеть будущая судьба и здоровье наших воспитанников. «Изюминкой» нашей школы является систематическая и целенаправленная работа с детьми по пропаганде правил поведения в общественных местах и на транспорте, профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Ведётся интересная и многогранная работа – проводятся конкурсы и викторины, выставки рисунков и поделки по тематике безопасности дорожного движения, тематические вечера и «минутки безопасности». Инспектор ГИБДД стал частым гостем нашей школы. Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование прочной нравственно-правовой эмоциональной основы, стимулирование борьбы с аморальными проявлениями и правонарушениями. Стоит отметить, что подготовка педагогов к решению задач социальной защиты ребёнка и семьи, оптимизация работы коллектива по профилактике и коррекции детско-родительских отношений позволяет пресечь нарушение прав ребёнка на начальном этапе и повысить педагогическую культуру родителей.

3. Воспитание в духе мира и ненасилия Важным элементом гражданского воспитания является общечеловеческое воспитание. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях и принимают участие в акциях, направленных на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды. Традиционно в конце учебного года отмечается День защиты детей 1 июня. Работа по гражданскому воспитанию в нашей школе помогла осознать коллективу, что воспитание гражданина определяется духом школы, школьной культурой, уважением и признанием прав своих воспитанников, организацией школьного самоуправления, участием обучающихся в проведении различных мероприятий, включением их в трудовую деятельность. В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее – чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность. Честность, порядочность, ответственность имеют гражданский смысл. Стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображение общественного блага, гражданская ответственность.

Литература

1. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение.- М., 1986.

2. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. – Издательский центр НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы.2003 г.

3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). М., 2001.

4. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. – М., 1993.

5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 15.01.2003 г. №13-51-08/13

6. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3 / Под ред. Курнешовой Л.Е. – М.: Центр «школьная книга»., 2002.




Похожие:

Воспитание гражданина в современной школе iconВоспитание гражданина
Воспитание гражданина. Педагогические рекомендации коллективам школ Алтайского края по планированию воспитательной работы / Сост....
Воспитание гражданина в современной школе iconДоклад Трудовое воспитание в школе
В целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного...
Воспитание гражданина в современной школе iconПедагогический совет №2 по теме: «Личность педагога в современной школе»
Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель...
Воспитание гражданина в современной школе iconГражданин вы настоящий Большой отдачи ждет от вас страна… Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек,...
Воспитание гражданина в современной школе iconВоспитательная система Ремонтненской гимназии №1 Концепция воспитательной системы основана на программе «Воспитание гражданина России»
Концепция воспитательной системы основана на программе «Воспитание гражданина России» на 2006 – 2011гг
Воспитание гражданина в современной школе iconПлан воспитательной деятельности на 2009-2010 учебный год
Цель : воспитание гражданина, с чувством личной ответственности, твердой моралью, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой...
Воспитание гражданина в современной школе iconПрактикум для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «Система работы общеобразовательного учреждения по реализации фгос в начальной школе»
Главная задача современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,...
Воспитание гражданина в современной школе iconКонсультация для педагогов на тему: «воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников с использованием фольклора»
В настоящее время одной из важнейших проблем является проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Воспитание гражданина...
Воспитание гражданина в современной школе iconПрактикум для стажера для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «Система работы общеобразовательного учреждения по реализации фгос в начальной школе»
Главная задача современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,...
Воспитание гражданина в современной школе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» Программа работы с семьей
Главная задача школы – воспитание достойного гражданина нашей страны. С этой целью педагоги использует весь арсенал педагогических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы