Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов icon

Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов



НазваниеДоклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Дата конвертации20.10.2012
Размер145.36 Kb.
ТипДоклад
источник

Доклад на ШМО классных руководителей МОУ СОШ №15

г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна.


Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №15 г. Балашова Саратовской области

Статья отнесена к разделу: методическая работа

___________________________________________________________________

Тема: «Духовно- нравственное воспитание школьников в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов»


Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.


^ В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:


-готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";

-укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

-позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

-готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

-свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.


^ В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:


-сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

-готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие -патриотизма и гражданской солидарности;

-укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

-повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

-укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

-сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

-приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

-законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

-преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.


^ В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:


-укрепление и совершенствование правового государства;

-повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

-повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

-укрепление национальной безопасности.


В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России. Такое пространство еще предстоит создать.

На первом этапе оно должно быть организовано в пределах школе и ее ближайшего социального окружения. Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовно-нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.


В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.


^ Традиционными источниками нравственности являются:


  1. Патриотизм, включающий в себя ценности:

Любовь к России; Любовь к своему народу;

Любовь к своей "малой Родине";

Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

  1. ^ Социальная солидарность — Свобода личная и национальная;

Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

Справедливость;

Милосердие;

Доброта;

Честь;

Честность;

Достоинство.

  1. Гражданственность — Правовое государство;

Гражданское общество;

Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;

Закон и правопорядок;

Межэтнический мир;

Свобода совести и вероисповедания.

  1. Семья — Любовь и верность;

Здоровье;

Достаток;

Почитание родителей;

Забота о старших и младших;

Продолжение рода.

  1. Труд и творчество — Творчество и созидание;

Целеустремленность и настойчивость;

Трудолюбие;

Бережливость.

  1. Наука — Познание;

Истина;

Научная картина мира;

Экологическое сознание.

  1. Традиционные российские религии* включает представления о Вере,

Духовности,

Религиозной жизни человека и общества,

Религиозной картине мира.

  1. Искусство и литература включает ценности:

Красота;

Гармония;

Духовный мир человека;

Нравственный выбор;

Смысл жизни;

Эстетическое развитие.

  1. Природа — Жизнь;

Родная земля;

Заповедная природа;

Планета Земля.

  1. Человечество — Мир во всем мире;

Многообразие культур и народов;

Прогресс человечества;

Международное сотрудничество.


Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является примерным.

Образовательное учреждение при разработке собственной программы воспитания и социализации школьников может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Систематизация ценностей указывает на содержащиеся в национальной культуре источники нравственности и человечности, но имеет особое педагогическое значение. Каждая из вышеобозначенных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации школьников (далее — Целевая программа).

Целевые программы имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, Целевая программа "Гражданственность" включает в себя подпрограммы: "Правовое государство", "Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей", "Закон и правопорядок", "Межэтнический мир", "Свобода совести и вероисповедания". Таким же образом структурируются и иные Целевые программы.

Содержание воспитания в школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что есть правовое государство? В чем состоит долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей? Почему необходим закон и правопорядок? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу.

Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства, литературы и кино; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством Целевых программ и подпрограмм.

Каждая Целевая программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность;

внеурочная деятельность (культурные практики);

внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

семейное воспитание;

изучение культурологических основ традиционных российских религий.

^ Урочная деятельность.

Целевые программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.

Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.


^ Внеурочная деятельность.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.


Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.


^ Внешкольная деятельность.

Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора.

Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.


^ Семейное воспитание.

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Например, в рамках подпрограммы "Бережливость" одно из заданий может быть названо "Мой семейный бюджет". Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии родительских средств, их рационального использования. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.


^ Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире. Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьниками курсов по выбору: "Основы православия", "Основы ислама", "Основы буддизма", "Основы иудаизма". Обязательным требованием изучения культурологических и исторических основ определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Стандарту, распространяются единые требования.

Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействие образовательного учреждения с традиционными религиозными организациями и институтами гражданского общества.

Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития гражданина России. Образовательное учреждение взаимодействует с традиционными религиозными и иными общественными организациями в целях реализации собственных Целевых программ. Организационной основой такого взаимодействия могут выступать центры духовно-нравственного воспитания (в настоящее время действуют во многих субъекта РФ), учреждения дополнительного образования или иные организации, координирующие работу школ, религиозных и общественных организаций в пределах своей территории.

Образовательное учреждение может непосредственно взаимодействовать с религиозными и общественными организациями для более полной реализации своих Целевых программ. Формами такого взаимодействия являются культурные и социальные практики, осуществляемые по направлениям: социальная благотворительность, паломническо-трудническое служение, патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и др. Религиозные и общественные организации содействую включению обучающихся в общественно-полезную, нравственно-ориентированную деятельность.

Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка. Детско-юношеское движение — это форма самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и организационной поддержки со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей школьников.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.


Источники

http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CRSO/FOiV/LPDNO/Shared%20Documents/Духовно-нравственное%20воспитание%20российских%20школьников%20(А_Я_Данилюк,%20А_М_Кондаков,%20В_А_%20Тишков).htm


musafirova.ucoz.ru›load…daniljuk…kondakov…tishkov…


anschool-8.ucoz.ru›publ… nravstvennoe_vospitanie…4…

twirpx.com›file/521115/


schools.keldysh.ru›co1480/p189aa1. Html


gum1518.svao.mskobr.ru›form_nach3.pdf




Похожие:

Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconСценарий внеклассного мероприятия «Знатоки природы» по окружающему миру для учащихся 2 класса Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов моу сош №15 г. Балашова Саратовской области
Сценарий внеклассного мероприятия «Знатоки природы» по окружающему миру для учащихся 2 класса
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconАфанасьева Светлана Александровна учитель начальных классов сош №1 им. М. В. Серегина г. Киржача вторая квалификационная категория в умк «Гармония» входят учебники
«Письмо с «окошками» как способ развития орфографической зоркости учащихся начальных классов»
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (3-4 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Сафина А. К., учитель начальных классов мобу...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (3-4 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Сафина А. К., учитель начальных классов мобу...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (1-2 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Сафина А. К., учитель начальных классов мобу...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Доклад на шмо классных руководителей моу сош №15 г. Балашова подготовила учитель начальных классов Ковалева Светлана Юрьевна. Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (3-4 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы