Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку icon

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку



НазваниеСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
Хамрина Марина Александровна
Дата конвертации07.01.2014
Размер59.38 Kb.
ТипСценарий
источник

Учебно-дидактические материалы,

посвященные Дням славянской письменности и культуры


Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку


Автор: Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района


«Путешествие по страницам культуры и письменности»

(Внеклассное мероприятие для 6-х – 7-х классов)


Цели:

- изучение языка как полифункционального явления

(памяти народа, проявление национального и личностного самосознания, средства хранения и усвоения знаний «первоэлемента» художественной литературы);

- формирование духовно-нравственной культуры личности;

- формирования культуры речи учащихся;

- формирование у учащихся навыков «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умение сопоставлять литературные факты.

- развитие логического мышления;

- развитие навыков рационального чтения, понимания текста и умения интерпретировать;

- развитие умения слушать, работать в группах.


^ Оформление мероприятия

- высказывания русских писателей о русском языке;

- иллюстрации;

- литературная газета;

- видеофильм;

- выставка книг, энциклопедий, словарей.


Подготовка к мероприятию

Класс предварительно (за неделю) получает задание изучить литературу по следующим темам:

1. Летопись и ее история.

2. Создание письменности на Руси.

3. Первый книгопечатник.


Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает!

/Д. Лихачев/


С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью. /В.И. Даль/


Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье.

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья…

/К. Бальмонт/


Слово - дело великое. Великое потому, что можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. /Л.Н. Толстой/

Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовет вас,

Наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

/Н.В. Гоголь/


Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа – это самый надежный и чудодейственный инструмент национального спасения. /В.Г. Распутин /

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена… /И.А.Бунин/


^ Ход мероприятия


Класс делится на четыре группы.

Три группы выбирают себе один вопрос и готовят по нему ответ на основе прочитанного материала.

Одна группа работает со словарями (записывает «загадочные» слова из выступлений первых трех групп и объясняет их значение).

^ Вступительное слово учителя

- Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что это удивительная страна, которая имеет свою историю, в которой много загадочного и неизвестного.

Сегодня мы отправимся в путешествие, познакомимся со страницами истории культуры и письменности.

Письменность и всеобщий литературный язык – основа основ, краеугольный камень длительного и успешного существования народа и государства во времени и в пространстве, залог, во-первых, исторической памяти, во-вторых, познавательного прогресса во всех областях жизни и развития науки, и, наконец, в-третьих, массового просвещения и нравственного воспитания.


^ Ведущий

Как мало мы знали бы о своей национальной истории, если бы не русское летописание.


1 группа


Вопрос

Что такое летопись? Какова ее история?


^ Предполагаемый ответ

Летописание велось в монастырях. Их роль противоречива, но нельзя забывать о добром и истинном. Кто переписывал книги? Кто вёл летопись? Кто хранил достоверную историческую преемственность поколений? Кто, наконец, лелеял и чествовал наш язык – ту самую славянщину, которая по сей день жива и которая так восхищала Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова и восхищает современных поэтов и прозаиков?

Честь и хвала безымянному создателю начального летописного свода и – уже известным поименно летописцам – Никону и Нестору, Сильвестру и Лаврентию и многим другим - трудами которых мы получили «Повесть времяньныхъ летъ», подлинную и правдивую энциклопедию жизни Древней Руси.

Летопись рассказывает о расселении славянских племён, о принятии Русью христианства, рисует образы первых русских князей, повествует о борьбе Руси с кочевниками. Вошли в неё и жития первых русских святых, рассказы о чудесах и всевозможных небесных знамениях.

В летописи часто используются прямая речь, пословицы, поговорки. Язык «Повести временных лет» очень близок к живому русскому языку XI-XII веков.


Ведущий

Мы видим, что и языческая Русь не была бескультурной. По получении письменности культура и наука пошли вперёд. Как же это произошло?


2 группа


Вопрос

Как и когда была создана на Руси письменность?

^ Предполагаемый ответ

В конце 862 года к византийскому императору Михаилу III прибыло посольство от князя Ростислава, могущественного правителя Великой Моравии – христианского государства -с просьбой дать им учителя, чтобы «поучал нас и, протолковал святые книги».

Советники решили послать Константина (Кирилла) – успешного миссионера, человека с обширными знаниями, и его брата философа Мефодия, безупречно говорящего на нескольких языках. Мефодий был правителем в одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания своего брата.

После принятия христианской религии славяне стали использовать в место своих простейших законов латинские и греческие буквы. Но это не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи.

Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи.

Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.


Ведущий

Константин-Кирилл и Мефодий действительно были гениальными, всесторонне образованными людьми, преданными славянскому просвещению. История творится людьми, и обществу не может быть безразлично, кто они.


3 группа


Вопрос

Какова история возникновения на Руси книг?

Кто первый книгопечатник?


^ Предполагаемый ответ

Тяжелым был труд переписчика книг. Писали гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным перочинным ножичком. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской – вспомним выражение «писать с красной строки», на переписку одной книги уходил не один год.

Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, более доступными людям, как ускорить процесс создания книги.

В XV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы), из них мастер набирал строки, покрывал их красной и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

Книгопечатание быстро распространялось в Европе.

В 1553 году первая типография появилась в Москве, но на семи изданных ею книгах не указано ни имени печатника, ни места печатания.

Царь Иван Грозный решил завести в Москве «печатную избу», он поручил это дело Ивану Федорову.

1 марта 1564 года была выпущена в новой типографии религиозная книга «Апостол». На ее создание ушел целый год, зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца.

В 1574 году в городе Львове Иван Федоров написал и отпечатал первый русский букварь. По нему долгое время дети учились грамоте.


Ведущий

Первый учебник оказал огромное воздействие на становление педагогической мысли в нашей стране. Он послужил первоосновной для многочисленных букварей, которые издавались в XI - XII веках и по которым учились грамоте тысячи русских, украинцев и белорусов.

Умер Иван Федоров во Львове в 1583 году. Но не умерло его дело, свидетельство тому - книги, которые вы держите в руках, видите на стендах.


^ 4 группа знакомит с итогами своей работы

«Загадочные» слова:

1 летопись

2 летописец

3 знамения

4 погост

5 письмена и др.

Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником. Древнерусские летописи

- тоже, что история - Летопись военной славы нашей Родины.

Летописец – составитель летописи.

Знамение (стар.) - знак, предзнаменование. Небесное.

Значение времени (эпохи) – общественное явление характерное для данного времени.

Погост - сельское кладбище.

Письмена – письменные знаки, буквы, преимущественно древние…


^ Слово учителя

Среди великих преобразователей мира есть люди, которые преображали его властью слова. Как писал Пришвин, «дело человека – высказать то, что молчаливо переживается миром».

Такими были летописцы и Кирилл, и Мефодий, и Иван Федоров.

Слово не однажды возрождало человечество. Достоевский твердил «Слово, слово – великое дело!»


Просмотр видеофильма (по усмотрению учителя)

Литература


1. Журнал «Русская речь» № 3, 1988; № 5, 1989;

2. Энциклопедия. Я познаю мир. Русский язык. М., 2001;

3. Ф.А. Брюкгауз. Энциклопедический словарь. М., 2007;

4. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1987.


http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?title=%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BC&action=edit




Похожие:

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку по курсу «Основы русской словесности»
Автор: Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconДокументи
1. /Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 3 класса.doc
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия «Знатоки природы» по окружающему миру для учащихся 2 класса Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов моу сош №15 г. Балашова Саратовской области
Сценарий внеклассного мероприятия «Знатоки природы» по окружающему миру для учащихся 2 класса
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconТребования к разработке конспекта внеклассного мероприятия
При разработке конспекта внеклассного мероприятия необходимо определить тему и продолжительность внеклассного мероприятия, исходя...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия: Юные герои «сороковых, пороховых», посвященного 65-летию Победы в Вов 1941-1945 гг. (4-6 классы)
Сценарий, посвященный детям Великой Отечественной войны. Подготовила библиотекарь Самохвалова А. И
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия в 1 классе
Класс празднично украшен: выставка «Весёлая буква», на доске надпись «Прощай, букварь!»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconДокументи
...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия «О чём расскажет фотография» или "Загляните в семейный альбом"
Участники: учащиеся 8-9 классов, группа кружка “Фотостудия”, классный
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса
Заинтересовать обучающихся фольклорными жанрами Зауралья, подвигнуть к исследовательской деятельности в данной области
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку iconСценарий внеклассного мероприятия
Цель: воспитание культуры здорового образа жизни; показать детям систему работы правоохранительных органов; ввести в мир правового...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы